Надежда, Вера, Любовь

Вера Найдич
(Комедия в 2 действиях)


Действующие лица:
 Баба Надя–старушка-украинка,70-75 лет,с признаками начинающегося склероза,
 говорящая на суржике
 Вера-её дочь,женщина 40-45 лет,организатор в школе.
 Любовь-дочь Веры,22 года,внучка Надежды и бабушки Софы.
 Софа-молодящаяся бабушка Любови,жительница Израиля.

(Действие происходит в небольшом городке России,в частности–в квартире бабы
Нади)
               
          Действие первое.

Декорации:(ширма разделяющая сцену на 2 части.С одной стороны кровать,тумбочка- это комната бабы Нади,с другой-диванчик,круглый стол,стул,на столе – ноутбук, настенные часы-это комната Веры,дочери бабы Нади)

Воскресное утро,6.00-мать и дочь спят...

Баба Надя:
-Вер,...Вера...,слышь,што ли...(Слабым голосом,покашливая.., берёт клюку и долбит в стену-ширму,кричит громче)
-Верка,да проснись ты.Ты шо,нi чуешь,чi шо?!Мать еле дышит,а вона дрыхнет...Да проснёшься ж ты,нарештi ?

Вера:
(Просыпается с трудом,смотрит на мобильный телефон)
-Чёрт,6 часов утра!Воскресенье!Мам,ну ты чего?Рано же ещё!Думала,что хоть сегодня посплю,как человек!Вот всегда так... (зевает,поднимается,идёт к бабе Наде)
-Ну,что опять случилось?Давление,что ли?

Баба Надя(плаксиво:
-А я,шо знаю?Цiлу нiчь не спала,всё думала,думала....

Вера:
-А что думала-то?Ну,что тебе думать?Живи и радуйся,отдыхай!

Баба Надя:
-Вот и в кого ты,Веркатака?Я ж говорю,шо мне погано...,а ты?Вот мать помре, тогда посмотришь.От вся в батьку,щоб йому на тому світі ікнулася!

Вера:
-Мам,ну что ты такое говоришь?Ну,давай укольчик сделаем или таблетку прими.

Баба Надя:
-На шо менi твоя таблетка!Та николы!Це ж сплошна хiмiя!Слухай доця!А може блинчиков сделаем,а?Масленница,все ж,таки!

Вера:
-Мам,ну какая масленница!Апрель на дворе!

Баба Надя:
-И шо?Буди Любку!Пусть скажет с чем блины будет.З мёдом, чi со сметаною?

Вера:
-Так нет,Любы-то!Она,ж,у Саши сегодня ночует...

Баба Надя:
-У какого такого Саши?Ты шо,сбрендила!Вона,ж ,аленька еше,зовсім дитина (Начинает плакать и утирать слёзы)

Вера:
-Мам,она уже взрослая,а Сашу мы знаем,хороший парень,вместе учатся,ну, чего плакать-то!Что он её укусит,что ли?

Баба Надя:
-Да было б лучше,что б вкусив!Га!А то я,ж,тю породу знаю!Вони,ж,всi тiльки одного хочуть!(пускает слезу, потом, раздумывая:
-А кто вiн такий,цей Сашко?Шось я не помню....

Вера:(устало)
-Ну,он к нам приходил,помнишь,у него ещё такие брюки были модные...спущенные.., не помню как называются такие штаны.

Баба Надя:(радостно)
-А,так это цей,у таких клоунских штанах,з мотнёю по колено!Хи-хи.,я,ж,тогда  подумала,прости,Господи,шо вiн со страху в штаны нава...

Вера:
-Мама!Ну,как можно!Нормальные джинсы,ну,покрой такой,вся заграница носит!

Баба Надя:
-А шо нам та заграница.Ну,была я там,можно сказать в сердце Европы,в Германии! Ну и шо?!Наши девки таки красунi,а вони,ну(крестится)тьфу-тьфу,шоб Бог миловал! А тi старпёры у шортах!Тьфу,срамота одна!

