7. Книга Судеб, ч. 18

Валерий Яковлевич Гендель
Глава 34. Кто умеет  торговать, тот и Душу заложит с выгодой для себя.

1. Не вдруг у человека появляется талант.

Понятие: Я вдруг стал сочинять стихи.
1996: Был период в жизни ковровской литгруппы, когда в помещении редакции газеты собирались Алексей М., который проходил у меня в шестой книге как Алексей 1-й, проводник Чёрта, Вова Петров и журналистка газеты Галина Казанцева, неизлечимо больная. Они читали стихи и закусывали рыбой. Рыба лежала на столе в бумаге, её отламывали руками. Эта рыба как раз и запомнилась нашему ковровскому мэтру поэзии члену СП Юрию Николаевичу Синицыну, которого они пригласили к себе и таким образом потчевали. Другому известному поэту на ТВ запомнилось, как зэки в зоне руками разламывали шпротину. В этом разламывании руками рыбы у зэков был особый смак, нормальным людям непонятный. Руками азиаты берут свой плов, палочками едят китайцы. Фишка разных дворян и графов это длинные обеденные столы с массой разных столовых приборов и прислугой.  То есть со стороны может показаться довольно грязным застолье с рыбой на столе. Нет, самим участникам это застолье не только не видится грязным, но именно в таком виде оно представляется им изысканным. Бомжи, как правило, если живут в квартире, то устраивают в этой квартире как бы специально такую свалку, что соседи начинают жаловаться на них. Какой в человеке Дух, такая снаружи обстановка и создается человеком. И как раз такая кривая обстановка кажется проводнику Кривого  Духа благолепной.
С Вовой Петровым я встретился на литературном семинаре во Владимире. Удивился, увидев его там. Учились мы с ним раньше в одном классе средней школы. Запомнился он мне своим несколько странным для подростка одутловатым лицом и плохой речью: отвечал он на уроках так, словно эта одутловатость у него была везде. Стихи у него оказались такими же одутловато тяжеловесными, словно три шара он в рот засунул и слова с большим трудом протискиваются между этими шарами. Спросил я его, зачем ему это? Хочу заработать, ответил он. Такими стихами, подумал я, только грыжу можно заработать. Однако Вова был о них совсем другого мнения. После, когда он перешел на прозу и стал руководителем литгруппы,  всегда приводил свои стихи в пример, как надо писать стихи. Так Вова и дальше учил бы других на более высоком уровне, если бы его рассказ напечатали в толстом журнале в Москве, куда привез его художник Федянов. Однако Вова там такое вытворил, что Федянову сказали, кого ты нам привёз?! Не стеснялся Вова авторитетов, потому что сам по величине своей Души был таким же испорченным. Писателем Вова не стал, так как для него Чёртом была уготована роль провокатора. Легко Вова знакомился с любыми людьми, входил в доверие, а потом  какой-нибудь свой провокационный фортель выкидывал. Не нужно было Духу Вовы, чтобы он становился писателем. Поэтому Вова в Москве бедокурит, решая прежде всего задачу роли провокатора. Его дело провокациями на чистую воду выводить тех, с кем его Дух сталкивает. Выше я рассказывал, как Вова со мной разыграл целый спектакль вокруг недопитой бутылки водки, которую ночью он спрятал в сливном бачке, а потом требовал её с меня. Требовал так, что вот-вот ударит. Меня ударить ему не получилось, потому что моей реакции на его провокацию не было, а вот ковровского союзного значения мэтра прозы Сергея Никитина Вова ударил. И ходил мэтр с фонарем под глазом довольно долго. Где Вова, там обязательно что-нибудь экстраординарное происходит. Кузнецов рассказывает, как Вова, напившись, ползал у него в квартире по полу, загребая руками, как будто плывет. А после квартиру Кузнецова «обнесли», как «обнесли» квартиру и у бывшего Чуковского, который сейчас в другом теле, тоже сочиняет детские стихи, тоже, как Чуковский, слащаво читает их и тоже, как Кузнецов, привечает Вову Петрова у себя.
В общежитии Литинститута с удивлением я смотрел на боцмана Белоуса из Жданова, который садился за стол творить с бутылкой портвейна. Лично у меня творчество и алкоголь не совмещались: одно другому мешало. Однако есть понятие «богема» для пьяных писателей, что значит, под парами алкоголя они не только в состоянии творить, но и лучше у них это получается. Почти все писатели пьяницы. И пить они могут столько, что дня им не хватает. Главное, чтобы водки или портвейна хватало. Сидят друг против друга, о чем-то разговаривают, спроси после, о чем, ни один не скажет, и пьют день, второй, третий… А если среди них есть такие, как Вова Петров, еще и фонарей друг другу наставят, а потом опять пьют. Алексей М. так любит портвейн, что оду портвейну сочинил.
Вывод такой, что человек не вдруг начинает сочинять стихи, а потому что Дух Святой (Змей) вкладывает  в Душу такую потребность и способность. Получается, что талант это некий придаток к Душе, который  как бородавка на лице. У Роберта Рождественского эти бородавки на лице очень хорошо заметны. И речь у него тоже, как у Вовы Петрова, несколько одутловатая. Однако советскому народу нужны одухотворяющие песни. Поэтому точно к сроку появляется Роберт и сочиняет стихи.
О талантах как о деньгах говорится в Библии: в одном случае талант это деньги, в другом – это способность. Получается, что талант это деньги. Читаем Библию:

