Свет издалека 11 Продолжение

Татьяна Шелихова -Некрасова
http://www.proza.ru/2013/04/15/15

СТРАСТИ ПО НЕГОДЯЕВУ. Продолжение

На одном из уроков, когда проходила контрольная по химии, наш «герой» был в особом ударе. Он паясничал, дерзил учительнице, выкрикивал что-то несуразное, мешая сосредоточиться другим ученикам.

Никакие призывы: «Успокоиться, не мешать проводить контрольную работу» и т.д. и т.п. – не оказывали на хулигана абсолютно никакого действия. Надо ли говорить, что нервы у Марии были невероятно напряжены.
Впрочем, всё оставалось в каких-то пределах  до тех пор, пока Негодяев не попросил учительницу подойти к нему для пояснения условий одной из задач.

Увлёкшись объяснением, Мария не сразу заметила, что Негодяев, хотя и слушает её внимательно, но смотрит при этом не в тетрадь, а куда-то вбок и вниз.
Переведя взгляд в том же направлении, Мария увидела в проходе возле парты, прямо у своих ног, маленькое карманное зеркальце…

Кровь бросилась в голову девушки – этот мерзавец уже пытается заглянуть ей, извините, под юбку! Подобное она стерпеть уже не смогла и со словами:
   - А вы бы лучше в тетрадь смотрели! – ткнула юного любострастника носом в тетрадь.

Усиленный праведным гневом, этот непроизвольный жест оказался таким сильным, что у Негодяева оказались разбитыми нос и губы. Естественно, тут же обильно хлынула кровь.
Пострадавший взвыл, как сирена, от боли, вскочил со своего места, и, оставляя на полу  капли крови, выскочил из класса.

Да, эффект был силён! Класс тут же перестал выполнять контрольную работу. А так как никто не понял причину происшедшего, то все с недоумением и, даже, страхом, смотрели на испачканный кровью пол и на свою классную руководительницу.

А та, в полной тишине подошла к учительскому столу и, ни на кого не глядя, дрожащими руками начала бессмысленно перелистывать страницы журнала с оценками.

Через некоторое время дверь в аудиторию отворилась – и на пороге возник директор школы. С непроницаемым лицом он поздоровался с классом и вежливо, но холодно пригласил Марию Васильевну к себе в кабинет.

Почему-то, эта ледяная вежливость привела всех в ещё большее оцепенение. Было ясно, что Негодяев успел нажаловаться, а это было уже очень серьёзно.
С пылающим лицом и высоко поднятой головой их «классная» всё так же молча, покинула кабинет химии.

В этот момент никто, а в первую очередь, сама Мария, не знала, что начался новый период её жизни.

СЛЁЗЫ,  ЛЮБОВЬ,  ПИСТОЛЕТ

Странные всё же иногда шутки проделывает с нами судьба. Может быть, так и проработала Маша обязательные три года в Остёрской школе, а потом уехала бы в свой любимый Смоленск. А там у неё была бы своя жизнь со всеми её радостями и горестями. Но провидение, используя эту бестию, Негодяева, резко меняет одну возможную ситуацию на другую.

И вот уже Мария в кабинете директора даёт объяснения по поводу безобразия, случившегося на контрольной по химии. А директор, вместо положенного по должности осуждения и даже, негодования на невыдержанную преподавательницу, неожиданно ловит себя на том, что ему очень нравится эта девушка.

Этому тридцатилетнему мужчине становится даже странно, как он - ценитель и любитель женской красоты, не мог сразу заметить, какое, по-южному, яркое, но при этом, славянски-милое у неё лицо, как густы эти мягкие, тёмно-каштановые волосы и как стройна и гармонична её спортивная фигура.

Но, видимо, всё же недаром обладал Иван нордической внешностью. Прежде всего, он был человеком долга. И какие бы у него не были чувства по отношению  к этой молодой и неопытной учительнице - долг в данной ситуации требовал от него принятия самых строгих мер, «дабы подобные вещи более никогда не повторялись в стенах вверенной ему школы».

И для Марии началась «педагогическая голгофа». Для начала, её поступок обсудили на педагогическом совете. Надо сказать, что по своей природной застенчивости, она не рассказала об эпизоде с зеркальцем, который, собственно, и послужил последней каплей, вызвавшей у неё такую резкую реакцию.

Естественно, без этих сведений, поступок Марии выглядел ещё более неприглядно. Конечно, Негодяев изрядно надоел всем в школе, но педагог – на то и педагог, чтобы в любом случае держать себя в руках. Так что Марии пришлось выслушать от коллег немало неприятного в свой адрес.

Но дело спас сам директор. Он разъяснил коллективу, что молодых специалистов практически не увольняют, а воспитывают и помогают во всём.
В результате, Мария отделалась выговором без занесения в личное дело, что всё равно было тяжело воспринято старательной и по-своему, честолюбивой девушкой.

**********************

Впрочем, не бывает худа - без добра. После всех этих событий Негодяев стал вести себя гораздо приличнее. И не только на уроках темпераментной учительницы химии, но и на занятиях по всем прочим предметам.

Все – и педагоги, и учащиеся заметили это обстоятельство, причём, большинство решило, что здесь сыграло свою роль именно то самое происшествие на контрольной по химии. И только один директор знал наверняка,  в чём здесь дело?

