Миллионщик духовной жизни, 16 апреля

Олег Жиганков
16 апреля

Но вернёмся к тем атакам, с которыми обрушилась на Распутина церковь. Вначале это была попытка оболгать его и официально засудить. Это не сработало, но у церковников оставалось другое средство — просто «убрать» Распутина, физически уничтожить — «заказать», как сейчас говорят. И они его «заказали». Но из этого, как вы прочитаете в главе «Позорный Собор», тоже ничего не получилось. Наверное, нехватило опыта. Вообще, Григорий Ефимович появился на большой сцене в то время, когда у Русской Православной церкви только-только отобрали право судить и жестоко карать непокорных церкви. Если бы не это, то Распутина наверняка засудили бы до смерти по церковным законам. А так пришлось прибегать к помощи «пилатов».

В своей интересной статье «Григорий Распутин: без грима и дорисовок» Фалеев пишет о предполагаемой связи Распутина с учением «духовных христиан», которое даже после Манифеста 1905 года оставалось уголовно наказуемо:

«Русская православная церковь до 1905 года всячески боролась с сектантами, их казнили, сжигали на кострах, отправляли в ссылку. Манифест 1 октября 1905 года, провозгласив веротерпимость, дал возможность „выйти из подполья“ вождю духовных христиан Григорию Ефимовичу Распутину. Первая его работа философской направленности „Житие опытного странника“ (май 1907 г.) — это своеобразный манифест христововеров, программа реформ русской православной церкви и Российского государства. Не поняв философии Распутина, мы не поймём его деятельности."

На мой взгляд неверным является отождествлять мировоззрение и вероучение Распутина с учением христоверов или хлыстов. Но справедливости ради стоит сказать, что многое в учении и жизни Григория Ефимовича действительно отражало определенный спектр верований христоверов - причем, самый лучший спектр - это было богоискательство. Русские "духовные христиане" действительно верили в возможность личных отношений с Богом - верили в прикосновение Духа Святого. Григорий Ефимович не просто верил в это - он испытал Божие прикосновение в своей жизни. Вместе с глубоким познанием Библии этот опыт внутреннего знания Бога помог Распутину сделаться действенным слугой Божиим.