Приход

Дмитрий Щербаков 2
    От автора: программа сего сайта "съедает" отдельные слова - вполне нейтральные. Вношу - они опять исчезают. Так по всем моим произведениям. Поэтому прошу их подразумевать, а не обвинять меня в неграмотности. Если перечитываю и нахожу "пропавшие" слова, то делю их дефисами. Это спасает их от дальнейшего исчезновения.   

*****      

    Я проснулся как от толчка, автоматически глянул на часы – 3 часа 36 минут. Толчок был до того явственным, что я даже ощутил то место, которого коснулась меня невидимая рука – правое плечо. Ощущение от прикосновения осталось такое, как будто кто-то только что по-дружески похлопал меня по плечу, не сильно, но уверенно.

        Коснуться меня никто не мог. Я был один в своей холостяцкой квартире. Я лежал и прислушивался к своим ощущениям: сна не было, он бесследно прошёл; голова ясная; пульс и сердцебиение в норме.

        Первая мысль, что пришла мне в голову была:

- Дим, утром надо позвонить Сане Т. (моему другу-однокласснику, прим. автора) и договориться о поездке в Сергиев Посад, в Лавру, в самое ближайшее время. Очень хочу на утреннюю службу, на ней ты ни разу не был. Больше того, ты на службе не был никогда. Хочу!..

       В Сергиев Посаде я был первый и последний раз, года три назад. Поехал туда по приглашению товарища, Дмитрия Б., который выбрал свой Путь и ушёл в монахи.

      В Миру Дмитрий, принявший после пострига имя Дионисий, провёл меня в реставрируемый Успенский Собор Лавры. В нём не было никого. Он оставил меня со словами:

- Побудь здесь один. Я позже подойду.

      Я кивнул и он ушёл…

      Не помню своих мыслей, помню своё ощущение – полного растворения в окружающей обстановке. Слёзы выступили из моих глаз, я стоял на одном месте, где меня оставил Дионисий, и медленно-медленно думал о чём-то вечном, не имеющим отношения ни к каким меркантильным интересам моей бушующей Жизни.

       Неожиданно кто-то похлопал меня по плечу.

       Это пришёл Дионисий и сказал: «Пора».

       Ого! Уже прошло 2 часа с лишком! Я вздохнул, стряхивая это нереальное состояние, и промолчал: для меня они показались не больше, чем 10 минут.

*****

      Первый звонок, что я сделал в тот день,  был Сане.

- Сань, привет! Когда в Лавру собираешься? – спросил я.

- Да, привет. Сегодня. Не позднее 15-00/15-30. Потом начнутся пробки на Ярославке. А что?

- Сань, я с тобой…

- Отлично!

*****

        Утренняя служба началась затемно, в 5-30 с «братской молитвы», мы пришли ещё раньше, чтоб написать записки, поставить свечи, приложиться к мощам Сергия Радонежского. Я стоял около саркофага Сергия и впитывал слова молитвы, впитывал живое певческое многоголосие мужского хора…

        Служба пролетела как одно мгновение! Никакие мысли не отвлекали меня. Я растворился в той, в высшей степени духовной атмосфере, что царила в Храме. Меня не отвлекали ни кашель прихожан, ни рык и вопли одержимых, ни редкий звон мобильников – ничего. Это было далёким фоном. Это было второй, мелкой, едва различимой новостной строкой, которая была тише комариного писка на фоне всепоглощающей, торжественной службы.

        Когда мы выходили из храма, Саня сказал:

- Дим, ну ты молодец! С первого раза полную службу отстоял! Я за тобой наблюдал – ты замер и не отвлекался! Молодец! Меня бесы с первой моей службы раз 5 - 6 из Храма выкидывали! Я только с 6 - 7 службы мог её отстоять полностью!

        Я ничего не сказал, выслушав его. А про себя подумал:

- Что несёт Саня? Какие бесы? Как выталкивают? Сбрендил дружище…

*****

       Ввиду того, что мы, по приезду к отцу Дионисия, засиделись долго за православными разговорами за чаем около камина и поздно легли спать, я после службы чувствовал себя не очень бодро.

