На пути к блаженству

Леонид Улановский
 (фрагменты из книги)


Глава 3. Осознание себя

Почему у человека есть проблемы? Потому что он убеждён: где-то обязательно существует некое "беспроблемное" место.

Между тем, что человек представляет из себя, и тем, кем он хочет казаться, огромная разница. Таких людей большинство. И я смею утверждать, что они не живут настоящей жизнью. Потому что, простите за тавтологию, не имеют настоящей. Как часто можно услышать от них мечтательное "в отпуске поживём" или "прежде, помнится, было совсем не так…"
"Самый страшный грех – невежество", – говорил мой Учитель…
В старинной ганской песне поётся.

Счастлив живущий сегодня,
Живущий только сегодня.
Печальна участь провидцев
И тех, кто помнит о прошлом.
Блажен лишь тот, кто не знает
О тяжких завтрашних муках
И не помнит вчерашних страданий, –
Лишь он обретёт покой.

Но, может, всё-таки жить прошлым? Ведь мы привыкли ссылаться на мудрецов древности. В конце концов, заслуживают безмерного уважения люди, которые возводили поразительной красоты строения и создавали великие творения. Сколько их погибло под обломками неудавшихся конструкций?! Неужели это всё зря, и мудрость предковне полезна нам? Вдруг древний ганский поэт ошибается? Нет, не ошибается.
Мой Учитель говорил, что память и уважение к прошлому должны занять в психике каждого, стремящегося научиться жить в настоящем, достойное место. Это первый этап. Потом необходимо понять, что сами по себе видения прошлого и знания о нём никак не решают проблемы сегодняшнего дня. Это второй этап. И, наконец, третий – воспитание способности находить связь между прошлым и нынешним переживанием жизни.
"Погрузись в ощущение настоящего момента, и это соединит с мудростью прошлого", — эти слова Учителя я посоветовал бы взять в рамочку и запомнить навсегда. Но как "погрузиться" и "ощутить"? Над ответом лучше всего размышлять в музее, перед, предположим, скульптурой древнего мастера. Попробуйте ощутить идущие от неё потоки энергии и прислушаться к возникающим эмоциям. Не важно точно знать, когда и кем она создана. Как бы отрывая произведение искусства от времени, вы тем самым погрузитесь в настоящее.
Если ваши чувства воспитаны, если душа "тонко организована", то вы воспримите прошлое, заложенное в произведении, и заразитесь эмоцией, которой был объят скульптор. При этом обязательно должно присутствовать осознание "кто я и где". С этим понятием хорошо знакомы актёры…
Однажды Фаину Раневскую спросил молодой актёр: "Фаина Георгиевна, а вы, когда находитесь в образе, СЕБЯ осознаёте?". "Милый мой, – услышал он в ответ, – если я СЭБЯ осознавать не буду, я с авансцены ё…сь!".
Осознание себя — вот единственный путь, который не ведёт к распаду личности, живущей воспоминаниями о прошлом и мечтами о будущем, а, значит, как бы в иллюзии настоящего. Прошлое, с его традициями, мудростью и достоинством, нужно уметь чувствовать сейчас. Понимаете, "сей же час"!
Только при таком условии родится жизнь в настоящем. Именно она является подлинной. Как этому научиться? Конечно же, тренировать душу, делать её эмоционально восприимчивей и более тонко чувствующей.
…Когда на талии появляются складки, мы мчимся в спортзал и мучаем тело на тренажёрах. Куда бежать для тренировки души? И какие упражнения делать? Об этом чуть позже.
..............


Глава 10. Думать – надо!

Аристотель утверждал, что только боги и звери могут жить вне общества. К сожалению, красивая сказка Киплинга лжёт: Маугли, воспитанный в джунглях животными никогда не смог бы жить в человеческом обществе, потому что он не человек. Программа, заложенная в нас (помните "сотворены по образу и подобию"…), недостаточна для того, чтобы мы были людьми. Она обязательно должна дополниться, говоря библейским языком, "духом Божиим" или, не столь возвышенно, программой, которая записана знаками культуры.

