Горький чай

Галина Гладкая
Мы сидели с ней за кухонным столом. Я - подпирая спиной холодильник. Она - вполоборота к окну. За окном в песочнице играли наши внуки. Мой, шести лет, Митя. Её трёхлетняя Даша. На лавочке сидела её дочь, читала книгу и поглядывала за малышами.

Мы пили самодельный "Бэйлис". Закусывали яблоками и ломтями сочной дыни.

- Вот, в этом году на даче дыни, наконец, дозрели. Третий год сажаю. Те года дожди, дожди. Еле картошку успели выкопать, а то и она погнила бы. А эта осень радует. Дети до сих пор клубнику с малиной собирают. А я редко теперь выбираюсь...

Пауза была тягучая. Я не решилась её нарушить. Дина отвернулась к плите, включила чайник. Зачем-то начала резать хлеб...

- Дин, а сколько ещё Виктору осталось? - всё-таки не удержалась я спросить.
- К новому году вернётся.

Быстро эти четыре года пролетели, а всё как будто вчера ещё случилось....

               -1- Детство

Недавно перебирала фотографии... Вот сын совсем маленький, в яслях. Толстощёкий бутуз, смотрит с прищуром, не улыбнётся. Таким и вырос - недоверчивым. Во всём подвох ищет. Первую свою жену ревностью измучил, она так родить и не решилась. Мог бы и на генетическую экспертизу подать, с него сталось бы. Это Алёна на его выбрыки внимания не обращает. Говорит, что к мужу надо относиться, как к больному ребёнку, иначе проблем не избежать. И живут ведь счастливо. Жаль, меня никто так не надоумил. Развелась в пять минут. Да и не жалела никогда.

Но речь ведь не обо мне. На фото рядом с Егором её, Дины, сын - Алёша. Лыбится во весь рот. Чубчик торчком. Рубашка наизнанку. Но - обаяния море. Девки с малолетства в этом море тонули. Но Алёша на них долго не реагировал. У него спорт на первом месте всегда был. Отец в прошлом борцом был, мастер спорта, чемпион какой-то. И сына приобщил. Классическая борьба не так раскручена, поэтому в ней больше фанатиков, ради побед, а не ради медалей.

Алёша быстро добился чемпионства. Тренировки каждый день. Бежал на них, иной раз жертвуя учёбой. Впрочем, твёрдые тройки - тоже отметки. А родители не сильно ругались, понимали приоритеты. Дина хотела бы для сына высшего образования, но понимала, что сейчас это уже ничего не значит. Главное - устроиться, по знакомству, по нахрапитости, по случайности. Сколько их, с высшим, охранниками да водителями? А пять лет ещё поить-кормить-одевать тяжеловато. Дочка подрастает, ей сколько всего нужно.

Ну, вот и были брошены все силы на поддержку спортивной славы. К концу девятого класса ясно было, что надо куда-то сына определять, профессию какую-никакую дать. Мало ли, что там, дальше....

               -2- Юность

Жили мы в соседних домах. Район наш маленький, обособленный, все друг друга знают. И друг о друге тоже, коммуналки, они секретов не допускают.

Мой Егор в колледж пошёл, на радиомастера. А Алёшу отдали в училище, на сварщика, как отец. Виктор вообще главный в семье был. Властный. Но детей любил.... ни в чём не отказывал. Дочку, Наташу, баловал сильно. Но и в узде держал. Никаких мальчиков до двадцати лет не допускал. Уже на третьем курсе кавалера привела, боялась!! Но вроде особо критики не последовало. Да и парень хороший. Уже давно муж, вон Дашенька куличики лепит. Красотулечка.

А Алёша спорт не бросал. Моего пытался с собой зазвать, но Егорка больше почитать, попаять. Сейчас компьютер ему - предмет первой необходимости. Как придёт домой, сразу включает. Потом уже поесть просит. А Алёша чемпионом среди юношей стал. Во всей Европе сильнее не нашлось.

