Интервью с Галиной Щекиной

Нина Гаврикова
Интервью с Галиной Щекиной -  http://proza.ru/avtor/lanit

Родилась в Воронеже в 1952 году, живёт в Вологде.

Луауреат премии фонда «Демократия» 1996 года.
Обладатель именной медали Ильи Тюрина за поиск талантов,
финалист Русского Букера 2008 год.
Лауреат премии «Народный писатель» за 2012 год.

Член  Союза Российских писателей с 1996 года.

С 1990 года и на протяжении 15 лет была руководителем Литературного клуба вологжан «Ступени».
С 2003 года – руководитель Литературной студии «Лист», г. Вологда.

Основные публикации:  Книги и журналы
«Когда ты  приходишь». Сборник  стихов. Вологда, Свеча,  2003.
«Банкет». Повесть. Нью-Йорк, Стороны  света, 2007.
«Мелисса». Рассказы. Вологда – Череповец, Издательский  дом «Череповец»,  2008.
«Графоманка», роман  Москва, Эра Летний  сад, 2008,
«ОР», два романа, Москва, Эра, 2008
«Графоманка», Москва, Окси-Пресс, 2008
«Горящая  рукопись». Поэма. Вологда-Москва, Окси-Пресс,2010
«Астрофиллит». Книга стихов. Москва, Вест-Консалтинг, 2011.
«Бася и чудо», детская книга. Вологда, издательство «Легия». 2011.
«ОР». Москва, Букстрим-Книжный  перекресток, 2012.
«От груши до океана», детская книга. Вологда, издательство «Легия» 2012.
«Насладись», детская книга. Вологда, издательство «Легия», 2012.
Публикации  прозы в  журналах  «Лад  вологодский», «Север», «Дружба народов».

     С Галиной Александровной Щекиной я познакомилась совершенно случайно. Однажды на портале Проза. Ру, разглядывая лауреатов национальной литературной премии «Народный писатель», вдруг обнаружила, что третье место заняла наша - вологодская писательница Галина Щекина. Стала усердно разыскивать, и мои труды увенчались успехом: мы заочно знакомы, но я надеюсь, что обязательно съезжу в Вологду на заседание Литературной студии «Лист», а пока хочется более подробно познакомить с этой замечательной женщиной читателей журнала:
   - Галина, Александровна, расскажите, как Вы пришли к творчеству? Какую роль в Вашем творчестве сыграл Михаил Анчаров?
    -  Шла  долго. В  школе  были лучшие  сочинения, но всё  так  затянулось. Не попала в  любимую   область – журналистику, окончила  экономический факультет, отец  меня  понукал – когда  будешь начинать писать? Начать  пришлось уже  замужем, муж  заставил, принес  печатную машинку:  «Хватить посуду  бить, направь энергию в  мирное  русло…»
Значение Михаила Анчарова с  моей  жизни безмерно. Подробнее в  статье в Литгазете от 27 марта  2013-04-08.  В моей жизни Анчаров впервые появился весной 1968-го книгой «Сода-Солнце». Напиток был опьяняющий для 16-летней школьницы. Подростки часто не в ладах со всем светом, но благодаря Анчарову -  это гнетущее чувство быстро рассеялось. «Вот оно! – подумала я, – Искусство – способ жизни». Такое напутствие я получила. Душа забила крыльями. Второй раз он меня напутствовал уже лично – в 1974-м. Будучи студенткой Воронежского университета, поехала к нему в Москву. Хотела писать, не знала, как начать: думала – надо по Руси бродить, «отдыхать под крышей кабака». Он так смеялся! Уговорил не бросать учёбу, по Руси не бродить, уверил, что писать начну обязательно и скоро. Спросил: «Привезёшь мне первые рассказы?» Обещала, но он ушёл из жизни в 1990 году. Всё, что он мне тогда предсказал, сбылось: дети, семья, любовь и творчество. Потому  что он зарядил меня  жаждой творчества.

