4. Прощание. Письмо в будущее. Из переписки Артура

Роберт Рем Человеческая Трагедия
Роберт Рем
ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ
трилогия
© 2009 – 2012

Книга вторая
ВРЕМЯ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЯ,
или
Ночь могущества

роман




Прощание.
«Письмо в будущее»

…Из переписки Артура
(продолжение)

Переписка с Данилом

Артур
     Почитай интервью издательства с автором книги об управлении реальностью.

Данил
     Весьма любопытно! Фамилия такая зловещая.
     Думаю, тема «матрицы» должна была найти у тебя поддержку.
     Сам я, рискуя попасть в разряд «буратин», скажу, что читал похожее у Ошо и у Рона Хаббарда в «Дианетике». Те еще сектанты.

Артур
     Знаешь, это интервью делается так: автору направляются вопросы и он, сидя дома, «оттачивает» ответы – он может подумать, обдумать ответы, это все равно что книгу или статью написать. Ему даже могут эти вопросы не присылать, а сказать, чтобы он сам придумал и их, и ответы на них… Скажу тебе, что все мы «буратины», только некоторым кажется, что они «более свободны», но на самом деле – нет. Это законы природы: «жизнь – это результат действия двух противоположных начал: когда недостает одного из них, живое существо страдает». Так что не будет одного – будет хотеться другого и человеку на любом месте будет чего-то недоставать. Синусоида – это наша жизнь. Ошо я тоже немного читал. Недавно я узнал, что он был отравлен американскими спецслужбами, за то что начал «копать» против Америки.

Данил
     Я вот тоже люблю письменную речь за то, что всегда можно обдумать ответ. Устно все-таки хорошо говорить, когда четко знаешь, о чем говоришь. Я верю, что человек не создан для страданий. Страдание – это лишь искупление вины, возможность снова получить то (вернуться туда), что когда-то было отнято. Некоторые еще страдают от отсутствия любви, которой они не знали. Хотя лекарство – в нас: нет любви, люби сам. Тогда синусоида жизни пойдет вверх. Наверное. Надо будет сознательно проверить. А вообще духовное страдание – полезная вещь, приносит облегчение. И последующий взлет кажется более стремительным. Интересно, где ты себя определяешь на своей синусоиде?