Поговорим о системе знаков, о тайных смыслах, о словах, которые нужны для того, чтобы донести мысль. Ступим на бесконечное поле, на котором произрастает то, что культивирует из нас людей. На этом поле и работают искусные агрономы-манипуляторы. Они взращивают такие знаки, которые пропитывая наше сознание, полностью или частично изменяют восприятие действительности. И мы "благополучно" начинаем воспринимать её искажённо, испытывая так называемое "сужение сознания". Разум становится неспособным рассматривать ситуацию, событие или вещь с другой стороны и заставляет действовать, принимая то единственное толкование, которое предлагают нам средства массовой информации, реклама, кино, театр… Для того, чтобы избежать их влияния, существует простая рекомендация: думайте!
Мой Учитель утверждал, что ежедневные тренировки ума непременно расширят сознание ученика. Он говорил: "Поразмышляйте над следующим: полюбите жизнь за абсурдность, смерть — за неизбежность, цель — за недостижимость, дело — за бесполезность, человека — за недостойность, истину —  за всё вместе взятое, себя — за то, что можете принять всё это".
Итак, думайте. Приучите ум к этому. Напомню: Николай Чернышевский определял образованного человека как личность, обладающую обширными знаниями, благородством чувств и привычкой мыслить. Очевидно, что при этих условиях уловки манипуляторов будут вам видны, как на ладони, а тайные хитросплетения легко расшифрованы, как будто перед вами хороший рентгеновский снимок.
Передаваемая нам информация воплощена в самых различных знаковых системах: жестах, словах, позах, имидже… А уж как мы будем их трактовать сами, без подсказок манипуляторов-комментаторов, зависит от нашего образования. Главное — не верить сразу и всему. Но этого мало. Дело в том, что обычно мы думаем используя привычный механизм логического мышления. А существует и другой способ, рождённый иной культурой. Он незнаком, а значит, непривычен. Как тут не вспомнить знаменитое: "молись о даре толкования"!
Мой Учитель не предлагал молиться. Он рекомендовал упражнение для развития способностей разума ученика.
На одном из этапов моего обучения я получил задание поэкспериментировать с искусственно созданным миром. Суть состояла в следующем. Я сидел один в комнате. Передо мной стоял стол, на котором ничего не было. Возле входной двери находился рукомойник, рядом, на небольшой подставке, — чайник. Я знал, что примерно через десять минут в комнату должен зайти один из учеников, которому ничего неизвестно об эксперименте.
Я должен был представить: посредине пустого стола стоит ваза без воды с ярким цветком на длинном зелёном стебельке. Спустя положенное время вошёл испытуемый и поздоровался со мной. Я не ответил. Он пожал плечами, взял чайник, набрал воду из рукомойника и вылил в центр стола, в то место, где стояла несуществующая в материальной действительности ваза с цветком. На мой вопросительный взгляд прозвучал ответ, содержащий вполне конкретное мнение обо мне, способном созерцать умирающий от жажды цветок…
Значит, мозг может представить ситуацию, которую осознаёт, как несуществующую?
Я повторю: сужение сознания — прямой путь в ловушку манипуляций. Когда жмут ботинки, не до размышлений о социальных проблемах. Известный йогин Вивекананда выразился ещё более определённо: "Религия не для пустых желудков". А манипулятору при наличии тесных ботинок и пустых желудков легко работать. Можно так построить взаимодействие, чтобы вопрос "Что делать с тесными ботинками и пустыми желудками?" стал вопросом жизни и смерти. Поиск ответа на него будет занимать всё свободное время, и при этом манипулятор изменит вашу шкалу ценностей с наслаждением и мастерством. Причём сделает это с большим искусством, потому что профессионален в высшей степени.
Изучайте собственный разум и его возможности расширятся.
...............


Глава 16. Пройди грязь – и останься чистым

14 июля 1789 года, когда французский народ крушил тридцатиметровые стены Бастилии, король Людовик XVI записал в своём дневнике: "В этот день ничего особенного не случилось". Чем закончилось для короля такое пренебрежительное отношение к истории — хорошо известно.