23 Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел
сосчитаться с рабами своими;
      24 когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который
должен был ему десять тысяч талантов;
      25 а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал
продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и
заплатить;

Здесь талантами называются деньги. В другом месте талантом называются опять же деньги, но с намеком на способность их умножать. Цитата:

      15 и одному дал он пять талантов, другому два, иному один,
каждому по его силе; и тотчас отправился.
      16 Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и
приобрел другие пять талантов;
      17 точно так же и получивший два таланта приобрел другие два;
      18 получивший же один талант пошел и закопал его в землю и
скрыл серебро господина своего.
      19 По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у
них отчета.
      20 И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять
талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот,
другие пять талантов я приобрел на них.
      21 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в
малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость
господина твоего.
      22 Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин!
два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на
них.
      23 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в
малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость
господина твоего.
      24 Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал
тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь,
где не рассыпал,
      25 и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе
твое.
      26 Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый!
ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал;
      27 посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я,
придя, получил бы мое с прибылью;
      28 итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять
талантов,
      29 ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего
отнимется и то, что имеет;
      30 а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и
скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да
слышит!

Из чего следует вывод, что талант как способность даётся Творцом точно в соответствии с имеющимися в Душе задатками.  Талант может быть, исходя из задатков, большим или меньшим. И коль талант этот в себе человек обнаруживает, то его нужно реализовывать, иначе придет тот, кто дал талант, и накажет. Больший талант или меньший, неважно для самого работника, потому что всю свою прибыль он все равно должен отдать Хозяину. То есть не кричать на каждом углу следует поэту, какой он великий, а славить Хозяина должен, который дал ему талант. Так со всеми способностями в мире Зла. Не отдал свою славу Ягода Сталину – и тут же был наказан Хозяином.

2. Талант зарабатывается не честным трудом.