А дело было в том, что, когда эта школьная «чума», Негодяев, в очередной раз пришёл в директорский кабинет и самым возмутительным тоном стал требовать уволить из школы «химичку», то директор не стал призывать парня к сознательности, а спокойно пригласил его придти после занятий  в парк для «серьёзного мужского разговора».

Польщённый тем, что сам директор считает его «мужчиной», Негодяев легко согласился на это странное рандеву.
Надо сказать, что был уже конец ноября, и школьный парк, представлявший из себя маленькиё лесок, в одиннадцатом часу вечера, когда заканчивались  занятия в школе, являл собой довольно мрачное место. (Напомню, что занятия в вечерней школе начинались после рабочего дня - в семь часов вечера).
Согласитесь, что Негодяеву стоило хоть немного подумать, прежде, чем давать своё согласие на подобную встречу. Но, как говорится, «и на старуху бывает проруха». Вот и наш сорвиголова попал в «силки», приготовленные для него коварным «Шубой».

Когда в тёмном предзимнем парке, освещаемым лишь светом луны,  в условном месте произошла «встреча в верхах» - школьное начальство контактировало с хулиганом-заводилой, то это самое «начальство» поступило самым непедагогичным образом.

Вытащив из кармана своего драпового пальто огромный пистолет, директор школы произнёс маленький прочувственный спич, в котором кратко перечислил основные «подвиги» самого незаурядного ученика своей школы.

После чего, директор,  скрежеща зубами и дико вращая глазами, сказал, что, благодаря такому ученику, его жизнь превратилась в непрекращающийся кошмар и поэтому не представляет теперь для него, директора, никакой ценности.

Но прежде, чем он, полезный член общества, пустит себе пулю в сердце, он освободит мир от заразы по фамилии,  Негодяев. С этими словами, директор предложил Негодяеву приготовиться к смерти и сделал вид, что целится ему прямо в лоб.

Конечно, Иван Михайлович тогда сильно блефовал. Ведь стоило жертве, хоть на мгновение, усомниться в реальности происходящего – и последствия для директора школы могли быть самые плачевные.

Но, к счастью, Негодяев принял всё за чистую монету. Откуда было знать этому балбесу, что на него направлен сейчас обыкновенный стартовый пистолет.
С ужасом смотрел он в чёрное страшное дуло и, возможно, перед ним проносилась вся его короткая жизнь, сплошь состоявшая из хулиганских выходок и отвратительных проказ. Но, несмотря на это, жить так хотелось!

И тогда Негодяев рухнул на колени и стал горячо клясться Ивану Михайловичк, что он ещё может исправиться и стать примерным учеником, может быть, даже, гордостью всей школы. И поэтому директору не стоит сейчас из-за него уходить из жизни. Ведь, буквально с этой минуты, он постарается вести себя просто прекрасно!

Говоря всё это, Негодяев выглядел довольно убедительно. Но директор хорошо знал его лживый нрав, поэтому не спешил отпускать парня с миром. И только после того, как Негодяев начал икать от страха, экзекутор счёл, что теперь происшедшее запомнится хулигану надолго. Он приказал «подсудимому» встать с колен и самым жёстким тоном произнёс:
   
   - Ну что ж, Негодяев, на сей раз, я пощажу тебя. Но знай, что ты всем так надоел, что, если вдруг исчезнешь – все только вздохнут с облегчением. Поэтому, пока живи, но помни об этой нашей встрече… И ещё, – добавил директор в заключение, - если ты вздумаешь кому-нибудь на меня пожаловаться, то все моментально узнают, как ты стоял здесь передо мной на коленях, обмочив со страху штаны.

И вот именно после этого случая, Негодяев изменил своё поведение, по крайней мере, в стенах школы. А директора он совершенно зауважал и теперь, в глаза - и за глаза, называл его только по имени-отчеству - Иван Михалыч.


ПОСЛЕСЛОВИЕ.

В декабре того же, 1938 года, Иван Шелихов присутствовал на встрече знаменитого педагога и писателя Антона Семёновича Макаренко с педагогическим коллективом школы.
Не знаю точно, где она проходила – в Смоленске или Остре, но папа об этом рассказывал, наверное, не один раз. Он даже рисовал при мне на листе бумаги карандашом портрет Макаренко в профиль, говоря при этом, что тот был невысокого роста, достаточно коренаст.

После встречи Иван и Антон Семёнович ужинали вдвоём в ресторане. Не знаю меню их ужина, но папа говорил, что за дружеской беседой со знаменитым педагогом, он осмелел и неожиданно для себя, рассказал о своём «непедагогическом» поступке с Негодяевым.

В ответ на эту исповедь, Макаренко тонко усмехнулся:
   - Вы, хотя бы, этого Негодяева -  пальцем не  тронули. А я Задорова – своим ударом с ног сбил. Конечно, долго переживал, что не сдержался.  Но зато парень сейчас не в тюрьме сидит, а инженером, в Средней Азии каналы строит…
Понимаете, в жизни нет ничего абсолютного. И в педагогике – тоже. Главное, как и в медицине, не навредить, вылечить. А лекарства – они и горькие бывают…

Остёрская школа 1939г. Фото из семейного альбома.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
http://www.proza.ru/2013/04/20/565