Здравствуй, Серафим!

Валерия Ципура
Здравствуй, Серафим!

Если меня спросить, почему я написала то или иное произведение, то я могу ответить, что исключительно в интересах установления истины, правды. Так как по некоторым соображениям для себя решила никогда не писать ни повестей, ни романов. Ничего. Почему – сейчас объясню. Однажды столкнувшись с христианами и узнав, что по их учению есть книга жизни, и что якобы у этой книги есть некий писатель – бог и пишет он свою книгу живыми людьми и жизнями я поняла, что лично я никогда никем ничего писать не буду. Так как написываемые существа часто грешат, часто им больно, плохо, они страдают. И если что – то одной из ипостасей писателя приходится быть приносимой в жертву.
И ещё когда-то сильно на меня повлиял один рассказ у О. Генри о том, как при написании чего-то шедеврального главному герою рассказа пришлось написать рассказ даже не своей кровью, а жизнью и судьбой другой девушки. С тех пор он рассказы перестал писать, уехал домой в провинцию и продолжил вести бухгалтерию.
Так что если я и пишу что, то, смею уверить публику – исключительно по фактическим событиям, как бы порою они фантастически не выглядели. Из всего моего «творчества» есть только одно произведение, по которому меня якобы могут обвинить в «не фактичности» - это стих «Упокойная». В нём идёт речь о якобы похороненных мною детях. Через утробу никаких детей я никогда не рожала, но в стихотворении идёт речь о моих «детях» - моногарфиях, статьях, тезисах, которые были по разным причинам когда-либо и где-либо разными сволочами отложены, не напечатаны, зарезаны, спущены в мусорку или унитаз, короче – не допущены в открытую печать.
Кто что хочет, тот пусть и думает, а я не могу не высказаться по следующему поводу: «Псевдосмерть Серафима». Намерение написать сей опус возникло вчера, после опять-таки случайных совпадений и мыслей. Введу в курс сего тёмного дела тех, кто хочет быть введенным в оное. Итак, протоиерей Серафим Сулима или Сулема, священник, который священнодействовал в Луганске. Я с ним познакомилась приблизительно в 2002 году, после возращения из Киева, где училась в аспирантуре при КНУ им. Т. Шевченка. Познакомилась после того, как на работе в СНУ им. В.Даля все только и говорили про прозорливого старца из Святоскорбященского монастыря г. Старобельска о. Кирилла. Я не могла не поехать к нему при такой-то рекламной компании.
Поехала, и в качестве ответа на вопрос: «Куда же мне ходить, в какой храм?» я услышала: «В деревянный храм у библиотеки Горького, в Свято-Благовещенский и там, где вы живёте». Вот такой хороший, однозначный ответ я получила от «старца всех времён и народов». Стала я ходить в деревянный храм. Это храм Гурия, Самона и Авива. Настоятелем там о. Павел (Батарчуков). И Кирилл, и Серафим и этот Павел фигурируют и в моих записях 2003 года и в одной крайне уголовной истории, в которой меня заставили думать, что я Христос, долженствующий создать новое небо и новую землю, принять сатану, взять на себя все грехи мира и при этом радоваться жизни и смеяться.
Об этом я постоянно пишу, в том числе и на Прозе.ру и разбираюсь спустя много лет в разных инстанциях. Но тут о другом. Речь пойдёт о том, что, возможно, указанный иерей Серафим, который числится в почивших в Бозе с 2008 года вовсе в нём не почивает. Всех логических переходов как я дошла до такой версии тут указывать не стану, но зафиксирую следующее.
В одну из пятниц августа 2008 года я пребывала в храме Гурия, Самона и Авива. Мой муж от меня в очередной раз уехал и я просила святых заступников о помощи. Я не знала что мне делать. Священник Серафим прочитал уже 3 акафиста подряд, а мира и спокойствия в душе так и не наступало. Решил всех нас молящихся распустить по домам. Попрощался и со мною, сказал: «Приходи к нам в воскресенье». Я так и сделала. Придя в воскресенье в храм, я не услышала знакомого гудения.
