Обратная сторона Ольги Туркиной

Владимир Митюк
Так уж случилось, что ко мне в руки попадают книги - одна за другой, известных и не очень авторов. В последнее время все чаще и чаще. Не скажу, что все они оставляют впечателение. Не важно, хорошее или нет. Это уж как получается, некоторые пылятся на полке или уходят в люди.

        Иногда я раздаю до прочтения, чтобы познакомиться с мнением совсем уж независимых читателей. Но мнения редко расходятся... И уж конечно, не доводятся до авторов. Часто, лишь пролистав, уже имеешь свое собственное, которое не меняется после внимательного прочтения.

        Что будет с книжкой Ольги Туркиной, не знаю, пока что я единственный относительно независимый читатель. И мне не хочется отдавать ее в другие руки, чтобы услышать... Я лишь могу предположить или ошибиться, но это не имеет никакого значения.

        Ползая в Интернете, я часто нахожу схожие сюжеты, написанные с той или иной степенью таланта, гладким или рваным языком. И это немудрено - количество сюжетов ограничено, а миниатюры и короткие рассказы могут написать многие. Только вопрос - будут ли их читать, или авторы будут вполне удовлетворены отзывами почти постоянных читателей. И это понятно, у каждого - ограниченный круг. Именно круг, из которого редко удается вырваться. Но мне кажется, что автору это подсилу.

        Бесспорно, автор прекрасно владеет словом, наблюдательностью и передает это читателю. Это - непреложное условие, иначе зачем было тратить время?
   
        Всего 16 миниатюр и рассказов. Мистика, наблюдения, зарисовки.

        "Пешеходный переход на ты" - казалось бы, одна из вариаций на тему обмена телами. Но автору удалось показать, как это  это может быть с совершенно незнакомыми людьми, никогда не вступавшими ни в контакт. ни в конфликт. И до поры до времени, как это водится, бывшими совершенно независимыми и даже счастливыми. И вот что-то происходит - несколько взглядов, и... Она, в его теле, заходит в его кабинет, а мансарду и смотрит на дорогу, а потом нахожит его дневник, полный записей, понтяных лишь двоим. "Мне спасительно повезло - этот человек ведет дневник (речь идет от лица женщины). Но можно ли восстановить здание по найденному камню? Написано сжато - так, чтобы понятно было только ему: "Ослепило. Мансарда. Красный свет переходит дорогу на зеленый. Она тоже посмотрела на меня, прямо в глаза. Все, что я сейчас хочу - увидеть себя ее глазами. Это мой бесконечный двуконечный взгляд"....   Действительно, хочется верить, что пересечение взглядов меняет реальность, но так ли? Есть ли будущее, и будут ли они вечно скитаться в чужих телах и жить иной жизнью - автор не дает ответа, и этого вовсе не требуется... Предупреджение - "Никогда себя ни кем не прадставляй!" - и тут же - ребенок, мечтающий стать продавцом мороженого... Скажете, явное противоречие - возможно, но разве не из этого соткана наша жизнь? 

        Мистическая тема продолжается и в рассказах "Первенец",  "Лишняя вещь" и "Хорошие фотографии"... Впечатляет. В "Первенце", как и в "Лишней вещи" к трагиадии приводит смещение представлений. Нет, ни о добра и зле, а об объетивной реальности. Герои то ли пытаются вырваться их психоделической обстановки, то ли стараются подстроить ее под себя. По одним им известным правилам, искаженным.... Чего стоит лишь одна фраза: "Ты сказала, что ты моя вещь. Но ты не личная, а лишняя. Ты говорила, вещи не нуждаются в жалости? И ты хотела научить меня легко расставаться с вещами... Я попробую". Ганнибал Лектор отдыхает. Но у меня создается ощущение, что это уже было. И нагнетание ужаса. Несомненно, чувствуется влияние Зюскинда. Все должно быть по правилам, только мною установленным правилам, иначе... Нет, никакие правила не нарушаются, просто - болезненное сознание вытесняет все остальное. Признаться, и я сам попадал под его влияние - повести "Не надо мне мешать" и "Мне не помешают". Что касается автора... Компоновка сюжета, грамотно выстроенная последовательность, приводящая к известному результату.... И далее - перекликаясь - "Она знала, что плохо держаться за свое" - рассказ "Бери". Отдает, пока не встречается с человеком, кому нравится не брать, а отдавать, и это вселяет надежду. "И мне нравится сказать тебе - "Бери". Можно, я возьму с тебя слово никому это не отдавать?" - "Бери... - неосознанно расцепляются ее губы"...

       И это вселяет надежду, пусть совсем ничтожную, но надежду. 

