Эхо войны - живущие помнят

Владимир Параносенков
Послевоенные годы летят так быстро, что нам кажется будто бы мы, родившиеся через несколько лет после Великой Победы парни, никогда не знали войны. Но так только кажется.               
     Мое детство прошло в Калужской области , в деревне Мужитино Жиздринского района. Места там исторические.

Среди людей старшего возраста ходят и передаются из поколения в поколения многие рассказы по различным историческим фактам из жизни наших предков на той благословенной Калужской земле.

Справедливости ради сразу скажу-не только Калужская земля, но и Брянская, и Смоленская и Тульская( моя Малая родина) да и все Нечерноземье - это места героических сражений и подвигов наших предков. 
    
       Вблизи города Жиздра есть курганы, где по описаниям автора одноименной книги, погребен Князь Серебряный.  Один холм, поросший лесом, находится на окраине города Жиздра , куда по традиции ходили в выпускной день все выпускники Жиздринской средней школы номер один.

     Другой такой большой холм возвышается на берегу реки Жиздра в двух километрах западнее от моей родной деревни. Пожилые люди помнят и передают название этого сооружения от отцов к детям -"Городок".

Зимой мы нередко ходили  туда покататься  с горок на лыжах, устраивая небольшие трамплины для забавы и развлечений , летом к "Городку" шли ловить рыбу в небольших омутах реки .

      Странно, но будучи юными мальчишками нас не терзали так сильно вопросы раскопок древних захоронений, поисков сокровищ. Хотя мы от родителей знали, что когда-то еще до войны попытки раскопать холм были.

    Ходили слухи, что кто - то даже нашел там в земле серебряную ложку. Потом приезжала экспедиция, ученые сделали одно бурение посреди холма, ничего не нашли и уехали без комментариев.             

    По сей день меня мучают сомнения о происхождении довольно большого холма на ровном берегу большой речки, той самой реки Жиздра от названия которой, видимо и  произошло имя районного центра Жиздра.

     Там, недалеко, в болотистых плавлях находится исток Жиздры. Интересно само происхождение названия реки, описанное в старых книгах.Это почти сказочная версия о том, как в старые времена на противоположных берегах реки жили напротив друг друга два соседа, выходя по утрам из своей избы один из них спрашивал:
- " Жив?"  - другой отвечал :
- " Здрав!"
Отсюда и название- Жиздра. 

         По крайней мере версия с происхождением названия реки и самого города весьма правдоподобная, если учесть, что ширина реки, протекающей практически по середине районного центра всего десять- пятнадцать метров, а кое-где и  того меньше.

        У деревенских ребят были понятия "Большая речка" - так мы между собой называли реку Жиздра и просто "речка" - так называли ручей Барановка, который впадает в реку Жиздра . И если мы шли к ручью, то говорили :
-"Пошли на речку",
а если шли купаться или ловить рыбу в реке Жиздра, то говорили, что пошли на большую речку.               
 
  Почему мы не шли с лопатой раскапывать этот холм, искать сокровища, искать приключения, так свойственные всем подросткам? Да лишь потому, что более близко находились другие сокровища, которые манили нас к себе, как сильный магнит притягивает  железо.

      И это , конечно - таинственные находки послевоенных лет. Дело в том, что в годы войны в поле, прямо в колхозной риге , построенной на краю деревни Мужитино находился склад с боеприпасами.

     Старики помнят как прогремел взрыв в один из ярких солнечных дней, и как разлетелись на многие сотни метров гранаты, мины, ящики с патронами, и прочая военная утварь.

    Рассказывала моя мать, что целый ящик с патронами упал на крышу их старенького домика и пробил ее. Были ли жертвы, особенно мы не выясняли.  А вот то, что на полях всюду находили мы ржавые патроны, гранаты, а из реки  по весне доставали старые, но готовые к боевому применению неразорвавшиеся авиационные мины и другие боеприпасы - я хорошо помню.

 В связи с этим вспоминаю яркий случай, когда теплой весной, в самом начале мая, после школы я прибежал к деревянному мостику через ручей Барановка и тайком от взрослых стал извлекать из холодной воды еще почти новенькие овальные мины. Они были с хвостовым оперением - крыльчаткой и стеклянным колпачком , открутив который мы извлекали из этих мин продолговатые трубочки пороха. А потом изготавливали из него , добавляя опилки магния, весьма  опасные самодельные бомбочки, взрывая по вечерам яркие фейерверки.

 Так , увлекшись находками, которых весенние воды быстрого ручья вымыли из почвы привеликое множество, я стал вытаскивать и укладывать их на берег ровненькими рядами. Насчитал уже более двадцати штук ... И тут из-за поворота послышался шум заглохающего мотора мотоцикла.
      - А ну-ка поднимайся сюда! - услышал я до боли знакомый мне мужской строгий голос нашего любимого учителя по труду и физкультуре, участника войны Андрея Ивановича Иванова.

        Именно он не раз предупреждал нас в школе об опасных находках послевоенной поры, он учил нас как поступать в случае обнаружения таких предметов, как и кому сообщать в таком случае . И мы прекрасно знали все и содержание листовок, которые вывешивали в людных местах представители военкоматов, предупреждая и детей и взрослых об опасностях, которые таят в себе подобные находки.

     Нередко в местной районной газете " Искра" писали о трагических случаях подрыва подростков, и не только подростков, но и взрослых на территории Жиздринского района, где почти два года с октября 1941- по сентябрь 1943 года проходила линия фронта.

Надолго запомнилась мне та неожиданная внеурочная встреча с Андреем Ивановичем. Подойдя ко мне, оторопевшему от страха, он крепко крутанул мне правое ухо , до боли сжав его своими пальцами левой руки.

     Он был левша, и нередко таким способом останавливал в школьном коридоре  хулиганистых мальчишек из  старших классов. Но мы на него не обижались, ибо он учил нас по- отцовски, учил не только на уроках физкультуры и труда, но и после школы, когда мы шли с ним пешком за несколько километров в соседнюю деревню Кондрыкино играть со своими сверстниками товарищеский матч в футбол. Он всегда справедливо и честно проводил судейство таких встреч.

     После небольшого внушения и очередного напоминания прошлых школьных бесед на тему безопасности Андрей Иванович приказал мне охранять найденное, а сам сел на мотоцикл и поехал в город Жиздра, где он проживал и где тогда находился районный военкомат. Через некоторое время приехали саперы на машине с открытыми бортами и насыпанным в кузове песком и увезли мои дорогие сокровища за город.

     Там вскоре прогремело очередное эхо войны.

     Вот такой случай , один из многих, рядовых событий моего детства припомнился мне после прочтения стихотворения моего сослуживца Николая Михайловича Захарченко "Встреча с отцом".

      И если кого- то заинтересовал мой рассказ-быль , если это интересно, то я прошу прокомментировать свои чувства от прочтения данного рассказа, который я хочу назвать  "Эхо войны".

Готов продолжить повествование воспоминаний моего 84-летнего отца о военных лихолетьях,  житейских событиях и моих впечатлениях об уже далеких 60-х,  70-х, 80-х,90-х годах прошлого столетия.

Ваш Вл. Параносенков , г. Новосибирск.