Мастерская. Освобождение света

Александр Сизухин
               

               

                Освобождение  света

       Растёт дерево. На земле живёт дерево, питаясь влагой и светом. Сотни лет живёт, только подумать – сотни лет! Человеку трудно даже представить такие сроки.
       А  дерево живёт и накапливает свет.
       Человек научился добывать свет из дерева.   
       Совсем недавно, если измерять время древесными сроками, жилище человеческое освещалось лучиной. Я уж не говорю о дровах в печи, - свет и тепло от них всю зиму напоминали  о лете.
       Если спилить дерево и посмотреть на свежий спил – увидишь сияние. Будто солнце светит. Солнце и есть, спрессованное в годовых кольцах.
       Сколько же таится солнца в ливанском кедре?
       Чурки ливанского кедра художник закрасил чёрной краской, густо, чтобы ни одной щёлочки, - так он упаковал свет.
       После  осторожным , твёрдым резцом провёл первую линию, - и заструился свет древнего Гелиоса.
              «Гелиос с моря прекрасного встал и явился на медном
               Своде небес, чтоб сиять для бессмертных богов и для смертных,
               Року подвластных людей…»
       Мне повезло: именно в этот момент я и попал в мастерскую к Дмитрию Бисти.  Он работал над иллюстрациями к «Одиссее».
       Сделав несколько снимков, я попросил разрешения остаться. Художник разрешил, потом и вовсе забыл про меня, погрузившись в образы Гомеровой «Одиссеи».
       Сам Дмитрий Бисти из севастопольских греков, и сейчас, освобождая свет древнего кедра, может быть освобождал он и генетическую память свою и  плыл вместе с Одиссеем…
       Между тем, на улице стемнело, но лицо Мастера не исчезло – освобождённый древний свет Солнца чеканил лик его в полумраке.
       Я тихо передвигался вокруг рабочего стола и снимал, снимал. Потом на улице, уходя, сфотографировал и тёмный дом. Лишь окна мастерской сияли в чёрном небе.
                «Не спи, не спи, художник,
                Не предавайся сну,
                Ты вечности заложник,
                У времени в плену».
 
      Во мне звучала маленькая кантата Георгия Свиридова на слова Бориса Пастернака.
      О безостановочном времени, которое лишь благодаря Художникам и Мастерам не исчезает бесследно, но освобождает память нашу светом...