Легенды Улытау

Мадали Найманбаев
    У хребта Улытау находятся исторические объекты Казахстана, овеянные древними легендами, это мавзолеи Домбаула, Жошы хана и Алаша Хана.

    Мавзолей Домбаула находится в 58 километрах к северо-востоку от города Жезказган. Это одно из крупнейших сооружений из камня в Казахстане, построенное в доисламский период.   Оригинальная форма мавзолея Домбаула, похожая на большую юрту, его внушительные размеры, оригинальная кладка из плит серо-розового песчаника хранит за своими стенами много тайн. Некоторые из них могут открыть легенды казахского народа, передаваемые из поколения в поколение. Одно из преданий гласит, что Домбаул-аулие вместе с соплеменниками кочевал по долине реки Каракенгир вместе с верным другом Дуа сокыр. Они оба очень любили охоту. Но у Домбаула было еще одно увлечение - по вечерам он прекрасно играл на кобызе, и при звуках этой чудесной мелодии все вокруг замирало: весенняя степь в огненно-алых тюльпанах и маках, ковыль бескрайних просторов, и даже белоснежное покрытие степи в суровые зимы!
    Домбаул был современником и продолжателем идей знаменитого Коркыт-ата - основателя духовной философии древних тюрков, создавшего первый музыкальный инструмент в степи - кобыз.  Известный историк Абулгазы Бахадур-хан писал: Коркыт-ата сыграл "первую на земле прекрасную мелодию, именуемую кюем". Побывав в Улытау, Чокан Валиханов со слов старейшин сделал в своей тетради запись: «Домбаул из рода кият был не только меткий стрелок из лука, но и виртуозный кюйши, который в первозданном виде играл на своем кобызе мелодии Коркыта».

    Про Домбаула есть еще одна легенда. Была у хана Алтынбеля красавица дочь. Она была настолько красива, что не хотел хан ее показывать даже солнечному свету, и потому сидела девушка взаперти с приставленными к ней служанками. Однажды прекрасная ханша захотела узнать, что там за стенами, и спросила об этом своих помощниц. Одна из них ответила: "Как, вы не знаете? Там, на недосягаемой высоте, держась невидимыми руками за облака, есть ослепительное Солнце, дарящее жизнь Земле!". Красавица стала просить показать ей Солнце, которое она никогда не видела. Яркий солнечный луч, через открытое окно, тотчас очутился в комнате и… произошло чудо. Узнав о беременности дочери от солнечного света, хан велел построить закрытую золотую лодку, посадить в нее красавицу принцессу с ее служанкой и спустить по реке. Ханская воля была выполнена.
    День и ночь, и еще день плыла лодка по реке Каракенгир, и ее заметил охотившийся там Дуа-Сокыр. Позвав Домбаула, Дуа-Сокыр предложил: "Давай вытащим лодку и поделим: что снаружи - мне, а то, что внутри - тебе". Домбаул согласился. Когда таинственная лодка приблизилась к берегу, Домбаул, натянув тетиву лука, спросил товарища: «Как мне стрелять? Кыйа атайынба, кесе атайын ба (стрелять ли так, чтобы стрела только задела край лодки или чтобы рассекла ее)?  Дуа-Сокыр  ответил: «Кыйа ат. (Стреляй так, чтобы стрела задела край). Домбаул-мерген выстрелил, стрела срезала крышку лодки, и на берег вышла красавица. По уговору золотая лодка досталась Дуа-Сокыру, а принцесса стала женой Домбаул-мергена. Вот почему потомки Домбаула называются кият. Вначале принцесса просила Домбаула не жениться до тех пор, пока она не родит своего первенца. Однако Домбаул-мерген так любил свою суженую и ее будущего ребенка, что не хотел ждать. Ханша стала матерью. Она родила сына от Солнца, которого нарекли Дуюн-Баян и двух сыновей от Домбаула: Бодонжар и Кагыржар. И пошел род кият, родоначальником которого был Домбаул. Дуюн-Баян, по древним сказаниям, стал прародителем монголов и является предком Чингисхана, отца Жоши.

