Сергей - отрывок из романа Возвращение

Леонид Гришин
Глава Первая

Сергей сидел у кроватки своего двухлетнего сына.
Сегодня был выходной, с утра они были в зоопарке, гуляли, играли, а вечером дома мальчик отказался есть. Сергей потрогал его лоб: он был горячий. У мальчика была температура, и он вызвал няню.
Нина Ивановна ухаживала за мальчиком, которого тоже звали Серёжей, практически с первых дней его появления. Она жила в этом же доме, только на несколько этажей ниже. Она пришла и сказала, что нужно вызвать врача.
Приехавший врач осмотрела маленького Серёжу, послушала его и диагностировала скарлатину. Она прописала лекарства и сказала, чтобы мальчика не кормили ничем солёным.
Сейчас уже за полночь. Сергей сидит у кроватки. Мальчик иногда плачет; Сергей берёт его на руки, пожалеет, подержит, тот успокаивается и Сергей аккуратно укладывает его обратно. Няня уже ушла к себе, а Сергей продолжает сидеть и вспоминать тот день, самый первый день, когда он увидел Марину.
День тот он помнит в деталях. Он тогда задержался в институте – пришёл последний отзыв на его диссертацию, поэтому вместе с руководителем они сидели и уточняли план защиты. Обстановка была спокойная, все отзывы были положительными, руководитель сказал, что диссертация у Сергея уже в кармане.
А после он поехал на метро. В метро он привык стоять всегда в одном месте, садиться в один и тот же вагон. Он на платформе выбрал такое место, что приходящий поезд останавливался перед Сергеем точно так, что ему не нужно было подходить к дверям. В поезде он всегда становился спиной к противоположной двери. Он никогда не садился, поскольку в вагонах всегда было много народу, к тому же он считал неудобным, что он, ещё молодой парень, станет садиться, когда в вагоне стоят пожилые и тем более женщины. Но в тот день он возвращался позже обычного. Народу в вагоне было мало, но Сергей всё равно не садился. Он мечтательно думал о своей диссертации и о предстоящей защите. Он заметил, как на одной из остановок зашли две молодые девушки. Одна из них высокая, стройная. Сергей прикинул, что где-то метр восемьдесят. Почти что с него ростом. Другая пониже, но тоже симпатичная. Они присели на свободные места – одна слева от дверей, другая справа - и достали книжки. Сергей начал смотреть то на одну, то на другую. Ему почему-то вспомнился утренний разговор с мамой о том, что ему давно пора бы найти себе жену. Сергей задумался и стал мысленно выбирать, какую бы из двух девушек он позвал бы в жёны – ту, что слева, или ту, что справа.
Сергею больше понравилась та, что слева. Она высокая, длинноногая, чувствуется, что спортом занимается. Грудь высокая, плечи развёрнутые и головку она держит немножко назад – так, будто она слегка высокомерно смотрит на всех присутствующих. Вторая же чуть пониже ростом, симпатичная, но держится как-то скованно, сжато, будто стесняется чего-то. Хотя всё у неё в порядке. Сергей начал любоваться девушкой слева: её гордым, волевым видом, приятной наружностью…
Через остановку зашёл молодой человек, явно подвыпивший. Качаясь, он посмотрел налево, затем направо. Его что-то заинтересовало, и он направился к сидящей справа девушке, подошёл ближе, взялся за поручень и начал с ней разговор.
- Что читаешь? – несвязно спросил он.
Девушка съёжилась, но не ответила.
- Ну, ты, я к тебе обращаюсь… Что читаешь?
Она сложила книжку, показала ему название.
- Ты что, сама не можешь мне сказать, что ты мне суешь? Чего ты умничаешь? Тебе рожать надо! Небось, ещё не замужем… Давай я тебя возьму в гражданские жёны, будешь детей рожать, нечего тебе учиться…
Девушка сидела, сжавшись. Рядом с ней сидела довольно пожилая женщина.
- Молодой человек, не грубите, что вы пристали? – обратилась она к нему.
- А ты, карга, заткни пасть, а то сейчас я тебе глаза выколю. Ты что, не видишь, она мне нравится! Я хочу её в гражданские жёны взять! А ты, карга, подвинься, - грубо ответил он.
Он больно взял девушку за руку, та испуганными глазами смотрела на него. Сергей уже было сделал первый шаг, чтобы защитить её от хулигана, но этого не понадобилось. Высокая девушка – та, которая понравилась Сергею, - убрала в сумочку то, что она читала, встала, подошла к дебоширу и как-то взяла его за кисть. Взяла так, что тот встал на цыпочки, уставился на неё круглыми глазами и, задыхаясь, силился сказать хоть слово, но не мог. Не спеша она подвела его к дверям, уткнула носом. В этот момент как раз поезд остановился, и молодой человек вылетел из вагона, как только двери открылись. На перроне он, не рассчитав, ударился лицом о колону и повалился.