Сон: Купил я новую «Яву» красного цвета. Зачем – не знаю. Мотоцикл внешне очень привлекателен: амортизаторы такие, что чуть не до земли спускаются. Едем на «Яве» в солдатскую столовую. Оставляем на улице. Выходим из столовой. И тут я обнаруживаю, что памяти у меня совсем нет: куда поставил мотоцикл, не помню, и вообще приезжал ли я сюда на нем или дома оставил, не знаю. Мой напарник Женька Шляхтин завидует: не помогает мне вспомнить, а дезориентирует. Заходим с ним в двухэтажный дом с двумя выходами. Он здесь живет. Выхожу. Встречаю еще двоих: Мальгина с другом. Они тоже ищут Шляхтина. Говорю, он у входа.
Эпизод: Техосмотр. Надо платить деньги, а их у меня мало. Скоро должны зарплату дать: сто тысяч, из которых пятьдесят надо сразу отдать и тысяч шестнадцать за ТО заплатить.
27.03.13:  Человек, получивший талант, подневолен так же, как зэк в зоне. Пятьдесят процентов от заработанного в зоне сразу отчисляется Хозяину. Из оставшихся денег бухгалтерия вычитает затраты на налоги и прочие потребности содержания. Денег зэк вообще никаких не видит. Ему просто сообщают, когда он приходит в ларек, есть у него на ларек деньги или нет.
То же самое происходит с человеком, который, начиная заниматься чем-то и сделав что-то, задумывается, есть у него талант к этому или нет. Галя Казанцева   присылала ко мне одного такого друга, который написал рассказ и спрашивал, стоит ли ему этим заниматься. Ничего талантливого в его рассказе я не обнаружил. Но как человеку сказать, что нет у него таланта?!  У меня самого близко  никакого таланта не было, когда я начал заниматься литературой. Человек в своем начале, чем бы он ни занимался, похож на растение, которое только вылезло из земли: никто не знает, что он собой представляет вначале: знать не знает, но что-то чувствует. Когда Сергей Никитин (секретарь СП во Владимире) на литературном семинаре говорил нам, что талант они сразу обнаружат, что значило, среди нас, семинаристов, талантов не было, мы  несколько обиделись на него. Обиделись потому, что чувствовали в себе нечто похожее на талант. Почему мы чувствовали, а этот человек, у которого двадцать сборников рассказов и фонарь под глазом, прикрытый темными очками, не видит в нас ничего, было нам непонятно. Фонарь под глазом как-то настраивал нас не верить Сергею Никитину. Откуда нам было знать, что именно фонарь помогает ему разглядеть талант?
 В Литинституте я впервые разглядел талант сам в рассказе товарища. Признак – позавидовал я, что не мной такой рассказ написан. Позавидовал одному, но не позавидовал другому в этом товарище: он точно был алкоголиком и напивался так, что до беспамятства. Наблевал в нашей комнате и пошел к себе, забыв, что он сделал у нас. Такая закономерность обнаруживается, что талант, как правило, насколько превосходит  обычных людей в своем деле, настолько бывает хуже прочих как человек. У большинства из них с памятью бывают западения: как Леонов в фильме «Джентльмены удачи» говорил, здесь помню (с одной стороны головы), здесь (с другой стороны) не помню. Забывают они, где вчера были, откуда фонарь под глазом. Таков Дух у них, который как проблесковый фонарь на милицейской машине.
Забывчивыми становятся люди, когда приходит Дух как Хозяин за расплатой. Никто, повторю, не хочет платить Духу ни прямо, ни косвенно. Актриса Наталья Кустинская, известная по фильму «Три плюс два», сообщают, сделала себе наговор на славу. Слава пришла такая, что отбоя не было ни от ролей, ни от женихов. Самые лучшие женихи Союза (Муслим Магомаев, Андрей Миронов …) умоляли её снизойти до них. Говорят, что любой, заглянувший в её глаза, утопал в них. Купалась Кустинская в этой своей славе. Но наступил час расплаты. Пришла к ней ведьма в больницу за деньгами. Подумав, что это очередная вымогательница, Кустинская послала её подальше. И сразу вся слава кончилась. Растолстела Кустинская так, что стало страшно смотреть на неё, и от болезней вскоре скончалась она. В следующем воплощении, если будет оно, Душа Кустинской родится в каком-нибудь уродливом теле, чтобы, по технологии, страданиями частично искупить свои грехи (заплатить принудительно по долгам своим). ТВ, кстати, показывает девочку, лицом похожую на Кустинскую, родившуюся не с ногами, а с чем-то, что похоже на ласты. Как тюлень, она по полу на руках ползает. Видов уродства бывает ровно столько, сколько Душ, нуждающихся в очищении. Выше я говорил о Зите и Гите, которые родились с одной нижней частью на двоих и ловко передвигались по полу, как каракатица. Сделали им операцию. Разрезали их. Однако врачи не Боги: вместо ног у Зиты и Гиты теперь по одной культе. Вместо второй ноги костыль. На ТВ сейчас прямо говорится, что за разного рода наговоры, привороты (на славу, на жениха и прочее) надо расплачиваться Душой своей. Если пришла к ворожее за приворотом, знай, что пришла к Дьяволу торговать свою Душу. Славу или жениха получишь, но потом, как у принцессы Дианы, случится какая-нибудь катастрофа, а в следующем воплощении родишься уродом, а потом, когда страданиями частично оплатишь свои долги, родишься еще раз, чтобы исполнить какую-нибудь подневольную роль. Играют заметные (для примера) роли в жизни именно такие продавшие свои Души люди. Теперь они рабы, которых можно послать на исполнение любой роли. Профессиональные актеры знают это состояние, когда не они сами собой управляют. Не любил, говорит Лев Толстой, а не жениться не мог. В театре актер радуется, когда его герой в нем начинает действовать как надо. В театре актер с удовольствием умирает, если это надо по сценарию. В жизни тому же самому человек обычно удивляется: вот не хотел умирать, а умер, вот не любил, а не жениться не мог. Поэт Саша Милях в Литинституте