Вера:
-Ой,мама,всё тебе не нравится...Времена другие,культуры разные.Ты,что считаешь, что шаровары лучше?Сейчас и у нас все шорты носят и мужчины и женщины.Не смеши!Пойду умоюсь...
(идёт к себе,потом удаляется на время)

Баба Надя:(Крестится в угол)
-Слава Богу,шо дед не дожил до такого сраму.Вера,Верка!Давай чай,што ли попьем. (Идёт в другую комнату,садится за стол,Вера наливает чай,завтракают)

Звонит мобильный.

Вера:
-Алло,доченька,это ты?А что так рано?Случилось что-то?
(Бабка преврашается вся в слух,чашка с чаем застыла в воздухе,Вера молча слушает,кивает)

Вера:
-Ага,да-да.Не,ну вообще...Вот козёл!Нет,ну надо же!А!Давай,собирай манатки и домой!Нечего там унижаться!Не хватало ещё,чтобы он тебя оскорблял!
Знаем мы таких!Нарывались!Ну,всё,всё,не реви!Давай, ждём!
(Кладёт телефон,молчит,отодвигает чашку,вздыхает)

Баба Надя :
-Ну,шо молчишь,а?Шо таке?Шось случилось,чi шо?

Вера:
-А я знаю...Ничего не поняла.Поругались,а из-за чего,то,чёрт их знает...Уже бы определились,что ли...А то сегодня-любят,завтра-нет!Дурдом какой-то!!!И,вообще, мне сегодня поработать надо,у меня выпускной на носу,готовить надо,а сценарий совсем сырой.

Баба Надя :
-Вот смотрю я на тебе и думаю,на шо тебе тя школа?Школа,школа,только и слышно А толку?Грошей мало,с гулькин нос,всё время на работе и дома шось робишь...Шо ты в ней нашла?

Вера:
-Ну,люблю я свою работу,для чего я училась?Просто требования какие-то сейчас дурные.ЕГЭ этот!Застрелиться и не жить!Поэтому и ушла в организаторы...ну,ты же знаешь,что тебе рассказывать...

Баба Надя:
-Да,Верка!Вот вышла б замуж,як я!За прапорщика российской армии!Вот мiй Коля, батько твiй!Ох,и красавец был!Як приiхав у наши Пеньки,так все бабы с ума посходили!А вiн,только на меня смотрел!А,уж,коли посватался,так всей деревнею гудели!
(Встаёт,начинает что-то искать)

Вера:(Берёт ноутбук,пытается работать.Звонок на мобильный телефон)
-Люба,ты?Не поняла,ты,что ещё там?А?Что?Помирились?В ноги упал?Круто!!Ну, ладно, доченька...Давай,пока..,а когда придёшь?Не знаешь?
Ну,завтра же тебе в институт.Ну,ладно,пока...Давай!...Я,что делаю?Да,вот,хотела поработать,выпускной  же скоро...Ну,хорошо,давай,пока!Да,и я тебя,целую.(Бабка делает знаки)
-И бабушка тоже привет передаёт и целует.Хорошо,передам...(В бабкину сторону)-тебе привет!(Бабка радостно кивает)

Баба Надя:
-Послухай!Ты не бачила мiй носок?

Вера:
-Какой носок?(Печатает)

Баба Надя:
-Та мiй,вязаный!С клубком и спицами.От как надо,николы не найдёшь!Чуешь,Верка!

Вера:
-Да,слышу я,слышу!Я не поняла,а кому вяжешь?

Баба Надя :
-Так Любушке,внученьке!

Вера:
-Ну,кто сейчас такие носки носит?

Бабка:
-Как это хто?Ты шо?Люба и будет носить.

Вера:
-Да не будет она их носить,что я Любу не знаю,что ли....

Баба Надя:
-Ну,тогда положу в тревожный чемодан,мне самой пригодятся..

Вера:
-Куда,куда?В какой чемодан?

Баба Надя:
-Ну,помнишь у батьки твого был?Старенький такiй!Облезлый весь,лишайный такiй, страшный.Он с ним по тревогам бегал...Бывало придёт сердешный,уставший и кажить, шо,мол,утром в 5.00 будет неожиданная тревога.Весь полк поднимать будут...И мне,-чуешь Верка,-неси мол тревожный чемодан,проверять будем!А там всё на случай войны,потом всю ночь не спит,тревоги ждёт...умается бедолага и тiльки захрапит, так и вправду,бежит посыльный,та не один,а сразу три,бо в одной квартире нас аж три семьи жили.Потом вони,мужики наши начинают штурмом туалет брать,всем надо и туда и по тревоге.Сапогами топают,торопятся,а у нас дети малые,спать охота,але ж ТРЕВОГА!Ось,ак Вера.Служба!
-О!А вот и носок!А чемодан-то где?

