Медиа-Кристо

Сергей Козин
  Сподобился я тут, намедни, приобщиться  одним боком к нашей незатейливой масс-культуре, а именно сходить на столичную премьеру еще не ставшего, но имеющего все шансы стать модным отечественного мюзикла «Монте Кристо». На кризисном фоне театрального безрыбья и вернувшегося малобюджетья сие зрелище показалось вполне заслуживающим потраченных купюр и времени. Не являясь профессионалом, не собираюсь отбивать честно отлизанную черствую горбушку хлеба с черной икрой у более заслуженных искусствоведов и критиков, поэтому постараюсь максимально коротко и прямо высказать свои далекие от политеса и корпоративной этики сугубо личные и откровенно субъективные впечатления.
     Повторюсь, в целом постановка мне, как мужику-визуалу и где-то даже патентованному эстету, весьма понравилась. Не касаясь всем известного сюжета и неизбежно адаптированного либретто, могу сказать, что не заметил особенных логических нестыковок и искажений писательского замысла. Впрочем, в мюзиклах не это самое главное. Сценография вообще заслуживает самых восторженных эпитетов. Все было на более чем приличном уровне – роскошный и красочный свет, деликатная и уместная пиротехника, сложные трансформирующиеся и двигающиеся декорации,  качественный звук, богатые и разнообразные костюмы, грамотный развод мизансцен, свежая оригинальная аранжировка, современная, насыщенная почти спортивной акробатикой хореография, а так же неожиданные здесь кино-спецэффекты и цирковые трюки. Особое впечатление производит подъем с глубины морской брошенного туда тюремщиками главного героя. Общий темпоритм спектакля, угнетенный в первом действии тяжелыми сценами расставания влюбленных и горькими несправедливого наказания, во втором приобрел нужный драйв в сценах бала-маскарада, увенчавшегося сладкой местью и страшной, но справедливой карой заслуживших ее злодеев.
     Пение и самоотдача в основном молодых, но подающих большие надежды,  заслуживают самых высоких оценок. Конечно, простор для самосовершенствования всегда остается, но мои пострадавшие на медвежьих сборищах уши не требовали немедленной кастрации кого бы то ни было из состава труппы. Выделить кого-то специально из авторского, постановочного и актерского состава спектакля я считаю совершенно недопустимым по отношению к другим, не менее достойным, поэтому намеренно не упоминаю персональных фамилий. Спектакль хорош именно слаженной и профессиональной работой всего коллектива.
     Традиционный половник дегтя я, естественно, приберег на сладкое. Музыка, являющаяся в таком жанре как мюзикл главной по определению, производит исключительно благоприятное впечатление своей мелодичностью, прочувствованностью и соответствием настроению и сюжету. Однако, на мой взгляд отпетого меломана, несколько страдает вторичностью и иллюстративностью. Не хотелось бы сравнивать ее с западной классикой типа «Кошек» или «Чикаго», однако даже знаменитые отечественные «Юнона и Авось» или «Орфей и Эвридика», так же созданные очень давно, отличались куда более смелыми и запоминающимися музыкальными номерами, многие арии из которых превратились самостоятельные эстрадные хиты. Нет даже лейтмотива, главной темы. Вы таки будете смеяться, но самым ярким моментом для меня стала разудалая песня сторожей, браво несущими мешок  со спрятавшимся героем, для сбрасывания в вышеупомянутые пучины с тюремной стены. Тем не менее, ни одна из прозвучавших мелодий до сих пор не посетила мой переутомившийся от обилия визуальных впечатлений мозг после выхода из зрительского зала.  Про, мягко говоря, незатейливый, текст слов печально промолчу из-за былого уважения к автору. Уходить надо уметь  вовремя.
     Еще из явных промахов художника по костюмам могу, как не чуждый моде элемент, отметить ставший уже признаком дурного вкуса и отсутствия воображения банальный и пошлый длинный черный кожаный плащ героя, который он упорно не снимает, даже танцуя с возлюбленной, а подозреваю, и в туалете. Такое впечатление, что наш нувориш