Герой Труда

Вячеслав Люстик
Люди, заставшие времена СССР,  помнят эту систему поощрения за «ударный труд» (как это тогда называлось), когда, чтобы поощрить людей работать за мизерные зарплаты, им присваивали различные звания – «Герой Социалистического Труда» в промышленности,  звания «Народных» и «Заслуженных» Артистов  в искусстве. Все эти регалии не давали значительного увеличения материального достатка, но, как правило, выводили человека на некий новый статусный уровень — он был принимаем в высшую, на тот момент, партийную элиту, его чествовали на собраниях, выбирали во власть и приближали к кормушке через спецпайки, спецбольницы и спецмагазины. Казалось бы, те времена ушли и нет надобности в этом статусе, так как дефицит исчез, во власть идут совсем другими путями, а почёт и уважение определяется не трудом, а количеством капиталов.
 
Что же произошло, что эту, «почившую в бозе» идею, снова подняли на штыки? Кому сейчас нужна  «цацка» на пиджаке, если за ней не стоит никакой интерес? Трудно залезть в головы тех, кто возрождает этот почин вновь, но стоит поразмышлять о другом: что произошло с понятием Труд. Как идея сделать это понятие центральным в жизни человека обернулась крахом целой системы и зачем вообще трудиться в современном мире, где труд стал просто отбыванием обязанностей и, по сути, ярмом для человека? Как сделать труд радостным и приятным, а не повинностью ради прокорма своего тела?
 
Кто из нас идет на работу с радостью и кто готов остаться дома, если ему обеспечат все его потребности? Уверен, что все 100%. А ведь механизация и автоматизация сделали сам труд менее физическим, более здоровым, половина работников вообще сидят в офисах и занимаются бумажной работой. Вроде бы радоваться надо — труд стал не пыткой, а времяпровождением, но заставить себя работать человек не может. Правда есть часть населения, которая занимается бизнесом и работает  на себя, а не на работодателя и у них отношение к работе иное — они почему-то получают радость от труда и полностью поглощены именно работой. То есть отношение к труду определяется ощущением, на кого мы работаем — на себя или на некого работодателя? Но какая нам разница, если мы получаем при этом вознаграждение за свой труд? Да и головной боли у нас на порядок меньше, чем у бизнесменов — отработал свою смену и забыл о работе до следующего дня.
 
Возможно,  в этом и ответ: мы не ассоциируем свой труд с пользой для других; мы приходим на работу зарабатывать деньги, а не производить что-либо для других; труд стал абстрактным и нам стало безразлично, что кто-то будет благодарен мне за выпеченный хлеб, за произведенную деталь к машине, за то, что я вложил в труд частичку себя. Человеку не стало это важным — труд стал мерилом не отдачи другим, а получением  безликого денежного эквивалента.
 
Результат всего этого ощущается в государственном масштабе, и государство вспомнило старую советскую форму поощрения труда — награждать людей званиями, давать им почет и уважение и так стимулировать их производительность. Скоро в России появятся «стахановцы нанотехнологий», «ударницы офисного копирования» и «герои по наполнению куллеров».
 
Видимо, инициаторы идеи помнят, что людям, которым вручали  звания, это было важно, они ощущали себя членами общества, а не винтиками,  чувствовали уважение окружения, и это стимулировало их к труду, а вовсе не деньги. Получится ли восстановить такую форму поощрения в современном обществе, где почет и уважение не имеют никакой ценности? Понятно, что эта форма не станет работать, если в ней не будет совсем другого содержания, внутреннего наполнения, где труд и уважение идут параллельно, мерилом статуса в обществе является не количество нулей на счету, а ощущение пользы в обществе от труда индивидуума. И эту пользу оно выражает через самое высокое наслаждение в человеке — любовь к нему и к его труду. Лишь тогда «цацка» на пиджаке станет носиться с гордостью, ибо заслужена человеком и дана обществом сознательно, и цацка станет знаком уважения. И это ощущение перекроет в человеке все те блага, что ранее сулила ему советская система. Это ощущение важности себя и полезности перекроет все материальные поощрения, ибо благодарность не имеет цены и ощущается постоянно…
 
 Было ли такое ощущение у людей советского периода? Было несомненно. Оно воспитывалось в людях с детства. Да, оно было большей частью показушное, искусственное. формальное, но без воспитания этого ощущения в человеке эта инициатива мертва и вновь примет все те же уродливые формы, что и при советской власти. Понимают ли это инициаторы? Вполне возможно, что и да. Вот только выбора у них нет — ведь идея то правильная, как мы выяснили, надо лишь наполнить ее правильным отношением, как к труду, так и к человеку. А это самое трудное