Эта девушка, которая так просто справилась с весьма крепким парнем, спокойно вернулась и села на своё место, из сумочки достала то, что она читала и продолжила читать. Все в вагоне замерли, глядя на неё, все были ошеломлены, но её это абсолютно не смущало. Она невозмутимо села и её глаза вдумчиво бегали по строчкам. Сергей в недоумении смотрел на неё, теперь уже по-другому. Конечно, она высокая, но тот грубиян был и выше неё, и крепче. Сергею бы вряд ли удалось так искусно справиться с этим парнем.
Девушка стала благодарить свою защитницу. Та улыбнулась, сказала, что всё нормально.
Уже лёжа дома в постели, Сергей долго не мог уснуть под впечатлением от увиденного. Но на следующее утро его ждал большой сюрприз. Проходя по столовой, за одним из столиков он увидел девушку, похожую на ту, что вчера одной правой обезвредила хулигана. Сергея как током ударило. Он обернулся – точно – это была она. Он подошёл к ней, извинился, сел за её стол.
- Скажите, это вчера вы в метро ехали? – начал интересоваться он.
- Нет, я в метро не езжу, я хожу пешком, я боюсь в метро… - улыбнувшись, ответила она.
- Как же, вы вчера вечером ехали в метро, это было после одиннадцати. Я точно видел, что это были вы!
- Нет, этого не может быть, мне мама так поздно гулять не разрешает.
- Да нет же, это точно были вы, я не мог ошибиться!
- Нет-нет, я вчера смотрела телевизор дома, вы перепутали, - сказала она, поднялась и ушла.
Сергей сидел и ничего не мог понять. Он точно был уверен, что не обознался: те же ямочки, тот же взгляд - нет, это была она!
После института он в «Вечернем Ленинграде» прочёл заметку о смелой девушке, защитившей поздним вечером пассажиров метро от хулигана. Он окончательно убедился в своей правоте, прочитав описание в заметке, где была описана именно та девушка, которую он и видел.
На следующий день он специально дождался её в столовой. Показал газету.
- Вот, это были вы!
Она стала отпираться, при этом очень мило улыбаясь…
 С этого момента они и стали дружить, а через полгода поженились.
Шло время, Сергею было хорошо с Мариной, с такой умной, сильной и рассудительной женой. Он защитил диссертацию, участвовал в разработке нескольких тем, пока не наступили девяностые – разруха, когда наука стала никому не нужна. Темы закрывали одну за другой. Сергей оказался не приспособленным к этой жизни. У него уже почти была готова докторская диссертация. Но времена диктовали другие правила.
Марина в это время уже занималась бизнесом, причем, весьма успешно. Она предложила ему у неё работать. Ему не оставалось ничего, кроме как согласиться. Марина организовала ему дизайн-студию. Дела у неё шли действительно хорошо, вместе с подругой Полиной они вели бизнес, но потом Полина встретила человека, за которого вышла замуж, и они уехали в Америку. Марина продолжала вести дела уже одна.

Глава Вторая

Однажды Марина сообщила Сергею счастливую новость – у них будет ребёнок. Сергей был вне себя от радости. Они уже долго ждали его появления, Сергей предостерегал её, говорил, что не надо ездить самой на машине. Всё-таки пятый месяц… Он предлагал нанять человека, который будет возить её туда, куда надо, но Марина не хотела.
В тот день Сергей был на работе, когда Марина попала в аварию. Он примчался в больницу, но его не пускали. Он долго сидел в коридоре, пока к нему не вышел доктор и сказал, что ребёнка у них не будет – он погиб. Марина долго пролежала в больнице, потом в санаторий поехала. А Сергей продолжал работать.