Вера:(смущённо)
-Кажется,я его выкинула.Он и вправду,каким-то,лишайным был!

Бабка:
-Как выкинула?Когда?Куда?Ой,горюшко какое!Такую вещь выбросить,а!Та ему,ж,цены не було!Он же мог ещё лет пятьдесят продержаться.
 
Вера:
-Мама,я тебя умоляю!Старьё такое,что с ним делать-то было?Папы уж нет,по тревогам никто не бегает,он только место занимает.

Бабка:(хватается за сердце)
-Ой,зарезала,ой без ножа в самое сердце!Шо,ж,ты наделала,глупая?!

Вера:(испуганно)
-А что,там деньги были?

Баба Надя:
-Какие деньги?Там всё было на смерть приготовлено(плачет.)Ох,и дура,ты дура!Ну як такие дуры в школах работают,а?Ты хочь бы заглянула вовнутрь,а вдруг и вправду там деньги,доллары,евро.

Вера:(вздыхает)
-Ну,какие доллары?Ты что женой олигарха была,что ли?

Баба Надя:
-От ты теперь скажи,в чём меня хоронить будешь,а?

Вера:
-Мам,ну что ты такое говоришь?Ну,голой же я тебя не положу.

Баба Надя:(задумчиво)
-Ну,носки я себе успею связать,надо тiлькi постараться не умереть в эти два дня.И шо?Я буду вся голая и в шерстяных носках?Нi,я так не хочу!Ой,Боже,ж,ты мiй!
 
Неожиданно раздаётся звонок

Вера:
-Аллё?Ты,Люба?Не поняла,опять,что ли?Не,ну сколько можно!Что сказал?Что ты дура набитая?Нет,я такого не потерплю...дай ему трубку!Дай,я сказала!
-Саша?Здравствуй,Сашенька.Как дела?Как родители?Что с учёбой?(бабка делает непонятные знаки и неожиданно вырывает мобильный из руки)

Баба Надя:
-Слышь,ты!Козёл облезлый!Клоун в дебильных штанах!
(Вера обиссиленно садится на стул, закрывает лицо руками)
-Та я знаешь,шо с тобой сделаю!Та я за Любушку,детинку мою,порву тебя,понял!Та я тебе ноги переломаю!Ты меня знаешь,придурок облезлый!
-А...а Любушка,це уже ты?!Не плачь,не плачь моя девочка.Давай,собирай чемодан. Для тебя объявляю тревогу!Давай,ждём!Бабуся зараз блины напечёт...приезжай!

Вера:
-Мам,вот скажи,где ты так ругаться научилась?Ну,просто слушать и то стыдно!Вот, что теперь Саша подумает о Любушкиных родственниках?

Баба Надя :
-Так я,ж,за прапором была замужем!А прапор,це хто?Це-кусок в армии!Ты шо,забыла? Ой,пропадёшь ты Верка без меня!Ну,вот,скажи,как мне умереть спокойно,если ты, даже,ругаться не можешь...Здравствуй,Сашенька!ТЬФУ!
(Садится и демонстративно вяжет)

Вера :
-Ой,что теперь будет!Ты, мама вечно лезешь не в свои дела!
(Бабка молчит,сопит и вяжет)

Снова звонок,обе пытаются схватить мобильный,Вера оказалась проворнее)

Вера:
-Алло,доченька,это ты?(пауза,огромные глаза)-А кто?Кто это?Извините,не могу понять...Кто?(бабка напряглась)ЗЯМА?..ТЫ?ОТКУДА?..С ИЗРАИЛЯ?..Как приедет,когда?.. Телеграмму?!Нет,не получали...А когда?СЕГОДНЯ?..СОФА АБРАМОВНА?..(хватается за сердце)-Ну,да,конечно, встретим...Во сколько?Через два часа?Ну,хорошо,хорошо...Пока!Да,да-да и я рада...Люба тоже будет рада увидеть бабушку!(падает в изнеможении)

Баба Надя:
-Я не поняла,хто это вот сейчас был,а? ЗЁМА?Это был он?Откуда он взялся через столько лет?Что ему надо?Он,что ещё помнит о нас?Что он тебе сказал?А ну,чего це ты молчишь?Отвечай же,ЭТО БЫЛ ОН?ЗЁМА?