После службы спросила у мальчика-пономаря или псалтирщика: «А где же батюшка Серафим?» К своему ужасу я услышала, что тот, оказывается, умер в ночь с пятницы на субботу и в ту же субботу его похоронили. Этого священника я почти любила и боготворила, хотя он в том числе сыграл роковую роль в моих событиях 2003 года. Почему? Он чем-то напоминал мне моего любимого, о котором тогда мечтала только и кроме того, он говорил одну фразу, которой заставлял думать, что он знает и видит Бога, общается с ним и чуть не сам этот бог и есть. А Бога я, кажется, любила очень.
Так вот, перед исповедью тот священник говорил что-то типа: «Вот, стоит перед тобой Господь наш Иисус Христос и слушает что ты сотворила в сей жизни». У меня от ужаса, что рядом с Серафимом и соответственно со мной тоже стоит всеблагий Господь, что Серафим его видит, а я не вижу, возводили этого Серафима в разряд очень небесных небожителей. Что вызывало любовь и почитание, может неприличные и пагубные, возможно.
Так вот, весть о смерти горячо любимого священника была настолько шокирующей, что чуть ноги не отнялись. Я попросила знакомого монаха Николая, который служил в храме Гурия, Самона и Авива, провести меня на то место, где был похоронен Серафим. Тот нехотя согласился. Я, видя, что человеку это в тягость, отказалась от его помощи. Решила поехать сама. Был какой-то диссонанс в этой смерти. К о. Серафиму ходило много народа. Во время исповеди правая сторона храма от исповедальной тумбочки до дверей выхода была вся заполнена исповедниками.
Но мальчик-прислужник ответил совершенно спокойно ну чуть не радостно, что Серафим умер. Как-будто каждый день у них в храме умирают иереи или будто Серафим был ему враг. Панихиды никакой не было. Это при том, что, повторюсь, этого священника очень уважали многие в городе. По свидетельству того же монаха Николая они впятером от храма похоронили Серафима. Моя мать уже позже, трактуя отсутствие панихиды высказала версию, что был август месяц, страшная жара, и чтобы труп не смердел и похоронили быстро.
Тут вскользь замечу, что у о. Серафима были несколько натянутые отношения с настоятелем храма, о. Павлом. Они свои отношения не афишировали, но я заметила, что Серафиму редко разрешают проповедовать. А тот проповедовал отлично. Но это так, мои домыслы. Но вот то, что уже сам о. Серафим утверждал, так это то, что о. Павел его, уже достаточно пожилого человека, сильно нагружает работой по храму. И всё время ставит на исповедников. А это достаточно утомительно и мол, он не успевает должным образом готовиться к причастию. А очень бы хотел готовиться и слушать службу, но не получается.
И вот такая таинственная смерть на протяжении всех этих лет, с 2008 года, заставляла меня думать, что о. Серафима убили. Самые дикие версии носились у меня в голове. Кто, как, почему мог это сделать? Иногда эти версии сменялись уверенностью, что Серафим не умер. Почему? Я тогда верила в сны, а мне приснилось, что копаю я с кем-то могилу Серафима, уж и 2 метра прокопали, а гроба так и не обнаружили. Ну, думаю – точно, живой Серафим, просто надоело ему священнодействовать. Думает – зачем мне эти грешнички, слушать их «женился», «родился», «развёлся», «уморился».
Буду себе жить тихонечко и ходить на Причастие. Так и возникали у меня в голове то версии про убийство, то версии про выход из священства. Но чего-то в этих версиях не хватало. Я и забыла уже о них. Но вот в вчера-позавчера к нам зашёл знакомый. Мой, глядя на засохшую цедру апельсина сообщил гостю, что это я домашнюю фанту делаю. Я уточнила, что фанту делают из свежих шкурок. А это высушенная цедра для измельчения в тесто. Всё равно разговор переключился на домашнюю фанту. Я похвасталась, что ещё в детстве записала этот рецепт из детской телепередачи вроде «Марафона-15».
Вова тут же с гордостью сообщил, что я имела честь лицезреть однажды Сергея Супонева и Жору. Наш знакомый сообщил, что Супонев уже умер. Я этого не знала. Залезла в Интернет и прочитала, что в 2001 разбился. Тут же увидев, что разбился так, что не узнать его было и что одно время работал под руководством В. Листьева выдвинула версию, что смерть С. Супонева могла быть насильственной. Тут же вспомнились аналогичные, с прикрытым лицом, похороны Ридигера (Алексия II) и таинственная смерть Серафима.
