Культура прошлого - искусство будущего

Валерий Иванов-Виленский
Впервые слово «культура» входит в оборот сознательного мировосприятия людей вместе с произведением «De Agri Cultura» римлянина Марка Порция Катона Старшего написавшем его во втором веке до нашей эры. Оно имеет много значений - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание и т.д. Современная трактовка понятия КУЛЬТУРА определяет его как продукт конкретной разностороннёй жизнедеятельности определённого социума и зиждется на религиозных воззрениях человека, того или иного определённо оформленного сообщества, являет собой материальное, социальное, духовное наследие и реальность, вместе с тем научную, конструктивную перспективу развития социума, а также эмоциональную стагнацию и экзальтированную его деградацию.
Остановимся здесь на следующем определении культуры – это материализованные и перманентно поддерживаемые всей полнотой жизни людей нравственные воззрения, которые социально сплочённы общей для них религиозной доктриной. Любая религиозная доктрина является установочной и регламентирующей поведение человека и людей в социуме, в котором практикуется данная религия. Отсюда следует, что культура данного социума может рассматриваться по всем четырём нравственных критериям оценки бытия людей. В любом социуме (детерминированном той или иной религией) таких универсальных нравственных критериев экзистенции культуры четыре: эсхатологический (быть - не быть), моральный (добро – зло), этический (можно – нельзя) и эстетический (красиво – некрасиво).
Являя собой своеобразный нравственный крест, эти нравственные критерии имею различную форму воздействия на человека:
- в качестве материального, так или иначе узнаваемо для людей статично оформленного предмета (одежда, предметы утвари, картины, статуи, письмо, архитектурные постройки, вид приспособлений для передвижения или перевозки грузов и т.д.);
- в качестве табуированного определенными формами поведения людей между собой (манеры поведения, ритуальные жесты, определённые звуки и выражения, благовония, цветовая гамма, температура, тактильные и вкусовые ощущения и т.д.).
Первые – материализованные формы воздействия на сознание человека, - статичные по своей сути. Вторые – развиваются во времени и требуют от человека соучастия в процессе постижения этих форм культуры.
Констатация двух принципиально разных способа восприятия культуры:
- целостного, когда восприятие осуществляется сразу по форме окультуренных человеческой деятельностью предметов и застывшей на них конкретным отпечатком;
- действенного, когда восприятие осуществляется во времени, путём синтеза различных впечатлений в процессе того, как наше сознание соотносится с представляемым ему развивающимся окультуренным умным воздействием со стороны других людей.
То есть в первом случае культурный процесс взаимодействия происходит в результате общения человека с окультуренным материальным предметом, во втором – в процессе общения людей при помощи задействованного ими инструментария. Причём, второй класс культурного общения можно подразделить также на два вида: общение непосредственное с помощью всех доступных лично человеку способов общения, и второй вид – при помощи используемых в личном общении различных окультуренных и соответственно оформленных предметов.
Понятие культуры содержит в себе ещё одно основополагающее определение – искусство. Русская этимология этого слова выводиться от таких слов, как «опыт», «проба» и т.д. Но думается, что более точным будет следующее: ИСКУССТВО – это умение осмысленно создавать оригинальные формы при материальной или действенной реализации тех или иных идей, путём умного совмещения знаний, нравственных табу и опыта. Отсюда следует - искусство не может быть вне культуры. Культура и искусство определяют бытие любого социума, взаимно дополняя его поскольку, как замечено выше, культура, служит стабилизации социума, его сохранению, а искусство – его развитию в вечно изменяющемся мире.
Деятельность любой организации творческих людей проявляется в консолидации усилий её членов на материализацию задуманного ими. Само задуманное и принципы реализации его, зафиксированы в нравственных принципах, которые  объединяют этих людей. Творческие люди не любят формальной отчётности о своей деятельности на поприще искусства, которым они занимаются. Через искусство креатор (созидатель нового) говорить о себе оригинально, доходчиво и гармонично, не повторяя формы, некогда уже найденной другими. Это не ремесло, которое лишь мультиплицирует найденные впечатляющие формы. По мере знаний, сил и способностей креатор творит свои произведения осознанно или инстинктивно, стремясь создать новое неповторимое. Такое, что воздействовало бы на других людей, на их эмоции и сознание, порождая в них чувство красоты, понимание актуальности созданного и внутреннюю гармонию его элементов.
Любой созидатель, будь то учёный, художник, литератор, композитор творит не только для себя. Прежде всего, он хочет поведать людям что-то важное и поведать так, чтобы быть услышанным. А может быть и понятым.