Артур
     Согласен, что нужно знать, о чем говорить – устно. Письменно же можно подумать и пофилософствовать. Наверное, было бы хорошо, если бы человек не был создан для страданий. Да, он создан для счастья. Я даже об этом писал. Но в том то и все дело, что человек страдает на протяжении жизни всегда. Какой бы у него достаток ни был, что бы у него ни было в межличностных отношениях – он будет страдать всегда. Сегодня – будет, завтра – нет, образно выражаясь. Таковы законы природы. Ты сам подтвердил – «синусоида». Могу сказать, что природа к страданиям холодна. К ним также холодно общество и люди, поскольку они – часть человеческого общества. Некоторые, кому мораль «спущена сверху», «бьют», ссылаясь на нее, тех, кто ее придумал. Отсюда и появляются разговоры о заботе о ближнем. Но сами-то те, кто ее придумал, в сущности так не живут. Там господствуют звериные инстинкты. Мне очень жаль, что так, но это так. Я раньше думал, что человек – духовное существо, что человек это «человек», а он – зверь, напяливший на себя маску «человечности». Обрати внимание: ведь в мире жить легче тем, кто действует по звериным законам, а не гуманным. К сожалению, мир материален, а мораль и нравственность – это часто лишь частичка «страха божьего», которым религия или другие «управленцы» стремятся подчинить себе все страсти и энергию человека. От отсутствия любви страдают люди, которые перестали ее ждать и решили связать себя с другим в целях удобства или просто потому что «так надо». Но когда люди подбираются по удобству, рано или поздно наступят неудобства и обострятся страдания. Много людей страдают от отсутствия любви. Многие будут страдать по этому поводу, но постыдятся признаться в этом. Я страдал и иногда страдаю, как и все люди. Но некоторые хотят перестать страдать, всячески стремясь заверить себя, что любви нет, и прожигают жизнь по-своему: в удовольствиях, в заботе о материальных благах – кто как. Кто-то находит упоение в религии, эзотерике. Где я нахожу спасение? Я могу сказать точно – в Бахе, Генделе, Моцарте, в своей музыке, которую исполняю на фортепьяно и на двух гитарах (электро- и аккустической), и главное – в познании Вселенной (именно-именно, не больше и не меньше), то есть изучаю ее законы (а по ним живет и человеческое общество) и как все, от отсутствия чего-то страдаю, а затем – радуюсь этому. У меня есть представление, как можно было бы жить, но это – представление. Можно ли это сделать в реальности – не знаю. Вернее, знаю, но считаю что по законам материальной природы это невозможно: невозможно существование двух одинаковых миров – идеального и материального, так же как не бывает двух одинаковых людей…
     Я словно великан Глюм из «Дома, который построил Свифт». Тот тоже говорил примерно так: «Так вот, сэр, перед вами несчастнейшее существо, скажу я вам! И несчастье мое состояло в том, что кроме огромного роста родители наградили меня непомерным мозгом, из-за чего я начал стремительно развиваться… Да… Разговаривать начал пяти дней отроду, причем сразу на нескольких языках. Писать, читать, считать стал в колыбели. Курс гимназии прошел за три дня, колледж – за месяц. Через год, занимаясь исключительно самообразованием, достиг уровня знаний члена Британской академии… Сначала это восхищало соотечественников, потом стало раздражать… Непомерно развитый мальчишка оскорблял достоинство седовласых ученых. А я продолжал углубляться в науки, открывал законы и истины и тут же понимал их несостоятельность и необходимость новых законов и новых истин… “Ибо умножая знания, умножаем скорбь…”. А тут еще я начал расти не по дням, а по часам. Да… Все поднимался фут за футом над уровнем сограждан. Скоро я уже наблюдал свою землю с высоты птичьего полета… Я видел, сэр, как она прекрасна, как живописны ее холмы и горы, но я также видел как ее губят, как леса жгут, как бездумно бороздят наделами без всякого плана и мысли, как люди убивают друг друга из-за куска земли… У великанов, сэр, к сожалению, все чрезмерно – зрение, слух, совесть… Каждый выстрел отзывался в моих ушах, каждая смерть рвала на части мое сердце… Я решил сделать страну счастливой… Мне казалось, я знаю, как помирить всех и в чем смысл бытия… Я пошел к королю… А он меня не принял…».
     По крайней мере, я сейчас живу так, как нравится мне, а не кому-то другому. Не скажу, что полностью все мне нравится, но я стремлюсь восполнить пустоту и действую – по крайней мере, хочу реализовать свое творчество. Кто знает, может быть, все лишения и испытания человеку «даны» (конечно же не даны «сверху», а просто так получается в жизни), чтобы он нашел свой путь, который бы его устраивал. Вероятно, только на нем и можно встретить так называемое счастье. Знаешь, а ведь я и о том, что если нет любви, то нужно любить самому, тоже написал и весьма обоснованно, то есть обосновал эту позицию не с точки зрения веры, а «практической жизни», законов Вселенной. И про душевные страдания тоже и последующий взлет. Кажется, что я ответил на все основополагающие вопросы жизни в этих книгах, честное слово. Вот бы мне этому всему дать ход, пустить в мир. Этим я сейчас и занимаюсь. Пусть даже отрекшись на время от прочих земных благ. Теперь я придерживаюсь фразы героя Леонида Броневого из фильма «Тот самый Мюнхгаузен»: «Раз уж так все сложилось, так пусть уж идет, как идет».