Мною тут же было выложено всё, что я знала про батюшку. При упоминании о том, как я заходила проведывать его, когда он однажды заболел, я вспомнила о женщине, с которой он жил, которая однажды меня встретила со странными словами: «Вы из Москвы?». Тут же понеслась рассказывать про эту женщину. Сообщила своим слушателям, что Серафим, по его словам, был давно вдовец. Его первая жена якобы рано умерла. Священникам якобы не разрешено жениться по второму разу, он стал жить с упомянутой мною женщиной.
Но узаконивать не мог отношения из-за церковных канонов. О чём сказал приблизительно так: «Я с этим в епархию даже и не иду». Мой горячный рассказ прерывался на выдвижение версий о событиях августа 2008 г. и я сказала, что точно, мол, Серафим покинул священство. И живёт себе тихонечко где-то. И не трудно это дело было обделать священникам. Я вспомнила тут рассказ о матушке священника Николая Искровского, житие которого читала. Этому священнику якобы являлся Господь и рассказал как быть во время прихода советской власти: священнику умереть за веру, а матушке скрываться под тремя фамилиями и жить тайно.
Вот я и сказала, что у них, у священников, эта дорожка протоптанная, наверняка и с милицией, и с их паспортными столами установились взаимовыгодные и дружественные отношения. И живёт может сейчас в каком или селе или в том же Луганске не Серафим Сулима, а Георгий Победоносский. А что, фантазии нашим ни у кого не занимать. Ну или там Сергий Елизаветиснкий. Да кто угодно. Фантазия, повторю, у церковников богатая. И тут после озвучивания этой версии в голове зазвучала снова информация про подругу иерея. «Братцы!», - говорю. «Ищите женщину!»
Эта гражданка, видимо, допекла своего возлюбленного. Мол, что ж это мы живём с тобою, милый, в блуде да в блуде. Не желаю. Желаю быть законной супружницей любимого человека. Мне надоели косые взгляды знакомых старушек. Мне необходимо венчание и т. д. и т. п. Точно, говорю, допекла старушка батюшку. А потом думаю – нет. Старушка может и допекала, но ведь не настолько, чтобы инсценировать смерть. Всё дело в самих священниках! У нас в Луганске готовили к открытию в то время богословского института.
И как тут учить молодых и зомбировать в беспрекословном соблюдении всех канонов, когда служит и учит и проповедует священник, не скорбящий о скоропостижно скончавшейся супруге, а живёт в блудном сожительстве с некоей гражданкой? Его попросили красиво выйти из священства, но не устраивая скандал, мол, куда же вы смотрели раньше, а в своём хитром лживом стиле. Неугодный неканоничный иерей обеспечивается пенсией, новой фамилией, супругой, за это он перестаёт быть образцом для подражания христолюбивому луганскому народу.
Некоторые вещи говорят в пользу этой версии. Становится понятным и спокойное сообщение псаломщика о смерти Серафима, ведь смерти-то никакой и не было. И кислая мина Николая понятна. Зачем ехать показывать могилу, в которой никто не лежит. И то, что не устроили панихиды при смерти. Зачем же по живому-то панихиды устраивать. И то, что не было панихиды, и при этом не заработали денег – тоже удивительно. Ведь отец Серафим, повторюсь, был достаточно популярен в народе. Много можно было заработать на свечках, платочках и другом.
Так что живёт, может быть, если по правде не умер, где-нибудь бывший священник. Когда-то очень любимый. Однажды ехала я в маршрутке. Беда на беде, голова чуть не опухла. Смотрю – на остановке под руку с какой-то женщиной ну точно Серафим. Борода, лицо полу-цыганское. Я было кинулась пробираться через толпу переполненной маршрутки, чтобы выскочить, спросить: «Вы, батюшка?» Тут какой-то бугай перегородил дорогу и грозно: «Поговорить захотела, да?»
Я опешила и сникла. Надо было пролазить, чего я со всеми расшаркиваюсь. Маршрутка постояла на остановке да и поехала. Больше я Бороду так и не видела. Несколько раз снился. Может он и правильно сделал, что ушёл, когда попросили. Ведь могли и убить, если такой неугодный стал. Но почему-то захотелось сначала назвать свой рассказ «Привет, Серик!», а не «Здравствуй, Серафим!» как сейчас.

Валерия Ципура
15-16.04.2013
Аврамовка