Волшебная сила искусства

Нелли Солнечная Черджиева
Сила искусства! Волшебная сила искусства! Как часто мы слышим эти слова… А испытывали ли Вы, когда-нибудь на себе эту волшебную силу искусства? Я говорю не просто об эстетическом удовольствии… Только вдумайтесь… ВОЛШЕБНАЯ… Никак не меньше!

В октябре я приехала во Флоренцию. Этот город еще называют цветком Тосканы, или музеем на реке Арно. Будучи по профессии архитектором, я не могла не восторгаться при виде базилик, церквей, площадей и дворцов этого города. Я не могла остаться равнодушной, к сказочному мосту Понте Вьекко, я не могла не поразиться сдержанному величию палаццо Питти, я не могла не задыхаться от благоговения, стоя на вершине купола собора Санта-Мария-дель-Фьоре.

Но ноги и мысли тянули меня в галерею Уффици. Я давно знала, что этот музей является настоящей сокровищницей искусства. И жемчужиной всей коллекции, несомненно, бы назвала работы Леонардо да Винчи. Основатель Высокого Возрождения, ученый, художник, инженер, изобретатель – он всегда занимал величайший пьедестал моего признания. Лучший из лучший, гений и пророк!

Осторожно ступая по тусклым комнатам и коридорам Уффиции я впитывала в себя краски, изгибы и мазки, которых касались талантливейшие руки того времени. Я наслаждалась откликающейся золоченностью икон Джотто, я растекалась в тенях Тициана и Боготворила Рафаэля, Микеланджело и Караваджо.

Но вот, предо мной зал, с указанием: «работы Леонардо да Винчи»… Всем телом и душой я ринулась к двери… Как вдруг, словно пригвожденная остановилась. На противоположной стене от меня висела всем известная картина, сотни раз, виденная мной на страницах художественных книг. «Рождение Венеры» - Боттичелли… Как в замедленном фильме я подошла на встречу к ней. И… перестала дышать… Могу поклясться, но ветер, созданный Зефиром, доносился до меня, я ощущала запах васильков и маргариток, щек моих касался морской бриз, от которого развивалось золото моих и Венериных волос. Я видела, как переливается, играя тенями пурпурная мантия, как падающие цветы опускаются на землю, как волны набегают на берег и колышутся камыши… Я чувствовала, как рука Венеры, перебирая атласную кожу, касается пальцами обнаженной груди, как она в смущении прикрывает глаза и я слышала музыку… Волшебную музыку красок и линий, льющуюся и плавную, как тело Богини, утонченную и невинную, как ее лик и при этом сдержанно – помпезную, какой только может быть достойна дочь Урана и Афродиты. Я не знаю, сколько времени я провела у шедевра… Час, два, но сделать шаг в сторону – было выше моих сил… Время потеряло счет и цену… Я лишь шептала про себя: «Вот она – волшебная сила искусства. Волшебная…»

Как не удивительно, но в тот день я все же увидела «Поклонение волхвов» и «Благовещение» Леонардо… Несомненно – шедевры… Но музыки их я, к сожалению, не познала…

Позже я вспоминала, как одна интересная дама, рассказывала мне о «Черном квадрате» Малевича. Впервые посетив Третьяковскую галерею, она не запомнила ничего, кроме этой картины. Дама расплакалась, глядя на супрематический шедевр, не в силах совладать с его энергетикой. Она говорила мне, что от этой работы исходит музыка! Прекраснейшее произведение всех времен и народов. А когда мне было лет 14, моя учительница по истории, рассказывала о подобном эффекте от картины Саврасова – «Грачи прилетели». Тогда я не понимала о какой силе идет речь… Все смотрела на репродукцию и удивлялась…

Я не знаю, почему мы предпочитаем одно произведение – другому. Как выбирает наше сердце… Я не знаю, от чего, душа одних отзывается «Черному квадрату», а другие впитывают в себя Боттичелли. Но я точно знаю, что сила искусства - ВОЛШЕБНА!
Воистину ВОЛШЕБНА!