Что же произошло?
Народное восстание, положившее начало французской буржуазной революции, которое покончило, как написано в энциклопедическом словаре 1953 года издания, "с феодально-абсолютистским строем во Франции". Революция, "обеспечившая установление в стране буржуазных отношений, одно из крупнейших событий всемирной истории". Или пустопорожний день, о котором не стоит вспоминать?
Всё зависит от точки зрения. Об этом очевидном факте не стоило и упоминать, если бы не одно обстоятельство. Событие всё же произошло, заняло какое-то место в Истории и, хотя время может стереть его из памяти людей, оно уже успело оказать некое влияние на пространство и время, на причинно-следственные связи, на карму каждого человека, живущего потом.
Теологи утверждают: когда был сотворён Адам, то Г-дь, пока тело первого человека лежало на земле, провёл перед его глазами образы всех его будущих потомков, тем самым вселив в него мысль: если он согрешит, то повредит не только себе, но и всем своим будущим потомкам. Когда Адам согрешил, он действительно изменил судьбу всех последующих поколений.
Закон кармы никто с тех пор не отменял. Напомню одно из его многочисленных определений. Карма — это ментальный психический закон, который регулирует соотношение добра и зла в Сущем. "Не делай другим того, чего не желаешь себе". Лучше этого Золотого правила нравственности человечество пока не придумало.
Если для вас происшедшее событие — зло, то тем самым вы ухудшаете СОБСТВЕННУЮ карму и сеете, предопределяете плохое будущее для себя и своих потомков.
Все события, которые происходят в мире, могут быть оценены людьми. Даже если они не касаются вас лично, они являют возможность проявить ваше отношение к ним. Помните как говорили в недавнем прошлом: "необходимо занимать активную жизненную позицию"?
Оценка событий вами формирует количество добра и зла, определяет личную карму.
Существует ли некая общая, божественная карма, которая предопределяет линию развития Истории? Видимо, нет. Потому что тогда не было бы Первородного греха, Всемирного потопа, плясок вокруг Золотого тельца…
Событие само по себе ничего не значит. Но оно пришло в мир и отрицать его присутствие глупо. Оно приходит для того, чтобы его оценили живущие. Если бы король  Людовик XVI оценил произошедшее 14 июля как "важное историческое событие", возможно, 21 января 1793 года его бы не казнили… Не утверждаю, но предлагаю как факт для размышления.
Будьте бдительны по отношению к событиям. Они нужны для того, чтобы вы сформировали собственную карму и наполнили сосуд Добра, а не Зла. Мой Учитель говорил: "Надо пройти через всю грязь мира, познать её и остаться чистым".
Древнекитайская притча повествует о юноше, который хотел познать Истину у известного учителя.
— Умеешь ли ты воровать? — спросил мудрец.
— Нет, Учитель! — воскликнул юноша.
— А лгать?
— Нет.
— Прелюбодействовал ли ты с жёнами ближних своих?
— Нет.
— Иди и познай всё это. Познав, не делай!
Неужели мудрый учитель призывал юношу стать вором, лицемером, прелюбодеем?! Конечно, нет. Но как же тогда научиться всему этому, если не пройти через всё опытным путём?
 Ответ прост: вы должны "включить" воображение. Не стать, например, истинным подлецом, но сыграть его в мысленном эксперименте. И когда всё ваше существо будет пропитано отвратительными флюидами зла, когда вы представите (снижаем пафос!), как плохо быть плохим,  то тем самым совершите первый шаг на пути познания зла. И отвергнете его, если хотите добра себе и потомкам своим.
И вновь перед вами возникнет проблема выбора. А чтобы было легче выбирать, представьте, что вы Адам, который лежит на земле, и Г-дь прокручивает перед вами ленту судеб всех ваших потомков и вашу собственную…
Предполагаю, вы любите себя, своих детей и внуков. И, безусловно, хотите добра им и себе. Выбор за вами. Его результат важен для всех.
В разговоре о событиях, отношениях к ним и результатам их оценки надо сделать одну оговорку. В знаменитую ночь 4 августа 1789 года французская аристократия коллективно с воодушевлением отказалась от своих привилегий. Это никогда не было бы совершено каждым из аристократов в отдельности.
Оценивайте произошедшее событие или предлагаемую информацию лично. Не воспринимайте на веру комментарии. Запомните: модное сейчас понятие "массовое сознание" опасно тем, что у массы другой образ поведения. Если собрать сотню человек вместе, то каждый потеряет свой рассудок и получит какой-то другой. Всякое действие в толпе заразительно, причём настолько, что люди готовы пожертвовать личными интересами в угоду коллективным.
Помните строки из песни времён застоя: "Раньше думай о Родине, а потом о себе"?  Перед вами неприкрытая манипуляция, рассчитанная на уничтожение человеческой природы в человеке, что, безусловно, влечёт за собой потерю независимости и утрату чувства свободы. Превращение вас в кого угодно — героя, труса, фанатика…–  следующий ход опытных манипуляторов.
 Мудрецы Востока учат: сначала полюби себя, свою семью, затем город, в котором родился и где живёшь, а уже потом Отчизну…И не только восточные мудрецы… Вот, к примеру, Александр Пушкин.

"Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва,
Как……………пустыня
И как алтарь без божества."

Как же всё-таки не попасть под влияние коллективного сознания, забыть формулу "все так считают"? Это не так сложно, как кажется. Если вы водите автомобиль, вам легко будет понять мой совет.
Представьте: вы стоите в группе автомобилей перед светофором. Когда зажжётся зелёный свет, то теоретически все машины должны начать движение одновременно, потому что сигнал виден всем водителям. Но так никогда не происходит. Движение каждой начинается после того, как тронется с места впереди стоящая машина. При этом вы должны быть максимально осторожны: мало ли что взбредёт в голову водителю впереди стоящей.
Поэтому водите автомобиль, а в "бардачке" пусть всегда лежит томик А. С. Пушкина для весьма полезного чтения в "пробках"…
...............


Глава 28. Интуитивная защита

Преподавателя физики в институте боялись все студенты. Он был строг и неулыбчив. На экзаменах требовал чёткого изложения материала. Фразы "я учил, но почему-то не понял...", "...пропустила, потому что болела",  "...был на соревнованиях" не влияли на оценку. И никто из студентов не знал, что в далёкие годы обучения в университете будущий преподаватель замечательно играл в театральной студии и мечтал стать режиссёром. Но судьба сложилась иначе... И он превратился в неприступного преподавателя.
Сегодня, почти через тридцать лет случилось непредвиденное. Преподаватель принимал очередной экзамен. Напротив него сидела симпатичная студентка с перепуганными глазами. Она, не отрываясь от листка, густо исписанного формулами и текстом, произносила незнакомые слова, как ему казалось, с брезгливостью и антипатией. Преподаватель прервал её, взял листок и произнёс: "Списано на "отлично". Вот Вам чистый лист бумаги. Запишите уже изложенное Вами. Меня интересует закон...".  Ужас застыл в глазах девушки. Она взяла ручку и задумалась, силясь вспомнить то, что никогда не знала и что так удачно списала. Время тянулось бесконечно. Ручка стала влажной от пота, потекла тушь на ресницах, помада перешла на кончики зубов... Холодный взгляд преподавателя равнодушно останавливался на этих проявлениях безысходности. Через минуту дрожащая рука студентки протянула листок. Преподаватель мельком взглянул, деланно вздохнул, отодвинул зачётную книжку и сухо произнёс: "Приходите через неделю. Хотя я сомневаюсь... В формуле три ошибки". Он взглянул в лицо девушки и опешил. Глаза её были радостно расширены, она всплеснула руками и воскликнула: "А я так чувствую!". Преподаватель вздрогнул и мгновенно помолодел на тридцать лет. Он взял зачётку и поставил "удовлетворительно".

