Изгой. Глава 4

Игорь Срибный
Глава 4

       - Давайте выйдем на лестничную площадку, - сказала Екатерина Андреевна – женщина неопределенного возраста с тонкими, миловидными чертами бледного лица. Видно было, что она редко бывает на воздухе. – Там у нас что-то вроде курилки. Покурим и спокойно побеседуем.

       Они вышли на лестничный пролет, где царил легкий полумрак, и на подоконнике стояла коричневая банка из-под новинки советского пищепрома - растворимого кофе из цикория, приспособленная под пепельницу, и закурили.

       - Вас интересует что-то конкретное по поводу Федорова, или...?

       - Или, - ответил Егор. – Я прочел «Зеркало» и был поражен тем, что такой писатель, как Кондрат Федоров предан забвению. Его роман чем-то напомнил мне «Женщину в белом» Коллинз, но написан он, конечно, более мастерски. Я был просто потрясен прочитанным.

       - О-о! Вы стали обладателем «Зеркала»? Вы знаете, что это последний роман Кондрата Федорова?

       - Нет! Откуда же мне знать? Я вообще о нем знаю очень мало. Анатолий Игнатьевич рассказал мне о дуэли…
 
       - Более того, - Екатерина Андреевна, словно не слышала его. – Вы, пожалуй, единственный на сегодняшний день обладатель «Зеркала»… Да, вы упомянули о дуэли…

        Женщина глубоко затянулась сигаретой. Огонек высветил ее резко очерченные скулы.

        - Есть несколько версий. Первая: писатель был убит в дуэльном поединке, и его тело захоронили в безымянной могиле, где хоронили всех обитателей трущоб. Но могилу так и не нашли, хотя секундант Федорова указал примерное ее месторасположение. Вторая, более оптимистичная, что он оказался замешанным в какие-то темные дела, из-за чего его разыскивала полиция, и он был вынужден оставить свою суженую и бежать из Москвы. Существует еще одна версия: Федоров, отвергнутый в столице как писатель, гонимый безденежьем и долгами, уехал на родину, в Пятигорск и умер в своей полуразоренной усадьбе в полной нищете. Единственный человек, который не забыл Федорова и помогал ему при жизни, был отставной поручик Александр Сулакадзев. Через несколько  лет после того, как открыл для себя Федорова, он дал прочесть роман «Кресты» двум своим дочерям, надеясь, что загадочная книга привьет им вкус к чтению. До того времени, несмотря на старания гувернеров, сестры оставались равнодушными к литературе, но после прочтения старшая дочь написала в дневнике: «Ни одна из прочитанных мною прежде книг не была такой интригующей, захватывающей и обольстительной, как «Кресты»! До сих пор чтение было для меня обязанностью, данью, которую надо платить гувернерам и наставникам. Я не умела получать удовольствие от чтения, от открытий, происходящих в душе, от свободного полета воображения, от красоты и загадочности вымысла и языка».
 
         - Екатерина, а вы читали «Кресты»? – спросил Егор.

         - Да! И это было как искра, о которой не забудешь никогда. Мир мрачен, а чудеса в нем скорее исключение, чем правило! Роман показал мне, что начертанное слово может сделать существование более наполненным, это, словно бы вернуть утраченное зрение. Так получилось, что книга, которая ни для кого ничего не значила, перевернула мою жизнь.
 
          - Что-то похожее было и у меня, когда я прочел «Женщину в белом» Уилки Коллинз, - сказал Егор. – Такое же ощущение родилось после прочтения «Зеркала».

          - Более двадцати лет я ищу книги  Кондрата Федорова, - женщина явно не слышала собеседника, уйдя полностью в себя, в свой мир. - Все впустую. Мало кто слышал о его книгах и о нем самом. И мне это до сих пор было непонятно. Пока я не нашла в переписке господина Сулакадзева с издателем Рене-Семеном упоминание о том, что кто-то интересуется книгами Федорова и скупает, и крадет их, словом, идет на что угодно, лишь бы добыть его творения, которые тут же предает огню. Никто не знал ни что это за человек, ни почему он так поступает. Сулакадзев нанял сыщика, чтобы установить личность этого загадочного человека, но из этого ничего не вышло.
 
          - А «Кресты»? Ведь вы сказали, что читали эту книгу!
 
          - К сожалению, у меня нет больше того экземпляра «Крестов», который когда-то принадлежал мне, - ответила, тяжело вздохнув, Екатерина Андреевна. – Это какая-то мистика, но он просто исчез с книжной полки у меня дома. Я вызывала милицию, но сотрудники уголовного розыска не нашли никаких следов проникновения в мою квартиру и не стали заморачиваться с поисками книги. Дайте мне, пожалуйста, сигарету. Я оставила свои на столе.

          Прикурив, она продолжила:

          - Я могла бы  пересказать вам сюжет, но это будет все равно, что описывать метро как подземные катакомбы, внутри которых проложены рельсы, и движутся металлические коробки с людьми.

          - Думаю, у вас получится намного лучше, - пробормотал Егор, уже зная, что женщина его не услышит.

          - Знаете, - вдруг спохватилась она, – у меня есть единственная книга Федорова. Это одна из первых его книг – «Изгой». Слышали?

          Егор пожал плечами.

          - Я хотела бы вам показать ее! Вы приходите ко мне на чай завтра, часам к семи.

          - Увы! Я завтра уже уезжаю. У меня поезд в 16:30. А мне бы очень хотелось подержать в руках томик Федорова.

Продолжение следует -