    Невдалеке от захоронения Домбаула находится мавзолей Жошы хана, старшего сына Чингисхана. «Покоритель Вселенной» еще при жизни поделил свои владения между сыновьями. Жошы досталась большая часть современной территории Казахстана, и именно здесь, в предгорьях Улытау, была его ставка. По легенде, во время охоты на куланов - диких лошадей, Жошы, сразившись с их мощным вожаком, ранил его. В ярости животное сбило всадника с коня и растоптало Жошы. По легенде, правая рука охотника была оторвана, что подтвердили археологи в результате раскопок могилы Жошы-хана в 1946 году.
    Народные предания из уст в уста передавали историю, как была передана властелину печальная весть о гибели его любимого сына Жошы, повелителя улуса Дешти-кипчак. По приказу главного визиря выбор «черного гонца» пал на мудрого жыршы по имени Кетбуга. Он, после мучительных раздумий, решил поведать Чингисхану весть о смерти кобызом. Легенда гласит: «Из-под смычка инструмента раздавались стонущие, задевающие душу печальные звуки. Кобыз издавал рыдающие причитания и муки страданий. В этих звуках Кетбуга смог передать бешеный топот копыт и ржание. Недоброе чувство железными когтями сжало сердце кагана. Чингис поднял взор на кюйши и увидел, что головка кобыза словно приросла к его виску. Казалось, играет не он, а кобыз сам говорит. Дробный топот копыт перешел в мелодию глубокой печали, которая перешла в плач. Это был плач матери, потерявшей ребенка. Каган не заметил, как на его глаза навернулись слезы. Он вдруг явственно услышал: «Хромой кулан испуганный бросился вниз с горы. Погиб твой сын Жошы!». Чингисхана охватило какое-то оцепенение, он вновь взглянул огненным взором на Кетбугу, прикусил губу и весь находился во власти музыки. А кобыз, словно человеческим голосом вещал: «Твой сын погиб…».
    Повелитель смотрел на музыканта. Перед ним, обняв кобыз, сидел поседевший старик. Он понял, что жырау выразил ему соболезнование по умершему. «Сын был на охоте. Жошы погиб!.. Смерть вестнику!», воскликнул он, выхватив меч из ножен. «Дат, таксыр!» промолвил Кетбуга. Обреченный просил последнее слово. Каган остановился: «Говори!». «Удел черного вестника – смерть! Но ведь не я поведал о смерти твоего сына Жошы. Об этом рассказал тебе мой кобыз», сказал жыршы, подняв свой инструмент над головой. Промелькнула мысль! Имя сына он назвал сам. А вещал только кобыз. Ярость прошла. Чингисхан посмотрел на свой жаждавший крови меч и с сожалением отбросил его. Кюй «Аксак кулан» сохранился в народе и до наших дней.

    На расстоянии прямой видимости от усыпальницы Жошы хана, на берегу реки Каракенгир, рядом с  селом Малшыбай, находится мавзолей Алаша-хана. По казахским народным преданиям Алаша-хан был родоначальником древнеказахских племен. Он выступает как устроитель казахского общества, его первых законов и традиций, таких как, например, конак-асы, жылу, асар и другие. Историк А.Левшин пишет про боевой клич всех казахов: «В случаях общего смятения, когда соединяются казахи всех родов и званий без различия, все кричат "Алача!"». Во многих легендах упоминаются три сотни (жузы), отправляемых к Алаша-хану и остающихся с ним. В них говорится, что Алаша-хан – это реально существовавший персонаж, родоначальник всех тюрков, трое сыновей которого – Акарыс, Жанарыс и Бекарыс  являются отцами-основателями трех казахских жузов. Имя Алаш служит боевым кличем и общенациональной идеей. «Алаш уранды казакпыз!», говорят казахи.
    Одно из сказаний об Алаша-хане гласит. «Жил один правитель степи. Это было у Туркестана и было в то время, когда жили еще патриархи Когам, Майкы, Котан, Кондыгер. У правителя не было детей от первой жены, от второй родился сын, но пестрый (на казахском – «ала»), весь покрытый родимыми пятнами. Первая жена, завидуя и злясь, стала говорить повелителю, что ему надо избавиться от такого наследника. Правитель согласился и изгнал сына. Предание называет наставником Алаша-хана мудрого Майкы-би, известного по многочисленным легендам, который взрастил и воспитал мальчика.
    Как повествует данная легенда, "Майкы-би с рождения был хромым, ездил на двуколке. Майкы-би привез пегого изгнанника к своему народу, устроил по этому поводу великий пир. Через некоторое время он дал пегому мальчику в сопровождение сто джигитов во главе со своим сыном Уйсыном и направил их в Сарыарку (в предании говорится о местностях Улытау, Кишитау, Каракенгир, Сарыкенгир). Вещий мудрец точно определил, что мальчик непростой и ему суждено стать правителем. «Хан должен быть справедливым, народ же его - упорным и терпеливым», - говорил он. Так было положено начало казахскому народу. Об этих событиях получил известие и хан-отец.