Интеллект и интуиция – две равнозначимые формы познавательной деятельности. Однако масса людей, в том числе, уважаемые педагоги и учёные, убеждены в том, что первая форма приоритетна, что можно освоить основные дисциплины естествознания, пользуясь только умением устанавливать причинно-логические связи. Они утверждают: об интуиции следует упоминать, когда речь идёт о театре, кино, изобразительном искусстве, поэзии, литературе, музыке... Дескать, это особый дар, которым одарил Б-г, и обучить интуитивному подходу и восприятию невозможно.
Более того, вполне понятно, что можно взять в руки учебник по математике и по конкретным учебным программам изучать эту дисциплину. Но как изучать интуицию? И чем может помочь это знание, когда нами манипулируют?
Начну по порядку. По мнению психологов, интуитивный метод защиты от манипуляций – один из действеннейших... Если вы подверглись нападению манипулятора, прежде всего, необходимо понять, что это уже произошло. Распознать манипулятора довольно легко. Я назову лишь несколько основных признаков нападения.
Во-первых, манипулятор обязательно проявляет повышенное внимание к вам лично. Он интересуется здоровьем, детьми, хобби...
Во-вторых, опытный манипулятор беззастенчиво, но не назойливо льстит, резко завышая ваш уровень профессионального мастерства, личностных качеств и возможностей.
В-третьих, манипулятор всегда драматизирует ситуацию, описывая устрашающие последствия и нагнетая при этом чувство тревожности.
В-четвёртых, талантливый манипулятор блестяще владеет искусственным юмором и умением вовремя "расслабить обстоятельства" рассказанным анекдотом.
Как только вы увидите, что перечисленные приёмы запущены, будьте абсолютно уверены: вами манипулируют. Значит, необходимо срочно защищаться, ведь на вас напали с целью добиться своего и склонить вас к действиям, совершаемым вопреки вашим интересам и желаниям. Я предлагаю один из опробованных методов защиты, который основан на интуиции. Он красив, изящен и по-восточному неожидан для противника.
Мой Учитель говорил: "Разум можно обмануть. Тренированное чувство – никогда".
На Востоке убеждены: интуиции, основанной на чувстве, возможно обучиться. На Западе утверждают, что это вздор, и рассматривают интуицию, как некое "поэтическое" наслаждение. Я уверен: пришла пора научиться тренировать интуитивное восприятие. Обучившись этому методу общения с действительностью, вы вооружитесь надёжным способом,  который обеспечит безопасность вашего существования при воздействии на вас. Человека, который получает понятные ему сигналы из подсознания, одолеть манипулятору невозможно. Тренированная интуиция всегда подскажет, как поступить.
...Это случилось в стародавние времена в одной сказочной стране. Сын взломщика попросил отца научить его своему ремеслу. Отец согласился: ведь старость и немощь не за горами, а семейное дело могло с ним угаснуть.
Ночью они взломали дверь в чужом доме. Отец открыл большой сундук, велел сыну вынуть из него одежду и залезть вовнутрь. Когда мальчик исполнил приказ, отец опустил крышку и запер его, потом он поднял шум и незаметно ускользнул из дома. Запертый в сундуке, мальчик дрожал от страха и гнева. Он не знал, как ему выбраться.
Вдруг его осенило: и он замяукал. И тут же услышал, как хозяин дома приказал служанке принести свечу, чтобы осмотреть сундук. Когда откинули крышку, мальчик выпрыгнул, задул свечу и, оттолкнув оторопевшую служанку, выбежал на улицу. За ним бросились какие-то люди. Мальчик мчался по дороге, освещённой только звёздами. Луна, к счастью для преследуемого, скрылась в облаках. Но люди настигали...
Заметив у края дороги колодец, мальчик бросил туда большой камень и спрятался чуть поодаль. Преследователи собрались вокруг колодца. Они слышали всплеск воды и хотели посмотреть, как тонет грабитель. Потом они ушли.
Когда мальчик добежал домой, он в смятении стал рассказывать отцу всю историю побега. Но старый взломщик прервал сына: "Не беспокойся о подробностях. Ты здесь – значит, ты научился искусству".
Урок отца очевиден. Подробности – прерогатива логики. Когда ситуации повторяются, вы должны ЗНАТЬ, как в них действовать. Но если она уникальна и, как кажется,  непредсказуемо безнадёжна, то никакая логика спасти не может. Надежда только на интуицию. Доверитесь восприимчивой к чувству части своей натуры, и спасительная идея обязательно придёт. И вы "мяукните"... Конечно, идея мяукнуть не совсем нормальна. Но, если вы станете рассуждать, вам несдобровать. Очевидно: вы поступите единственно правильно, поверив необычному намёку.
Мой Учитель говорил по другому поводу: "Эта идея ещё не настолько безумна, чтобы быть правильной".
Кстати, так же думал датский физик лауреат Нобелевской премии Нильс Бор. Каждый раз, когда жизнь поставлена на карту, когда вы оказываетесь на пределе безысходности, ваше сознание должно превратиться в острое оружие, способное уничтожить опасность. Тогда вы пробуждаетесь и наносите удар. Но если включатся процессы мышления и начнётся лихорадочный перебор вариантов, вы обречены. Вы потеряете способность принять единственно правильное решение, потому что на самом деле оно принимается не разумом. Такое решение приходит из глубин вашего "Я" или ниспослано свыше. И надо научиться его слышать. Вспышки из неизвестного должны разжечь ваше сознание и закалить острое оружие, которое вы сами пробудили. Не мешайте процессу.
 Развитая, закалённая интуиция никогда не отдаст вас во власть манипуляторов, потому что благодаря интуиции вы последовательно постигаете высшие сущности и идеи, которые делают вас мудрыми.
...............