Наши дома, наконец, под расселение попали. Как счастливо все переезжали. Как друг друга в гости зазывали, посмотреть, позавидовать. Квартиры в соседних же домах всем дали. Опять рядом оказались. И с Дининой семьёй тоже. То в магазине встретимся, то в автобусе. В мебельном друг за друга отмечаться ходили. Перестройка, а ничего не купить просто так. Это сейчас были бы деньги. А тогда - только по записи, по очереди, на "продажах".

Как-то раз встретились.
- Динка! Привет! Ты что-то поправилась вроде? Или третьего решила до кучи?
- Ой, Ксень, ты уж скажешь... Куда теперь? Парню скоро двадцать. Да и Наталка школу заканчивает.
- Куда её определять думаете?
- Она в институт готовится, подготовительные оплатили. В какой, пока не решили, видно будет. А твой Егор как?

Мой Егор к тому времени уже работал в сервисном центре, видики ремонтировал. Зарабатывал прилично, жениться собирался. В общем, вырос.

- Ксюша, у меня к тебе просьба. Алёша тебя уважает. Поговори с ним. Такая проблема...
- Да говори уже, свои же люди!
- Да с борьбой этой... В больнице он недавно лежал, ноги отказали. Врачи сказали - позвоночник уже травмирован. Может быть паралич.
- Да ты что! И вылечили?
- На ноги поставили. А что толку? Он опять на тренировки ходит. А я со страхом жду: сам придёт или принесут.
- А Виктор что? Его слово закон, вроде?
- Виктор уже не авторитет. Да и выпивать стал. Лёша его пару раз за это приложил. Теперь враги.

Ну и ну. Всё у них поменялось. Семья такая дружная была. А теперь воюют. А я чего полезу?  Здоровенный лоб, с чего он меня слушать будет? Дома с Егором посоветовалась, он пообещал сам с другом поговорить. Как раз у них встреча одноклассников намечалась. А потом за своими проблемами я и забыла про просьбу Дины.

Мой сынуля решил жениться. И девушка мне понравилась. Свадьбу справляли в кафе. Народу набралось много, но бывший муж помог деньгами, мои родители подкинули. Сваты в стороне не остались. В общем, всё, как у людей. Алексей пришёл с девушкой. Честно говоря, я даже расстроилась. Наша-то невеста на её фоне сильно проигрывала. А Лёшина была... как куколка. Стройная, красивая, держалась с достоинством. Голос и то - как колокольчик переливается. Залюбуешься!!! Егор на неё не сильно пялился, а вот все остальные наперебой приглашали потанцевать. Молодец парень! Такую кралю поймал!

Дети наши выросли, зажили своей жизнью. Раньше то друг к другу в гости ходили, то новости рассказывали, у кого чего нового. А жизнь развела, редкие встречи и созвоны были сухими, всего не расскажешь, вот и отделывались приветами да пожеланиями.

Алёша, по слухам, в "бригаду" подался. Знакомые к нему обращались за помощью, за защитой от рэкета. Помог, вроде. Спорт бросил. Не до него стало, наверное. Квартиру купил. Женился на той девушке. К матери с отцом редко стал заезжать. Пару раз видела его в модной, мокрого асфальта, "девятке". Только рукой помашет, да и поминай как звали.

Динин Виктор пить начал регулярно, начал руку поднимать. Наташа старалась его приструнить, да разве послушает? Подруга не жаловалась, но общие знакомые докладывали. Жалко её было, а чем я могла помочь?

                -3- Зрелость

Поздно вечером позвонил Егор.
- Мам, ты завтра с утра свободна?
- Так суббота же, чего не свободна. А что?
- Мам, сходи к Алешкиной маме, помоги ей, чем сможешь.
- Господи, а что случилось? Что-то с Виктором? Инфаркт? - у меня на работе мужики после пятидесяти мрут от инфарктов, особенно пьющие.
- Ма, ты только не волнуйся. Алёшу отец убил.