   - Как отнеслись и относятся родные к Вашему творчеству?
   - Родные относятся к творчеству не очень, ведь это не дает  денег. Трудно жить. Только  муж - критик Сергей Фаустов всю жизнь меня наставляет и гоняет, а то и просто денег на книгу  дает…. Вот ему  выпало такое испытания  как  я...

   -  Кто Вы по профессии? Сочетается ли выбранная профессия с творчеством?
   - По  профессии  я экономист. Работала  немало лет на этом поприще. Но дальше  не смогла,  ушла. С  литературой это никак  не сочетается. Куда  там!

   - Когда Вы стали руководителем литературной студии "Листва", "Ступени"?
Чему в первую очередь пытаетесь научить молодое поколение на лит. заседаниях? Строго ли относитесь к начинающим авторам? Сколько "звездочек" зажгли на небосклоне прозы и поэзии, то есть кому помогли шагнуть на широкую колею творческого успеха или еще можно по-другому спросить: гордитесь ли Вы своими учениками, есть достойные, кто именно?
   -  В Литературном клубе "Ступени"  появилась в 1989 года, стала  старостой  около 90 года… Юрий Макарович Леднев  перестал заниматься по  возрасту и по  здоровью и мне пришлось взять обязанности на себя, больше охотников не  было. Так с перерывами почти  15  лет и вела, с другими  активными   авторами -  Валерий Архипов, Сергей Фаустов, Мария Суворова, Нина Писарчик…  Сейчас  руководит Валерий Архипов.
      По  Литературной студии «Лист» - она  образована  в 2003  году и я  стала  с  того же момента  руководителем. Сначала  под эгидой  Департамента образования, потом ушла из их центра «Единство», скиталась по библиотекам, в том  числе  в библиотеке  «Северной  Фиваиды»  занимались. Практически везде  были лишними. Скоро десятилетие. Вести  любое  лито  нелегко. Это  постоянное прочтение и правка  рукописей, организационные вопросы,  работа  по  части проведения конкурсов…
Чему  пытаюсь научить начинающих?  Слышать друг друга. Ведь особенность  литературы в том, что она  расцветает в  хорошей  среде, а  в  плохой  сохнет. Поэтому  если нет широкого  резонанса, надо,  хотя бы  друг друга  читать и помогать. Стараюсь  помочь понять, в чём  их творческая  суть, чтобы писали не как  Белов  или Рубцов, а новое, досель невиданное.
К авторам я не строгая. Я  поддерживаю на  всякий  случай всех, а не только таланты. Могу  похвалить и слабого автора,  когда он  слышит критику и  меняется.
Наташа Сучкова  ходила на лито «Ступени», но успех к ней пришёл после окончания Литературного института. Маша Маркова – лауреат президентской премии, тоже приходила на заседания лито «Ступени», она уже сложившимся автором приехала из города Кадуй. Роман Красильников независимо от лито «Ступени» выпустил книгу-концепт «Оверграунд», печатался в альманахах, так же независимо стал доктором филологии педуниверситета и продолжает писать прозу. Дима Гасин – выпустил книгу стихов и работает в издательстве «Время».
Из литературной студии «Лист»: Лиза Чегодаева закончила Литератрный институт. Маша Суворова сейчас аспирант педуниверситета, она выпустила две книги стихов, кандидат ВОСРП. Многие студийцы первые книжки выпустили ещё в студии, что стало неплохим стартом, некоторые пошли дальше. Оксана Халвицкая имеет две книги и учится на ВЛК в Москве. Ксения Хромова – сейчас в Дубне преподает историю искусства. Очень способная девушка – Ксения Аксенова (Филиппова), после посещения заседаний студии и выпуска первой книги стихов стала лауреатом Илья – Премии. Наташа Усанова была студийкой "Листа", теперь выпустила очередную книгу стихов в «Легии» - «Живая земля», стала членом ВОСРП. Александр Ломковский, пройдя школу «Ступеней», стал членом Союза писателей России, жаль, не моего союза, но главное он состоялся.
   Каждого автора  я люблю и понимаю (Ответно  получается не  всегда.) Каждому оказываю  помощь при  издании.