хвастался направо и налево, что левой ногой в туалете он свои стихи написал. Такая роль у него была, что не хвастаться не мог. Дохвастался, что за пьянку и дебоши из института его исключили. Славил бы Духа Святого, а не себя, не было бы пьянки и дебоша. Но в старых пределах кто о Духе Святом думает?! И за этого оболтуса выходит замуж ленинградская поэтесса Наташа Бордучкова. Ей говорят, какой из Саши муж? Но она не может не выйти, потому что роль у неё такая. И чтобы она эту роль исполнила, вводится в неё такая страсть, что раздирает её на части. Откуда знать человеку, что Дух, вводя страсть, как хороший режиссер, направляет человека в русло его роли. Не знает человек, что страсть это просто средство воздействия. Человек просто ощущает, что ему хочется сегодня и завтра, утром и вечером, и одноразово эту страсть никак не удовлетворить. Поэтому делает человек вывод, что надо жениться или выходить замуж. А потом вдруг страсть может отступить. Это значит, что Дух убрал свое средство воздействия.
За что и кому продал свою Душу известный в шестидесятые годы в СССР вологодский поэт Александр Яшин, никто об этом не говорит. Его публиковали наперебой все толстые журналы, награжден он был Сталинской премией, вологодские начинающие поэты все обязательно проходили через него как через самого значимого в Вологде авторитета. И вдруг, словно бельма вдруг у Саши открылись, увидел он, приехав в гости к матери, что народ живет совсем не так, как о том пишут они в своих достойных сталинских премий книгах. В доме у матери шаром покати, как и у всех в деревне. Написал он стихи об этом. И сразу стал таким неугодным, что перестали его публиковать, а рекомендации его на рукописи начинающих авторов стали атирекомендациями. Дает Дух славу, власть, а потом приходит за расплатой. Александр Яшин вначале пишет стихи о Ленине и всё прочее в этом роде, а потом вдруг замечает, что искусственно всё это, им созданное, мягко говоря, а если прямо, то лжёт он. Как приходит и уходит страсть, человек может заметить, если резко приход и уход ему показать, как меняется мировоззрение, труднее заметить. Однако я могу сказать точно, что когда Дух воздействует, в одно мгновение вдруг может стать ясной картинка жизни, которая раньше скрывалась сотворенными Духом миражами. И тогда, как в рассказе у Шукшина «Куда ты мчишься, Русь-тройка», человек вдруг воскликнет: «А в тройке кто?»
Вспомним, что Господь одному дает пять талантов, а другому один. Очевидно, есть смысл вначале давать один талант, на пробу, чтобы в следующем воплощении либо ничего не давать, либо удвоить ставку. Такие, у которых талант сразу виден, похожи на получивших от Бога сразу пять талантов. Ковровского прозаика Сергея Никитина, как и его друга из Вязников Фатьянова, сразу признали в Москве. Песня «На солнечной поляночке» на стихи Фатьянова очень долгое время веселила народ  в послевоенные тяжелые годы. Очевидно, срочно нужна была песня – вот и наградил Господь Фатьянова пятью талантами.  А больше ничего заметного у Фатьянова не было, по поводу чего любил он говорить «у меня один стих стоит всех ваших сборников». Уважали друг друга Никитин и Фатьянов, несмотря на разницу в тиражах, так, что неразлучными пьяницами считали их жены. Пили они одинаково хорошо и одинаково много.
Было у нас в советские годы всего три вида мотоциклов: «Ковровец», который потом стал называться «Восходом», Минский мотоцикл и чешская «Ява». Минская тарахтелка совсем не котировалась, слабенький во всех отношениях был мотоцикл, а вот «Ковровец» массово покупался, хотя, в сравнении с «Явой, он был тоже как тарантайка. У «Явы» двигатель на выхлопе работал просто божественно тихо, амортизаторы пружинили так, что лучше, вроде, не бывает.  «Ява» была в дефиците, «Яву» надо было доставать. Лично я катался на «Ковровце» и мне нравилось, потому что ничего другого я не знал. Ну рассекают воздух «Явы» где-то: нет чувства зависти – нет и потребности в чем-то лучшем. «Ява» здесь у нас сравнивается с пятью талантами.  Всё у человека с пятью талантами получается в раннем возрасте: и гениальные стихи пишутся, и влиятельный покровитель находится, и сборники, если надо,    один за другим выходят. Одним словом, это явление, о котором говорят все, как говорят придворные о новом  короле. И не только говорят, как о сыне Гены Д. Сергее, но и продвигают этих королей куда надо.
С одним талантом, как это было у меня,  всё достаётся, если вообще достаётся, с таким трудом, что лишь в конце жизни что-то вытанцовывается. Останавливались мои рассказы на грани публикации в толстых журналах, хотя я нигде, как Вова Петров, ничего не вытворял. А и вытворять было не с кем, потому что с нужными людьми я не встречался, не пьянствовал. Не было у меня такого в крови моей, чтобы пьянствовать и чтобы изысканно отламывать руками рыбу, завернутую в оберточную бумагу. Однако внутреннюю тягу к писательству я в себе чувствовал и не спрашивал никого, есть у меня талант или нет. Такую же внутреннюю тягу в себе, только в более превосходном виде, чувствуют в себе пятиталантливые  проводники Духа. Выше я рассказывал о ковровском адвокате, который в молодости написал гениальные стихи и с ними сразу же собрался поехать к Евтушенко, хотя никто его этому не учил. Чувствуют в нужный момент пятиталантливые, как эти их стихи талантливы и куда  нужно с ними ехать. Чувствуют они своими задницами «Яву» красную под собой, а не какой-то задрипанный «Ковровец». Одна незадача – не знают они, что платить нужно за скорость и комфорт, и если не заплатят они, то… повторю сказанное Господом-Хозяином:
а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и
скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да
слышит!