       Саня, как собой само разумеющееся, произнёс:

- Дим, после службы вздремнуть нам надо. Восстановить физические силы. Духовные силы мы подпитали, но и про силы нашего «сосуда Души» тоже забывать не надо. 

       Мы пришли, выпили по чашке горячего чая с абхазским мёдом и рухнули в разных углах одной комнаты, на тюфяки.

       Как всегда, я уснул сразу…

*****

       Я стоял перед огромным, но скромным иконостасом. Да, горели перед иконами лампадки, но блеска золота не было. Был матовый полумрак и освещённые иконописные лица…

       Я физически чувствовал, как бьётся Душа в моём теле, - как мотылёк в стекло. Я чувствовал удары её крыльев. Время остановилось, и я не ощущал времени…

       И тут почувствовал страх! Животный страх! Страх во всём теле от макушки до пяток! Это было непередаваемое чувство страха всего тела целиком! Оно наступило сразу, охватив меня целиком! Я чувствовал, как метроном беззвучно отбивает моменты неопределенного интервала и с каждым его ударом степень охватившего меня страха увеличивалась и увеличивалась: мгновение – и страх в своей силе поднялся на ступень выше, ещё удар и еще одна ступенька страха наверх…

       Я оцепенел! Руки, ноги, шея отказались меня слушаться! Я каждой клеточкой тела ощущал, что  источник страха как бы приближается ко мне. Это как огонь – чем ближе, тем жарче.

       Вызывало панический страх и то, что я не знал – До какого же предела будет этот страх возрастать! Будет ли ему положен предел! Наступит ли этому процессу конец!

       Из всех сил я пытался повернуться голову к источнику за своей спиной, повернуться всем телом, но… тщетно! Тело не слушалось меня…

       И тут, самопроизвольно, из каких-то глубин Души я получил толчок, и моя рука потянулась сделать крестное знамение. Я поднял правую руку и коснулся лба… потом она почти бессильно опустилась вниз… потом она коснулась правого плеча и замерла…   Я чувствовал как напряглись мышцы дельты, трицепса, бицепса, но завершить движение до левого плеча я не мог!

        И тут испуганной птицей, неизвестно откуда, помимо моей воли, в голове мелькнула мысль:

- Господи, помоги!!! Господи!..

        Мгновенно оцепенение прошло, я завершил крестное знамение. Мгновенно мои напряжённые мышцы пресса и поясницы «разморозились» – и я совершил поворот который так желал сделать…

        Метрах в трёх-четырёх от меня стояла 3-х метровая, никак не меньше, фигура. Без каких-либо оттенков, серая, цвета офицерской шинели, одетая в балахон с глубоким капюшоном на голове. Телосложение крепкое. Плечи нереально широкие. Шея отсутствовала. Голова большая. Глаза тёмно-серые огромные, без зрачков, как глубоко проваленные глазницы. Нос и уши неразличимы. Рот как один мазок кистью. Нос неразличим.

        Я стоял и смотрел. Страха не было. Был интерес. Я чувствовал себя редким экземпляром бабочки на стеклышке под лупой у учёного-натуралиста.

        Мне показалось, что Его голова наклонилась сначала чуть-чуть вправо, а потом влево, как будто этот Некто менял точку зрения с целью рассмотреть меня с разных точек.

        Я больше не крестился. Я стоял и спокойно смотрел на него. Да, испуг оставался, но он перестал быть животным и не контролируемым. Степень испуга замерла в одной точке и больше меня не беспокоила.

        Я был уверен, что этот процесс пошёл на спад: меня увидели, рассмотрели, сделали какой-то свой вывод и теперь должны удалиться.

*****

        Я открыл глаза, как и прошлую ночь: сна не было ни в одном глазу, голова была абсолютно ясной, только сердце колотилось в горле, да на лбу выступил пот, да майка промокла от пота насквозь…

       Именно так сам себе и объяснил свой сон (или не сон?): пришёл после первой в моей Жизни службы посмотреть на меня Князь Тьмы, или кто-то из его свиты… рассмотреть поближе: "Кто это такой шустрый выбился из стада «телесных тварей, рабов телесных наслаждений и впервые обратил своё осознанное внимание к Богу…"

14.04.2013