   - Когда Вас приняли в Союз Российских писателей?
   - Членом Союза Российских писателей стала в 1996 году. Провели писательское совещание в Ярославле и там после обсуждения моей прозы, я услышала фразу: «То, что она не в союзе, это просто случайность». Меня приняли, и я  стала первым членом Вологодского регионального отделения, а также его первым председателем.

   - Что почувствовали, когда вам вручили премию "Народный писатель", Вы думали что войдете в тройку лидеров? Какие работы были предложены?
   - О премии «Народный  писатель»?   Да,  меня  номинировали в декабре, на суд жюри были представлены рассказы: «Итальяно» http://proza.ru/2009/06/28/549,                «Каникулы Грани» http://proza.ru/2009/06/28/672, а думать я ни о какой  тройке не думала. Когда поехала на  церемонию в  ЦДЛ, то  очень  волновалась, и у меня  шла  носом  кровь от  высокого давления, от нервов. Я человек, не избалованный  похвалами, я  человек  фона, а  не президиума. Я - чернорабочий литературы. Премия - условная, означает надежду на  издание   отдельной книги. А  получится  ли -  Бог  весть. Кроме того премия эта означает, что мне доверили номинацию лучших авторов, а это огромная  читка текстов и ответственность. Короче говоря,  для  меня эта  премия – дополнительная  работа.

   - Что для Вас главное: вдохновение или каждодневный кропотливый труд, чтобы в одно и то же время садиться за письменный стол и писать.
   - В работе писателя нельзя выбрать только вдохновение или только труд. Нужно и то, и другое, а сочетание у каждого разное.
 
   - Есть еще какие-то интересы?
   - Интересы кроме  литературы? Нет  таких интересов. Все интересы  связаны с нею. Просто помимо написания своих  книг и, например, я  координатор  Конкурса Илья-Премия, значит -  ищу новых  участников. В  этом  году Илья-премия   ищет авторов  эссе  «Пушкин – божий  псевдоним»,  срок  до  30  апреля. Я  участник  Анчаровского движения,  каждый  год  езжу в Москву на  чтения. Весь 2012  год я  билась  над  книгой Наташи Масловой, гениальной  вологодской  поэтессы,  которая  ушла  из  жизни в  2011 году,  при  помощи детского дома, который находится в районе  Лукьянова и при участии  Владыки Максимилиана издала,  наконец, книгу Масловой. Увлечение  это  или  дело  жизни?  Не знаю. У  меня всегда  дилемма – баюкать свое творение или  чужое. Мне  и то, и другое  дорого!

   - Планы на будущее.
   - Планы  на  будущее  туманны. У меня уже много написано, но получится ли издать? Много ли   можно издать на  свои деньги? Официальная  культура не принесет мне на юбилей мою книгу на  тарелочке, меня  для  официальной  культуры нет. Вряд ли  кто-то из моих учеников  бросится  после смерти меня издавать, как  я  Маслову.

   - Разрешите задать еще один вопрос: откуда Вы родиной и как попали к нам в Вологду?
   - В  Вологду я  попала  так. Работала экономистом после  окончания  университета в  Ейске  Краснодарского края, приехала туда  девушка  из Вологды и  сманила. В Вологде  состоялась и личная  жизнь, а потом я  состоялась как  литератор, но  это я  так  думаю,  общество, возможно, думает  иначе. В  свое время  мне  очень помог Архив новейшей политической  истории тем,  что собрал,  описал мой  литературный  архив. Я  им  очень благодарна, дали  веру в себя. Еще я  член  Союза Российских писателей, стараюсь  это членство  оправдывать.