Данил
     При всей стройности и логичности твоей концепции становится как-то грустно. Ты обвиняешь человечество в звериности, но ведь не все такие! Да, духовности ныне мало, но никто не мешает воспитывать ее в себе. А достигнув единения со светом (богом, духом, восторгом), мы перестаем быть сыновьями Адама. И физическая смерть означает лишь прекращение возможности развивать свою душу. Ты говоришь: к сожалению, мир материален? К счастью! Пусть славится то место, где я могу находить братьев по духу. А страдания – это страдания нафса, нашей телесной греховной части. Если разум умеет повелевать ею, то он умеет управлять всем тем, что эти страдания вызывает. А тем, кто живет по звериным законам, достается звериная доля. Это рабы рабов, их можно лишь пожалеть. О какой любви страдают люди? Можно перестать ждать любовь физическую, но врата любви духовной открыты нам всегда. И у каждого – свой способ войти в эти ворота. Любой человек – носитель бесконечной ошеломляющей любви, а будет ли он ее растить и как – вопрос личного выбора. Откуда в тебе эта пустота? И пустота ли? Ты кажешься человеком, у которого огромный потенциал любви, которая бьет через край, находя выход в музыке и литературе. Ты ответил на все основополагающие вопросы жизни, значит, ты можешь перейти на другой уровень, отпустив все то, что тебя мучило. Я же до конца жизни буду решать уравнения со многими неизвестными, и лишь в конце этого пути уравнение сократится до простого, всего с одной неизвестной. Знаешь, а я ведь тоже живу с аналогом фразы Броневого, только на английском: «Because the power is not mine, I'm just gonna let it fly». Смысл одинаков! Фраза хорошая, только осмысленности о собственном предназначении не дает. Я, видишь ли, не ответил для себя на этот вопрос.

Артур
     Все абсолютно верно. Духовности мало, но каждый самостоятельно воспитывает ее в себе. Это нужно выбрать, я имею в виду встать на духовный путь развития. Этот путь труден. Легче скатиться до пути раба. Но на нем, как ты говоришь, страдания звериной сущности. На духовном пути тоже есть страдания – они могут быть от того, что духовному человеку не удается реализовать свой потенциал: он сталкивается с непониманием или отторжением себя людьми, все желания которых связаны с материальным миром, с удовлетворением своих нужд, а не чужих – не помощью ближнему они озабочены. Кроме того, в большей степени это слово «духовность» извратили современные духовные лидеры, и мало кто вообще понимает его истинный смысл. Те, кто не понимает его, живут в иллюзии. Я убиваю все иллюзии, поэтому могу сказать, что это за путь. Но это далеко не то, о чем все говорят. Слова, произносимые людьми одинаковы, но смысл их – различный. От истинно духовного человека, если он показывает себя, большинство (в том числе и те, кто называет себя «духовным») шарахается, как от прокаженного. В этом его риск. Ныне духовность – это красивая обертка, кажущаяся спасением от мирской суеты. На нее многие покупаются. Я согласен с тобой, что хорошо встречать братьев по духу. Это здорово. Они могут поговорить о существенном, а не «ни о чем», как большинство обывателей. Каждый может развить другого, передать какие-то знания. Действительно, разум может и должен повелевать греховной частью. Но это путь избранных – я имею в виду разумность. Может быть и верно, что любовь физическая – преходяща. Но любовь духовная, даже если она огромна, может не реализоваться здесь, а в духовном мире она может выразиться в произведениях искусства. Да и то, если человек выразится и выразится результативно, это одно. А если нет? У него могут быть от этого страдания. Раньше у меня так было, но теперь – нет (скорее, не постоянно). Я не вижу большого смысла даже доносить что-то миру и другим людям – только тем, кто этого хочет. Выражусь – хорошо, не выражусь – ничего страшного. А способность любить у каждого имеется. Нередко случается так, что в ответ на большую любовь тебе плюнут в душу. Поэтому людям здесь трудно раскрываться для любви. И поэтому они погрязают в «удобстве» и в ничего не значащих отношениях. Под «пустотой», когда я тебе писал, я понимал невозможность достичь творческого самовыражения во вне. Я, например, сейчас хочу, чтобы это принесло мне материальные результаты в форме изданных книг, которых (результатов) сейчас нет. Отсутствие этого я и называл пустотой. Про потенциал любви ты прав и, наверное, это очень хорошо, когда он есть. Но это отдельная тема и большая. Однако здесь я только скажу тебе другими словами, другой мыслью – М. Лопухина к М.Ю. Лермонтову: «Если вы продолжаете писать… ничего не показывайте своим товарищам, потому что иногда самая невинная вещь причиняет нам гибель…». И еще: В.Г.Белинский (о стихах М.Ю. Лермонтова): «В его стихах уже нет надежды; они поражают душу безотрадностью, безверием в жизнь и чувства человеческие при жажде жизни и избытке чувств». Впрочем, реализуется человек или нет – это в контексте вечности безразлично. Да, он может оставить после себя произведения искусства, что я и стремлюсь сейчас делать. А почему бы и нет? Даже несмотря на слова Лиона Фейхтвангера: «Широко распространено заблуждение, что гений при любых обстоятельствах пробьет себе дорогу, совершит великие дела или оставит после себя произведения искусства. Но гораздо вероятнее, что иной Цезарь так и не сможет никогда привести свой легион к Рубикону, не говоря уж о том, чтобы его перейти; а иной Шекспир так и останется прозябать в своем Стрэтфорде, не написав ни строчки. Счастье не даровано человеку от природы; ему дается лишь возможность вовремя распознавать и использовать благоприятный момент».