Вера:
-Мама,ну сколько раз тебе говорить,не Зёма,а Зяма,Зяма,понимаешь?Да,это был ОН! (Чуть ли ни в истерике)

Баба Надя:
-А что он хотел,он наверное забыл,как убегал от нас,прыгал через три ступеньки и как ему вдагонку неслись его жалкие вещички?Да,ещё под музыку семь-сорок!

Вера:
-Нет,это невозможно,я сейчас сойду с ума!

Баба Надя:
-Ты с ума сошла ещё тогда!Я как вспомню!Кого ты привела в дом?Где ты только его нашла?Худющий,страшный,нос громадный,очки на пол-лица!Слава Богу,хоть Любушка, дiвчiнка наша,на него не схожа!
-Она-вылитый дед,Николай.Ото была людина!Красавец,богатырь,начальник  пищевого склада.Погуливал,правда,скотина!Вызывает бывало его командир полка и так уважительно...-ну,как,мол,у нас дела на складе,Николай Иванович?А на складе-то и правда,грех жаловаться!Все було!Хозяйственный мужик был Коля,Царствие ему небесное!И соления и варения и всё по полочкам!Командир и замы,все были довольны...Шашлычка заморить-пожалуйста!Начальство какое встретить- пожалуйста.Без Коли-ни,ни!Вот это был мужик!Одних сервизов "Мадонна" с Германии семь штук привезли!А добра столько было,что не знали,як в Союз отправить!А ты говоришь,ЗЁМА!

Вера:
-Да,если бы не вы,может и жили бы до сих пор.Ведь любовь у нас была с ним... Понимаешь,любовь!Поэтому и дочку так назвали!Эх,мама,мама...

Баба Надя:
-А шо,мама?Шо,мама?Надо було боротьзя за любовь!А то,Зёма,Зёма..и в слёзы!А шо он сказал,а?Я что-то не поняла,кто приезжает?Какая бабушка?Я ТУТ БАБУШКА!Какая Софа?У него,что ещё и Софа есть?

Вера:
-Мама,Софа Абрамовна-его мама,а значит и бабушка нашей Любы!

Баба Надя:
-Шо?! Не поняла...,так вона-жива?Старая грымза!(Грозит в воздухе кому-то  кулаком)-Боже,ж,ты мiй!А шо,ж,мы будем делать?Може прикинемся,шо никого нема дома?А шо?Я так часто делаю!На шо вона нам?А Верка?

Вера:
-Нет,человек летит,чтобы увидеть внучку,так нельзя,надо встречать...Господи,а кто,ж,поедет встречать?Надо срочно звонить Любе.И пусть табличку напишет:"Софа Абрамовна"(начинает звонить дочери)

Вера:
-Люба!Срочно в аэропорт!Прилетает бабушка,Софа Абрамовна.Срочно!..Успеешь?..Какой рейс?..Не знаю,там спросишь!..С Израиля!..С какого?С самого что ни есть настоящего!..Потом всё объясню...Да не был он космонавтом...Он был самым обыкновенным сыном еврейского народа!..Напиши табличку:"Софа Абрамовна"..Фамилия?А чёрт её знает,она несколько раз была замужем...Ну,давай,поторопись!..Саша,а что Саша?..Нет,с собой не бери...Это дело семейное и без него проблем хватает!..Что?..Какая кровь?..Еврейская?Ну,да!Он же  твой отец!Ну,потом,потом всё расскажу...Почему у тебя отчество Николаевна?А это ты у своей бабушки Нади спроси!(Бабка делает испуганное лицо).Пусть тебе расскажет,как выгоняла бедного еврейского  мальчика под музыку семь-сорок.ВСЁ! (бабка держится за сердце,Вера в сердцах швыряет телефон)

  Конец  первого действия.