Но только искусство в области культуры, которое олицетворяет творчество: художников, литераторов, композиторов, режиссёров и исполнителей - воздействует на других созданными образами, прежде всего, через эмоции, а не логику аргументов, как наука. Всегда индивидуальный собственный почерк и манера созидателя при отображении им действительности, или грёз, лишь усиливает наше эмоциональное восприятие их творчества, помогают понять, что автор хотел сказать нам именно в данном своём произведении.
Исключительно через эмоциональное восприятие возможно осмысление человеком окружающего его мира с рационально инсталлированными в него произведениями художников – литераторов и живописцев. И если повествование литературного произведения, изложенного в виде стиха или рассказа, возбуждает наше абстрактное сознание, с его многоуровневым рациональным формированием образов во времени, то картины художников, преподнося нам единовременно в целостности уже статично сформированный образ чего-то, возбуждают тем самым в сознании зрителя именно эмоциональные ощущения и чувства. Аналогично литературному мировосприятию, восприятие музыки, которая не имеет одновременного пространственного воплощения, но во времени и косвенно - через ритм, высоту звука и мелодию.
Читающий, в силу интимности такого процесса познания, склонен, прежде всего, к самооценке себя на фоне повествования.
Смотрящий, в силу объективности процесса - к познанию себя через эмоции и чувства других. Естественно, в умном отношение к искусству всегда превалируют чувства, а не эмоции.
Слушающий музыкальное произведение, воспринимает его, как и читающий, во времени развёртывания сюжета. Этот сюжет не представлен логически завершённым образом. Перед нами развивается действие, окрашенное эмоционально в минорном – пессимистичном или мажорном – оптимистичном ключе. Мы чувственно воспринимаем действие в иррациональных по своей сути воплощениях. Причём, и это важно, любой музыкальный исполнитель является фактически соавтором композитора, записавшего некогда конкретные ноты определёнными символами, в определённой системе измерения. Без исполнителя, музыкальное произведение мертво!
Обобщая, можно сказать, что изобразительное искусство, в отличие от всех других видов искусств, работает на историю, фиксируя для неё и для будущего в устойчивых материальных формах переменность теперешнего бытия людей. Это искусство «консервирует» культуру, служит сохранению неких сокровенных эталонов для конкретных социумов. В то время, как все виды воспроизводимого искусства – литература, музыка, драматургия – воздействуя всякий раз объёмно на теперешний реальный человеческий мир, являются непосредственными его детерминантами. То есть воздействуют на реалия вне временных категорий. Правда, здесь надо сделать существенную оговорку – не все воспроизводимые произведения искусства способны со временем сохранить всю свежесть, силу и глубину своего первоначального чувственного воздействия на окружающих. Эти произведения искусства должны быть созвучны восприятию людей, живущих в реальных исторических условиях.
Есть ещё одно примечательное обстоятельство, которое само по себе является имманентной функцией искусства и связано с тем, что искусство служит постижению материализации идей. Другими словами, искусство позволяет направлять будущее в настоящее – абстрактные идеи из будущего, в мир настоящего, материализовав их при этом, напрямую или косвенно, т.е. сделав их конкретными вещами или какими-то новыми актуальными сейчас действенными отношениями. В этом плане искусство положительно – мажорно в своей функции к настоящему, поскольку наполняет его новыми сущностями. В тоже время культура, сопряжённая всегда с удаляющимся прошлым, имеет функцию отрицательной верификации некоторых сущностей в настоящем, системно не сопоставимых с фиксированными нравственными устоями предков - их удалению, а потому  минорна.
Только в сфере нравственного выбора человек имеет свободу (он несвободен игнорировать законы природы!), только в сфере культуры и искусства человек обладает правом выбора тех или иных известных форм и существующих средств в процессе реализации своих идей. Сами идеи всегда детерминированы религиозными воззрениями и проистекающими от них нравственными нормами, а также знанием, опытом, информацией, умением умно систематизировать натуральное вечное и нравственное приходящее.
Эмоциональные воздействия сами по себе – не в счёт, ибо самые большие эмоции в сознании людей вызывают любые извращения общепринятого, уже систематизированного устоя вещей и нравов. Любое некультурное поведение или произведение – вызывает эмоции. Лишённые внутренней гармонии, по своей сути внесистемные и потому деструктивные, любые извращения не есть искусство – это просто эпатаж, хула или преступление. Разрушая нравственные системы мировосприятия, эпатаж кастрирует сознание людей, лишает его возможности воспринимать настоящее искусство и порождать новые высоко одухотворённые шедевры своего гуманного творчества. Поэтому настоящий художник уходит от таких извращённых методов презентации окружающего мира…