Данил
     Артур! Ты такие вещи интересные пишешь! Но я укрепился в своем ощущении, что на некоторые вещи ты смотришь довольно безрадостно. Хотя, возможно, как у человека творческого эмоциональная окраска мыслей зависит от настроения. Но мне очень бы хотелось тебя увидеть, когда «жажда жизни и избыток чувств» очевидно превосходят «безотрадность, безверие в жизнь и чувства человеческие». Я услышал в твоем письме, что на своем духовном пути человек тоже может страдать. Согласен, в своем стремлении к божественному душе может остро не хватать этого единения, оттого и страдание. Человек, достигший духовного мастерства, желающий распространять его среди адептов, может страдать от неудач в обучении. Мастер должен видеть, когда и как может прозреть ученик. Но есть и еще вид страдания – в виде сострадания ближнему. Оно может быть выражено в том числе в виде распространения своей любви среди тех самых людей, желания которых связаны с материальным миром, с удовлетворением своих нужд. Да, могут плюнуть в душу, но разве твоей любви от этого станет меньше? Разве Христос стал меньше любить своих мучителей? Ты убиваешь все иллюзии, а как насчет «россыпей роз для крылатой мечты»? Их ты тоже затопчешь? Реальность хороша, когда ты рассыпаешься по небу салютом, но если этого не происходит, почему бы не представить себе этого. Ведь и любовь к другому человеку часто бывает надуманной, но зато как трепещет душа! Ты пишешь, что не видишь смысла доносить что-то миру и другим людям. А как же твоя книга? А как же наша с тобой беседа в прошлый раз, когда я впервые увидел тебя с другой стороны? Раскрываться вообще очень трудно, но так приятно, что ты можешь это делать в принципе, и вдвойне приятно, когда есть что раскрывать, и втройне – когда другой человек раскрывается в ответ. Ты укоряешь других людей в том, что они погрязают в «удобстве», в ничего не значащих отношениях. Но согласись, что все хорошо в меру. Истязанием плоти тоже мало чего добьешься. Можно превратиться в аскета, жить в пустыне и проводить время в молитвах и духовных упражнениях. И упускать при этом такие потрясающие возможности, которые нам предоставляет этот мир: дружбу, любовь, путешествия… Список можно продолжать!