       Немного отвлекусь - мне кажется, что автор подвержен типичному петербургскому сплину. Чему, увы, способствует проживание в столь прекрасном, и столь ужасном городе, где и жизнь, и настроение, и поведение, и даже ролевое действо определяется погодой, бесконечными моросью и слякотью, когда нет просвета. Что мы и видим в миниатюрах "Человек и человек" и "Клетка"... А разве может быть иначе, когда даже бомж на помойке читает Достоевского? (рассказ "Духовное пропитание"). В общем, диагноз поставлен - "Ты болен... это я вылечу тебя..., я научу тебя отпускать вещи" - снова цитирую "Лишнюю вещь".   

        И тут я снова делаю перерыв и лезу в Интренет. Увы, для лауреата читателей не густо. Ольга активно занимается редакционной деятельностью, не заботясь - как мне кажется, - личным продвижением. Удивило мало прочтение и практическое отсутствие отзывов на "Лишнюю вещь", которая в любом случае должна была заинтересовать читателя неординарным подходом. А где же те авторы, не слишком благодарные, находящие свои произведения в том же "Вокзале" Ольги Туркиной? Впрочем, в наш век на благодарность рассчитывать не приходится. Маленькие экскурс заканчивается. 

И я продолжаю - вот, "Хорошие фотографии".... Сразу же возникает ассоциация - "Храня так много дорогого, чуть пожелевшие листы... "   

       Фотографии, воспоминания довлеют, иногда удивают. Выбросить подчас невозможно - они уходят в пространство инета, и ты уже не хозяин. А фотоаппарат лишь фиксирует... Было, было... Не могу назвать произведение удачным, как и завершающий сборник "Обратная сторона". Хотя... Блестящее замечание.... "В самом центре Невского (ну нет у Невского центра, он - весь!) я тихо опускаюсь на скамейку застекленной остановки. Я хочу фотографировать огни, пусть взгляд объектива будет выше уровня глаз, моих и каких бы то ни было, раз уж мой уровень...". Вы замечаете - фотографировать именно огни. Признайтесь, многие из нас пытались запечатлеть и ночь, и огни - улиц, аэроромов, маленьких суденышек, заходящих в порт, пытаясь установить выдержку, схватить момент. Зачем? Наверное, это неосознанное влечение человека. И автор точно улавливает, что, в какой-то момент, мы становимся рабами воспоминаний. И что? Храним, или нет, не важно... В обратной стороне - поток...            

        Выденрутые, но не слишком натуральные ассоциации, а потом - случай с вымогающей деньги цыганкой, отдает все... И, конечно же, именно деньги, предназначенные для благого и жизненного дела. Встречались с подобным? Вот, и я тоже.

Перечитываю книжку еще, и еще раз, пытаясь найти позитив. Но может ли быть он в нашем, таком жестоком и непознанном мире?  В общем-то, мне он не нужен, и т.н. "позиция автора" как таковая меня не интересует. Главное, что многое написано по-настоящему талантливо - "мертвый рассказ" "Человек и человек" - не очень четко, но, как мне показалось, внезапная встреча через много лет привела к гибели? Все обозначено - "живет человек один".

        А вот в "Давайте, я подниму Ваше сердце" при всей безнадежности - палата для умирающих(?), автор дает-таки шанс. Послушайте - "Не успела или не сумела увидеть, чем было его сердце. Но оно было рядом, над ним. Капало в него из подвешенной банки".... Мне хотелось, чтобы живая вода не кончалась...

Но, увы, поток живой воды не бесконечен, что мы можем наблюдать в блистательной новелле "Спиной к свету".... Человек, создавший себе иллюзию, творит и живет в этой, пусть и не столь счастливой реальности. Когда же его лишают - пусть и с благой целью - того, что он создал умозрительно, и он уже не может... "Он перестал писать материалами. Все ткалось из тонких материй"... Автор тонко, извините за тавтологию, чувствует границу, за которой... А что - за ней? Знает лишь сама Ольга Туркина, художник и график. Жаль, что возможности рецензента ограничены, и он имеет возможность предъявить лишь обложку, сделанную автором, которая соответствует и названию, и содержанию книжки... 

Требуемые выводы и рекомендации делать не буду. И не буду удалять и ни "тот закат, и солнечный свет"...

        "Конец света  - это когда удаляют твой свет. Когда жизнь отнимает то, что стало твоей жизнью."
Мне кажется, что у Ольги Туркиной отнять его невозможно...   
...

Поскольку это интеренет-версия, привожу ссылку на страницу Ольги Туркиной. И на ее последние произведения. И не буду ничего писать о таланте автора как иллюстратора, ибо ее графика меня приятягивает. И о ее стихах... Это - отдельно. 
Здесь же - лишь рецензия на книгу.

http://www.proza.ru/avtor/govoriu

Обратная сторона
http://www.proza.ru/2012/07/21/229

Хорошие фотографии
http://www.proza.ru/2011/02/11/94

Немного об авторе.
Очень симпатичная и контактная. Художественное образование - СПбХУ имени Н.Е.Рериха. Редактор, составитель поэзии и иллюстраций журнала "Вокзал", лауреат премии "Молодой Петербург"...


 
едактро