    Казахское шежире предполагает, что Алаша-хан - сын одного из известных правителей Средней Азии (Абдолла-хан, Кызыл Арыстан-хан, Абдул Азис-хан). Хан-отец захотел вернуть своего сына и послал к старцам Котану, Когаму, Кондыгеру и Майкы посла с требованием вернуть сына. На поиски Алаша и его людей в степь направился сын Котана Болат. Его тоже сопровождали сто джигитов. Вместо того чтобы возвратить Алаша, прибывшие, поддавшись на уговоры, соблазнились степным привольем и остались в Сарыарке. Затем отправился в степь сын Когама Алшын с сотней джигитов, а вместе с ними - тринадцать уважаемых аксакалов. Есть поговорка у казахов, что если народ достигнет своим числом трехсот тринадцати человек, то против него никто не устоит, даже если весь свет будет врагом. Когда число казахов достигло этой цифры, собравшись все вместе, три сотни посадили пегого предводителя на алаша (ковер) и провозгласили ханом.
    Это случилось на горе Улытау. И стали они народом единым, и стали известными миру. С тех пор потомков старшей сотни во главе с Уйсыном они прозвали Старшим жузом. Между собой условились, что Старший жуз составит надежный тыл и будет снабжать войско. Та сотня, которая пришла в Улытау второй, стала называться Средним жузом. Во время военных действий они обязывались находиться рядом с ханом и оберегать его. И, наконец, те, что пришли вместе с Алшыном стали называться Младшим жузом. Они, не жалея живота своего, первыми бросаются на врага. Так было положено начало трем казахским жузам.

    Шежире (родословная народа) связывает с Алаша-ханом начало казахского этноса. Это утверждение - в традициях сильной персонификации истории и не противоречит истине.  Таким образом, легенда об Алаша-хане и народе алаш выражает это государственное начало. Поэтому казахское шежире говорит о том, что казахи стали известны истории только со времен Алаша-хана, хотя само мифологическое содержание легенды говорит о древности этого начала. По мере продвижения степных племен на юг культ Алаша-хана, воспоминания о нем как о первопредке тюрков и монголов и устроителе первого государства попадают в восточные исторические документы.
    В период образования Казахского ханства культ Алаша-хана оживает и начинает служить новому государству степных племен как национальная идея. Именно в этот период (XV-XVI веках) был построен мавзолей в честь первого степного хана. Возможно, что этот мавзолей построен именно там, где раньше находилась древняя святыня или жертвенник в честь Алаша-хана.  Таким образом, образ Алаша-хана и трёх сотен (жузов) является стержневой идеей государственности казахов как братьев, объединённых в единую общность для достижения единой цели - создание собственно Казахского государства.

    Рядом с мавзолеем Алаша-хана находилось «Хан-ордасы» - культовое место сбора представителей трех казахских жузов. Здесь располагались ханские ставки разных правителей, начиная с конца XII века, стояли красивые дворцы, располагалось городище и феодальные замки, имеются их останки, круглый год проходили верблюжьи караваны с восточными товарами.

    В Улытау, согласно местным легендам, пастух Заратуштра («Жаратушы» - «Творец», на казахском) получил откровение от Всевышнего и, на базе тенгрианства, создал первую степную религиозную доктрину. Это сакральная столица потомков Жошы хана и его сыновей, место провозглашения и захоронения ханов Великой Степи. Здесь размещался хан Батый, отсюда начинал он свой поход на восток. В этих местах погребен хан Золотой Орды Тохтамыш и великий ордынский полководец эмир Едыге. А великий Тамерлан в 1391 году оставил о себе память надписью на камне горы Алтыншокы.

17/04/2013