Его студия была небольшая. В ней всего семь человек работало, включая его. Пять из них – женщины, шестой – Василий, седьмой – он, Сергей, руководитель. Как-то раз, когда они закончили работу над очередным заказом, то обрадованный клиент привёз им торт и вино в благодарность. Коллектив задержался на работе, чтобы отпраздновать окончание большого проекта, но в конце концов разошлись. Остались только Сергей и Юлия. Это была молодая сотрудница, приехавшая в город из провинции, здесь же окончила училище, а сейчас работала и продолжала учиться. Она пригласила Сергея к себе домой. Жила она неподалёку. Предложила выпить кофе. Сергей согласился. Марина была в санатории, работа была закончена, поэтому и торопиться ему было некуда и не к кому. Он остался у Юлии…
Они стали встречаться. Сначала тайно, потом об этом узнали все сотрудники…
А потом случилось то, что должно было случиться. Юля забеременела. Сергей хотел сказать Марине, но всё боялся, стеснялся, оттягивал время. Юля просила его развестись и жениться на ней. Каким-то образом она узнала, что у Марины после аварии детей быть не может. Он обещал ей поговорить с Мариной, а сам никак не мог осмелиться, никак не мог сказать Марине…
В роковой день Марина зашла к нему весёлая, как всегда спокойная, сказала, что проезжала мимо и решила заглянуть. Пригласила его пообедать. Они вышли, Юля смотрела на него, а он посмотрел на Юлю, посмотрел на её живот, на Марину… Он пытался, хотел за обедом сказать ей правду, но так и не решился….
Вечером к нему приходит секретарь с каким-то приказом. Просит расписаться. Это был приказ о том, что дизайн-студия перестаёт существовать. Все сотрудники за исключением его и Юли переводятся на другую работу, а они сокращаются в виду закрытия предприятия. Юле выплачивается пособие в виде годового оклада, а ему в виде двухнедельного пособия. Через час приехал шофёр, говорит ему и Юле, что все вещи загружены, и что Марина Ивановна попросила его отвести их к Юле…
Сергей ушёл. Ушёл жить к Юле. Когда он на следующий день пришёл за расчётом, то узнал, что Марина уехала. Он пытался дозвониться до неё, поговорить, но не получалось. Никто не знал, куда она уехала, по крайней мере, ему об этом не говорили. На доске приказов он увидел ещё один документ о назначении Виктора Петровича директором фирмы…
Сергей до последнего надеялся, что она вот-вот появится, но прошло три дня, а её так и не было. Лишившись всякой надежды, Сергей пришёл к Виктору Петровичу за расчётом, чтобы затем навсегда покинуть фирму своей жены. Виктор Петрович принял его, но увольнение, на удивление Сергея, подписать отказался. Оказывается, Марина не поставила в приказе число, с которого Сергей считается уволенным. «До согласования с ней Вы будете продолжать работать», - сказал ему Виктор Петрович.
Сергей был рад любой работе – через две недели родился его сын, которого они с Юлей назвали Серёжей. Но для Сергея настоящие испытания только начинались. Спустя несколько дней после родов ему позвонила няня, просила срочно приехать в больницу – Юле стало плохо. Он приехал туда очень быстро, но даже, и попрощаться не успел – её не довезли. С ней случился сердечный приступ, и она ушла из этой жизни ещё в машине Скорой помощи. Так Сергей остался один со своим сыном…
Соседка по мере своих возможностей помогала ему, а он всё также жил на съёмной квартире, работал в фирме, выполняя поручения, которые давал ему Виктор. Зарплаты, которую ему платили, вполне хватало для его скромной жизни с сыном. Когда родился ребёнок, то за счёт фирмы были куплены вещи, о которых Сергей даже и не знал: одеяльца, простыни, кроватка, матрасики и прочее. Это всё няня аккуратно раскладывала, стирала, гладила, а Сергею только и оставалось, что гулять с сыном и нянчить его.
Об этом и вспоминал Сергей, сидя у кроватки своего маленького мальчика. Вспоминал то, что было ещё два года назад… О Марине он так ничего и не узнал. Он не раз спрашивал и бухгалтера, и Виктора Петровича, но потом догадался, что им просто запретили говорить.
Сергей немного задремал, когда услышал звонок в дверь. Он решил, что это пришла няня и пошёл открывать дверь.
Он открыл дверь и… не поверил своим глазам. Перед ним стояла… Марина! Самая настоящая, собственной персоной! Она бросила сумку, обняла его.
- Серёжа, милый, я люблю тебя!
Он не мог поверить, что это его Маринка, что она вернулась к нему! Он обнял её, она прижалась к нему:
- Серенький ты мой, я так тосковала, я так давно хотела вернуться. Покажи мальчика, покажи…
Он проводил её в комнату, где лежал малыш.
- Серёжа, это же твоя копия, только на ней нет очков. Серёженька, я так люблю тебя...
У неё полились слёзы из глаз.
- Можно мне взять его на руки, Серёженька?
- Возьми, только у него инфекция какая-то, врач сказал, что похоже на скарлатину.
Она взяла малыша, похожего на её Серёжу: на большого, любимого и самого красивого. Она прижала этого мальчика, тот открыл глазки, с интересом посмотрел на Марину, у которой лились слёзы.
Она прижала к себе этого мальчика и тихо стояла, не утирая льющиеся слёзы.