Париж-8. Музей Пикассо Часть 2

Тина Гай 2
Знаковой и поворотной для Пикассо стала встреча в 1927 году с юной  Мари-Терез Вальтер.


Ей 17, ему  - 45. Он - в самом расцвете сил. Теперь его девизом становится формула: "Каждый раз, когда я меняю женщину, я должен сжечь ту, что была последней"


Расчетливая и довольно жёсткая жена художника считала, что она  привязала мужа  "арканом жизни преуспевающего буржуа". Но Ольга так и не поняла, что именно этого меньше всего хотелось художнику. Для творчества Пикассо необходима  была свобода, которую Ольга ему  дать не могла.


Правды ради, надо сказать, что непонимание между супругами возникло еще до встречи с Мари-Терез, а встреча  юной мадемуазель сделала разрыв неизбежным.


Мари-Терез стала четвертой женщиной-музой,  вдохновившей художника на новые поиски, на  возврат к себе-прежнему – новатору и свободному художнику. Период, связанный с Мари-Терез Вальтер, стал совершенно особенным, как  по стилю, так и по колориту, по сравнению с прежде создаваемыми  картинами.


Шедевры периода Мари Вальтер, особенно до рождения ребенка, являются вершиной его творчества. Когда ходила по залам, наполненным картинами с ее образами,  физически чувствовала, как в меня вливалась энергия любви, свободы, радости и счастья.


Нежность, округлость форм модели, свежесть красок, пастельные тона, словно парящие в воздухе лепестки цветов, фруктов, столов, стульев, фигуры самой Марии-Терезы – роскошество  ласки, мягкости, любви и благоухающей юности - невозможно забыть!


До сих пор эти картины у меня перед глазами. Вдохновляясь  легкостью, женственностью, естественностью и простотой Мари-Терез, Пикассо  обрел новый стиль - сюрреализм. Он  позволил ему выражать внутреннее ощущение и личное восприятие модели, всматриваться в нее. Субъективное ощущение стало  неотъемлемой чертой искусства Пикассо.


У художника  открывается  второе дыхание, и он вновь, как тогда, в юности, купается в обретенной свободе. Художник  пишет серию шедевров с новой моделью, наслаждаясь, втайне от жены, вновь обретенным чувством любви, творческого вдохновения и счастья.


Пикассо вынужден  скрывать свою пассию, потому что она еще не достигла возраста совершеннолетия, за что мог быть привлечен к суду, а также потому что  был женат и не хотел придавать огласке  связь с Мари-Терез.  Но семейные скандалы стали повседневной реальностью:  в последние семь лет из 17 прожитых с Ольгой они не прекращались. Уже ничто не могло спасти брак, можно было только на какое-то время оттянуть  этот разрыв.


Пикассо покупает  замок в Буажелу в Нормандии, где устраивает себе мастерскую, а Мари - дом. Серия картин со спящей Мари-Терез 1932 года  считается  одной из самых дорогих в настоящее время. Например, картина  "Обнажённая, зелёные листья и бюст" продана в 2010 г. за  $106 млн. Картина "Сон" продана еще дороже.


Серия спящей Мари-Терезы - гимн женщине, любви и желаниям.  Мари-Терез  изображена так, словно она заснула под завораживающие звуки колыбельной музыки, и спит безмятежным сном богини. Художник словно  расчленяет свою модель и вновь собирает, но уже  по-своему. К Мари он относится не как к живой женщине, жене или матери, а как к игрушке, которую интересно разбирать и узнавать, что там внутри. Мари это понимала, но принимала.


В 1935 году Мария становится матерью общего с Пикассо ребенка - Майи. Художник рисует теперь  портреты матери и дочери вместе  и по отдельности, подчеркивая сходство Марии-Терезы и Майи.  Здесь же Пикассо начинает экспериментировать со скульптурой. Он делает скульптуру "Голова женщины" (Мари-Терез), которая стала символом этого периода. А один из ее вариантов установлен на могиле художника.