Артур
     Знаешь, все-таки многие вещи на земле безрадостны, и к этому остается лишь относиться философски. Радость человеку доставляют только те иллюзии, которые человек сам себе придумывает, иллюзии, созданные всем человеческим родом: развлечения, путешествия, животные совокупления (извини за жесткость выражения) и вздохи надежды трепетной любви при луне. Я раньше также верил в иллюзии. Но некоторые «реалисты» в моей жизни и реальные отношения с людьми показали мне, что это – всего лишь иллюзии, и я понял: у меня – мои иллюзии, у других людей – свои. Так существует весь мир, все люди. Я сейчас не живу в иллюзиях. Но все равно, как человеку, хочется во что-то верить, и я чего-то жду (например, хочется верить в любовь и искренние чувства, и ожидаю ее), хотя знаю, что эта вера надуманна, а ожидания – бесплодны: все рано или поздно будет «по-человечески», «по-обычному». Я тебе уже говорил, как устроены законы жизни и отношений между мужчиной и женщиной – результат один и тот же: все чувства у людей временны. А постоянство может быть лишь у тех, кто познает такую любовь. Постоянство требует усилий, потому что время убивает чувства. Постоянство трудно испытывать к «временному» человеку и к тому, к кому не питаешь притяжения. Так лишь будешь принуждать себя к постоянству. Так что многие играют «в любовь» и «в постоянство», но по существу, это все означает приспособленчество к жизни. Жажда жизни и избыток чувств у меня как-то постепенно «осеклись», поток чувств был засыпан песком, а огонь – залит водой обычных людей – людей, создавших свои иллюзорные миры и живущих в них. На самом деле, все это имеется, но не всякому показывается и должно показываться. Почему? Потому что зависть других (к твоей одаренности или к твоей радости и счастью) может тебя погубить, лишить тебя этих достоинств – зачерпнут твоей энергии так, что ты несколько лет будешь приходить в себя. Ты, пишешь, что в своем стремлении к божественному душе может остро не хватать этого единения, оттого и страдание. Я понимаю стремление к божественному как стремление к гармоничному существованию. Адепты и Мастера – это из области оккультизма. В эти вещи (как и в дона Хуана, Кастанеду и его «исчезновение с лица Земли»), особенно сопровождающиеся такими загадочными словами, как эти или как слова «чакры», «кундалини» и т.п., я не верю. Путь себе шаманы есть и существуют, соприкасаются с разными таинствами. Это не для духовного пути. Духовный путь – материален. Вот в чем парадокс! Он не в стремлении к единению с чем-то Всеединым, все объединяющим, он не в познании оккультных шаманских или каких-либо подобных изощренных тайн. Однако поскольку вечной гармонии не существует, поэтому духовный путь – это иллюзия, или путь в иллюзию. В то, что Христос любил своих мучителей я тоже не верю. Я с ним лично не разговаривал, а «хитро-умные» люди приспособили выдумки о нем, как удобно человечеству для управления другими, более глупыми, людьми. Люди сами убили Христа, а потом из него икону сделали… Поместили его на крест… Молиться ему стали. Это – первейшее человеческое лицемерие! Так люди не сделают. Так могут сделать только животные. Страшные слова, понимаю. Отдает сектантством. Но это – первое впечатление. Чтобы так говорить, нужно понимать, о чем говоришь. Шерлок Холмс тоже выдавал свои заключения не сразу, а Ватсон, не видя их логической нити, только удивлялся. Также и люди, когда что-то слышат не адекватное их собственным представлениям, удивляются и даже могут отторгнуть. Заметь, все авторы произведений литературы часто проявляют свою сущность не столько в своих произведениях, сколько в своих дневниках или переписке с кем-то (например, Чехов с его дневниками и «Чайкой» – посмотри, как истолковал эту пьесу герой Льва Филатова в фильме «Успех»). Историю (и религиозную, и политическую) перевирают. Самая правдивая история, как говорит мой брат, это та, чему сам человек был свидетелем, очевидцем. Спустя год, пять, десять или двадцать лет и более после событий история уже переврана. Так что важно знать человека, чтобы понять, любил он своих мучителей или ему только казалось, что он их любил, желая «привить всему человечеству такую любовь к ближнему». Любовь к своим мучителям есть мазохизм. Как можно хорошо относиться к тому, кто тебя уничтожает, а сам продолжает жить, жить по-звериному, причем ничегошеньки не потеряв в своей жизни?!
