Женский облик архитектуры история - газета Строите

Вячеслав Ледовский
Архитектуру считают музыкой, застывшей в камне. Потому это одновременно изящное и монументальное искусство вполне соответствует прекрасной половине человечества.

Однако так было не всегда. История знает многих женщин, проявивших себя как незаурядные государи, – от Клеопатры и царицы Тамары до английской Елизаветы и нашей Екатерины II. Иные из них были в полном смысле этого слова градостроителями. Но вот непосредственно в зодчестве долгое время дамам проявить себя не удавалось. Возможно, в силу особого содержания как самого ремесла строителя, так и принципов профессионального общения, изобильного ненормативной лексикой вне зависимости от стран и народов. И такая ситуация сохранялась вплоть до XIX века.

451_ret-arhit-1.jpg– Женщины никогда не бывают архитекторами, – высказался в середине того века, казалось бы, достаточно просвещенный человек, писатель граф Владимир Соллогуб. – Им недоступно усвоение начал симметрии и разнообразия в единстве, которые так поразительны в природе, этом прототипе художественного творчества.

– Особенно дикой казалась мысль о женщинах-архитекторах, потому что взбираться по лестнице трудно при длинных юбках, – вспоминает родившийся в 1878 году историк искусств Владимир Курбатов.

Но стена уже дала трещину. Историк и граф стали современниками первых выдающихся архитекторов и проектировщиков – представительниц прекрасного пола.

Волна с Запада

Англичанка Флоренс Найтингейл родилась в 1820 году, и она всего на семь лет моложе Владимира Соллогуба. Но уже в 1856 году Флоренс на свои деньги в память о жертвах Крымской войны воздвигает на высокой горе в Крыму над Балаклавой большой обелиск из мраморовидного известняка, отреставрированный в 1988 году английским архитектором Кном Хортоном. По возвращении в Англию Найтингейл реорганизует армейскую медицинскую службу. Она добилась, чтобы больницы были оснащены системами вентиляции и канализации, а также известна как автор архитектурных проектов ряда медицинских учреждений.

А в германоязычной Европе первой архитектурное образование получила Маргарет Шютте-Лихоцки из Вены. Под влиянием направления «баухаус» Маргарет создавала интерьеры, состоявшие из простых прямых линий. Самое известное ее творение – так называемая «франкфуртская кухня» (1927), представлявшая собой небольшое помещение, заполненное рядами встроенных и навесных шкафов. Именно Шютте-Лихоцки придумала вешать над плитой вытяжку. Это была первая в истории стандартизованная кухня, прародительница всех современных типовых гарнитуров и встроенных кухонь.

451_ret-arhit-2.jpgА вот первой женщине, добившейся в США права на самостоятельную архитектурную практику, Джулии Морган, приходилось возводить церкви.

– Она строила храмы – для разных конфессий и этнических групп, вплоть до китайской общины, – пишет Джинджер Уодсуорт. – А когда ее попросили спроектировать церковь для очень бедной пресвитерианской общины, она сумела создать изящный ансамбль из двух павильонов: воскресной школы, позже самой церкви, наконец, связующей их галереи. Работая только в дереве, залила интерьер отраженным от стен светом и сделала пол слегка наклонным к алтарю, чтобы каждому была видна каждая деталь службы. Так же внимательно она озаботилась акустикой, так что каждое слово проповедника доносилось без помех до любой точки церкви.

В 1894 году Джулия первой среди женщин получила диплом инженера Калифорнийского университета. В 1902 году стала первой выпускницей Парижской академии искусств, созданной еще при Людовике XIV, причем ее проект театра получил высшую оценку из всех возможных.

По возвращении домой Морган получила заказ на проектирование аудитории Горного института, амфитеатра на шесть тысяч мест. Джулия настояла, чтобы возвести его из железобетона, материала, который на западе США до нее никто не применял. Следующим ее большим проектом стала 22-метровая колокольня для Женского колледжа в Окленде в стиле испанской колониальной архитектуры. И эти два сооружения стали одними из самых значительных среди тех, что выстояли в ходе чудовищного калифорнийского землетрясения 1906 года, стершего с лица земли почти весь мегаполис.

451_ret-arhit-3.jpgВ начале века Морган создает собственную мастерскую, по проектам которой создается более семисот объектов. Самым значительным заказчиком Джулии была семья миллиардеров Херст, для которых она, в частности, возвела романтический замок Уинтун в лесистых горах на севере Калифорнии, огромное ранчо, вариацию на тему испанского «президио», и самый известный из своих проектов, наиболее знаменитый дом предвоенной эпохи в США – так называемый замок Херста. Он включен в Национальный реестр исторических памятников США, и доныне его ежегодно посещает более миллиона туристов.

При этом Джей Эм, как уважительно называли ее коллеги и клиенты, всегда бралась даже за самые небольшие подряды.

– Никогда не отказывайтесь от заказа, считая его ниже своего достоинства, – наставляла Джулия своих сотрудников. – Одна из самых моих мелких работ был домик на две комнаты в Монтерее. Дама была весьма довольна результатом, а теперь она – председатель YMCA. Мелкая работа потянула за собой ряд крупных работ, заказанных мне ассоциацией.

Если заказчик этого желал, Морган разрабатывала все детали декора, вплоть до посуды и столового белья. Она с нежностью и вниманием относилась к детям, считая, что дом их детства должен навсегда остаться в их памяти как счастливое и чуть таинственное воспоминание. Всегда придумывала для них небольший секрет, вроде потайных шкафов или упрятанных в стены лестниц.

– Мои постройки останутся после меня и будут говорить вместо меня, когда меня уже не будет, – подвела итог своей жизни Джей Эм, убедившая Америку в том, что архитектура – это не исключительное мужское занятие.

Россия не отстает

Надо отметить, что наша страна ненамного отстала от общемирового процесса вовлечения прекрасного пола в архитектуру. В 1900 году в Петербурге образовалась инициативная группа во главе с Прасковьей Ариян. К 1904 году они добились создания Технико-графического института для женщин. А уже в начале 1906-го на Петербургских женских политехнических курсах (с 1915 года – институт) были открыты четыре технических отделения, в том числе инженерно-строительное и архитектурное. Преподавали там такие видные мастера, как Л. Бенуа – архитектор корпуса Русского Музея и Капеллы на Мойке, И. Фомин – архитектор «Нового Петербурга» на острове Голодай, Г. Передерий (Володарский мост и мост Лейтенанта Шмидта), Н. Белелюбский, устраивавший студенткам практику на строительстве дома Гвардейского экономического общества (нынешний ДЛТ). Выпускницы курсов приложили руку к строительству гостиницы «Астория», Балтийского завода и многих других объектов.

Когда пришел октябрь 1917 года, Советская власть полностью уравняла в правах женщин и мужчин. Затем череда войн увела последних на фронты, и опустевшие места за кульманом, да и на стройках, пришлось занять прекрасному полу. И если мужчины выигрывали для России сражения, то восстановили нашу страну все же женщины, за что им огромная благодарность от нашего поколения – их детей, внуков, правнуков.