Девушка надеялась, что Пикассо женится на ней. Но когда надежды не оправдались, она решила прийти в дом жены и, показывая дочь, сказала: "Это тоже произведение Пикассо". После этого сомнений у Ольги относительно любовницы не осталось. Она уходит из дома.


Пикассо тоже тяжело переживает разрыв: его покидает вдохновение, он перестает писать, его краски, такие яркие и радостные, тускнеют. Художник охладевает к Мари-Терез, виновнице, как он считает,  этой трагедии. И  расстается с ней.


После расставания с художником, Мари-Терез  сильно страдала, ждала, что он вернется. Они переписывались, он ей помогал материально до конца жизни, но уже никогда они не были вместе. Когда Пикассо умер, через  четыре года  Мари-Терез повесилась.

*****

Пятая женщина-муза Пикассо – Дора Маар. Это был совсем другой тип женщины: умная, тонкая,  нервная, неуравновешенная. Она вошла в творчество художника как плачущая женщина. Это была известная в богемных кругах фотограф-сюрреалист, поэт и художник, работавшая в рекламе. Вместе они были почти 10 лет.


Познакомился художник с Дорой в 1936 году, когда  еще не порвал окончательно с Мари-Терез. Пикассо рассказывал, что однажды две  любовницы встретились в мастерской и стали требовать от него выбрать одну из них. Он ответил, что они сами должны за него бороться. Эта сцена была одной из самых сильных, запомнившихся ему на всю жизнь.


Дора  разговорилась с художником в кафе, куда Пикассо зашел со своим псом. Пес стал попрошайничать у других столиков. Художник окликнул его по-испански, на что и отреагировала Дора, знавшая испанский с детства.


Когда они познакомились, она, так гласит легенда, играла ножом, вставляя его меж пальцев. Один раз она промахнулась и ранила палец. Может быть, поэтому ее портреты можно узнать по ярко красным острым ногтям. Ее окровавленные перчатки, в которых Дора была в тот вечер, художник хранил в специальной витрине. Ей было 29, ему - 54.


Пабло всегда изображал Дору с огромными глазами, грустными, задумчивыми или плачущими. Он подчеркивал ее тонкую нервную систему, чистый овал лица и длинные красные ногти.


Портрет Доры "Плачущая женщина" стал символом горя, боли и страданий. Все в картине подчинено этой идее.


Дора, как художник делала много фотографий Пикассо. Их объединяла не только страсть, но и интеллектуальное общение. Сойдясь с Дорой, Пикассо начал экспериментировать с гравюрой, фотографией и живописью, соединяя их вместе.


В 1937 г. произошло нападение на Гернику. Это был первый  случай массового военного убийства. Пикассо стал работать над замыслом и картиной. Дора сразу оценила, что разворачивается перед ее глазами.


Ее заслугой стало то, что она, как фотограф, запечатлела все этапы работы над "Герникой", оставив  хронологию создания шедевра.


Картина, выполненная в черно-серо-белых тонах, занимает в музее огромное пространство. Я долго стояла перед ней, но понять ее до конца  так и не смогла. Картина впечатляет  размерами, страхом и ужасом, исходящими от нее, даже если не понимаешь до конца смысла изображенного.  Рассказывают, что образ плачущей Доры сыграл в изображении немалую роль.


Весной 1945 г. приступы  Доры участились. Нервные припадки стали повторятся все чаще и чаще. Опасаясь, что Дора может покончить жизнь самоубийством, Пикассо помещает Дору на лечение в психиатрическую больницу Ж. Лакана, где лечили психоанализом и электрошоком. Выйдя из лечебницы, Дора к худоднику уже не вернулась.


Связь Доры и Пикассо стала легендой. О их любви созданы фильмы и написаны книги.
(Продолжение следует)


Автор публикуется в блоге (текст с иллюстрациями и видео)
http://sotvori-sebia-sam.ru/muzej-pikasso/