Мне и самой впору было скорую вызывать. Хотела сразу бежать к Дине. Но Егор предупредил, что ей снотворное вкололи, будет до утра спать. Да и Наташа с ней.

Кое-как дожила до восьми утра. И пошла, как на каторгу. Оделась в тёмненькое. Подкрашиваться не стала, хотя вообще-то и ведро ненакрашеной выносить не в моих правилах. Дверь в квартиру была открыта. Встретила меня Динина соседка.

- Все уехали. На дачу. Это там произошло. А ты проходи. Будем убираться. Надо зеркала завесить, поищи в шкафу покрывала или большие полотенца. Надо ещё список продуктов написать, на поминки. Дина вряд ли сообразит. Надо нам с тобой всё в свои руки брать.

Так я на целую неделю практически поселилась в чужой квартире. На работе взяла в счёт отпуска. С книжки сняла, потом сочтёмся. Обзванивала, бегала по магазинам и конторам, готовила, накрывала, убирала. Дина и Наташа пытались помогать. Но после того, как у подруги из рук выпала целая стопка тарелок, ни к чему её не подпускала.

А случилось вот что....
Алёша начал давно уже играть в карты. Сначала "по маленькой". Потом вроде везло. Но фортуна - стерва та ещё. На неё надеяться.... себя потерять. Так и вышло. Сначала пришлось свернуть маленький бизнес, который худо-бедно копеечку приносил. Потом влез в долги перед "бригадными". Набрал кредитов. Когда забрали квартиру - ушла жена. Конечно, она-то на другое надеялась. Дорогой бриллиант требует дорогой же оправы.

Помыкался Лёша по съёмным квартирам, а и за них платить надо. Вернулся в отчий дом. Мать без упрёков приняла. Вошла в положение. А отец волком смотрел. Всё укусить норовил. Алёша отца всё же уважал. Не лез на рожон. Старался отмолчаться.

Поздней осенью пора было дачу заколачивать. Картошки набрать, морковки-лука. Поехали они вдвоём, отец и сын. Виктор бутылочку взял, для согрева. Выпили они, закусили. Тут Лёша и рассказал, что с долгами не смог рассчитаться, ещё большая сумма висит. А кредиторы давят. Он и предложил родительскую квартиру продать, купить однушку, а сам мол как-то устроится. Наташа уже взрослая, ей скоро и замуж. Только надо жениха с жильём найти, чтобы устроить сестру. А родителям много ли надо?

Виктору водка в голову ударила. Он высказал непутёвому "выродку" всё, что накипело. Лёша не стерпел, полез драться. Виктор скрылся к доме. Потом вышел и пальнул из охотничьего ружья, которое невесть сколько валялось, заныканое, в чулане.

Одного выстрела было достаточно. Когда приехала милиция, убийца спал на полу в сенях. Ружьё лежало рядом.

           -4- Дальше - тишина

Мы пили чай.
- Ксень, вот он вернётся, как нам жить? Как он мне в глаза смотреть будет? А я ему? Я даже на суде в его сторону смотреть боялась. Разве можно такое простить?
- Знаешь, надо вам вместе это решать. Со стороны разве можно что-то советовать? Попробуйте квартиру разменять. Хотя... Наташе тогда как? Ипотеку её муж не потянет. Она на работу выходить думает?
- Думает. Я пока с Дашенькой буду. В садик жалко, болеть начнёт. Митя болеет?
- Переболел уже, осенью в школу. Алёна и года не просидела дома. Первое время няньку нанимали, а потом в сад отдали. Мне посидеть с внуком редко перепадает. Вот к тебе на день рождения пришли. Кстати, Егор тебе конвертик передал. Купи себе что хочешь. Только себе, а то я тебя знаю.

- Ксюш, чего мне надо-то? Вот бы забвение купить. Забыть всё. Да разве забудешь?

Мы пили чай. А он казался горьким.............