     Что касается проявления любви к ближнему, то любовь к противоположному полу проявляется к конкретному человеку. Что касается любви ко всем людям, то она проявляется в «понимании жизни» и «учтивом отношении к людям». А любовь к чему-то такому, божественному, проявляется в создании произведений искусства, музыки!
     В отношении мечтаний я думаю, что, как это, возможно, ни больно слышать (мне самому это больно, поверь), но мечты не реализуются. Их нужно претворять в жизнь или в противном случае от них нужно своевременно избавляться, чтобы они тебя не мучили. Мечта уже претворена в твоем представлении, твоем мозгу, ты с ней живешь, она существует в твоем воображении. А ничто в идеальном мире не претворяется в материальном. Есть один закон, по которому мечта может претвориться в жизнь. Для этого человек должен вести себя определенным образом. Но это – тайна. Расскажи ее всем – она опошлится. Что происходит со всеми людьми, которые желают привить нечто-то высокое человечеству? – Они сначала говорят, что-то проповедуют людям, потом доказывают свои убеждения, хотя убеждают себя и других, что все им это безразлично: примут ли их мнение другие, изменится ли мир, – но сами в конце всех этих бесплодных проповедей желают лишь какого-то материального вознаграждения за свои труды (денег, власти, славы или удобного места, должности), либо хотят привлечь внимание к проблеме или теме, создать приверженцев, новую иллюзию. Это вечные дискуссии! И новая иллюзия. Я считаю, и я тебе уже говорил, что любовь – это притяжение и выбор. Так что то, что выдумано – это лишь представление в мозгу. По физическим и химическим законам возникает любовь человеческая. Можно из нее создавать ареол высокой любви. И это приятно. Приятно, когда человек этого заслуживает. Но часто происходит так, что человек, к которому испытываешь такую любовь, сам себя относит на задворки и ретируется на свое приземленное место, «вкусив» такой бесплодной любви или вдоволь наигравшись в нее. А твое сердце от таких постоянных «трепетаний» в жизни, может долго не выдержать. Поэтому, «натрепетавшись» вдоволь, в конце люди скатываются к удобству, заводят удобные и выгодные отношения и имитируют счастливую жизнь, и только.
     Аскетизм, жизнь в пустыне, проведение времени в молитвах и духовных упражнениях – это как раз иллюзия для «лжедуховных» людей и их «лидеров». Я слишком реалистичный человек, чтобы уверовать в то, что это полезно. Полезно только то, что позволяет тебе узнать правду, познать истину, быть счастливым, а не то, что делает тебя сильнее, как утверждают многие современные психологи (это отдает чем-то таким, что можно понять как возможность переступить через другого, не задумываясь о его последующей судьбе), что способствует твоей якобы «самореализации» и тому подобной лукавой чуши. Это, как говорят, «от лукавого». А я и не говорю, что в удобных отношениях плохо жить – порой очень даже хорошо, особенно когда это выгодно. Только беда в том, что таких «удобств» часто желают не заслуживающие этого люди, устремляющиеся на поиски этих удобств, сметая всех и вся на этом пути, коверкая другие жизни, чужие судьбы. Я думаю, ты понимаешь, о чем я.

Продолжение: http://www.proza.ru/2013/04/16/2087

Вернуться к предыдущей главе: http://www.proza.ru/2013/04/16/2047