Поиграем в интервью

Сергей Сметанин
Прочел я интервью, которое журналист Мария Скрягина взяла у Сергея Кара-Мурзы — популярного ныне публициста. И так мне понравились вопросы, которые она ему задавала, что я решил ответить на них сам и выложить на Прозе.ру. Вот ссылка на оригинал интервью, чтобы не было ни у кого претензий по поводу заимствования: (http://litrossia.ru/2013/15/07944.html ). Предлагаю всем поразмыслить над этими простыми вопросами.

А вот мои ответы к интервью Марии Скрягиной. Для удобства читателя проставил нумерацию.

1. В последние двадцать лет среди отечественных творцов весьма популярной стала фраза: «Искусство никому ничего не должно». Как вы относитесь к такому творческому «кредо»?

В юности (я родился во времена послевоенного космического, гагаринского социализма) мне казалось, что лозунг «Искусство принадлежит народу» несправедливо. Оно отнимает у художника то, чему тот по праву является собственником. Ярко выраженные художественные способности, талант, гений, казалось мне, принадлежат творческой личности полностью. Делясь плодами творчества с другими, менее одаренными людьми, автор, вроде бы, имеет право на особое вознаграждение, на особые условия проживания, пожизненное владение, на богатство, в конце-концов. Но тщательно проанализировав условия этого отношения: гений и народ, я пришел к тому, что громкая коммунистическая формула все-таки права.

Писатель, артист, художник – все они должники народа, взявшие в силу сложившихся обстоятельств у него самое лучшее, и в течение жизни так или иначе обязанные взятое возвратить. Так оно и было почти во все времена, только буржуазия, доведя до крайности финансовую составляющую благополучия, развела по разные стороны круга «креативный» класс и народ. Слово креативный я не зря обозначил кавычками, для меня это условное обозначение части современной буржуазии.   
 
2. Статистика говорит, что 45 процентов наших соотечественников совсем не читает книг. Активно идёт дегуманитаризация образования. Литература представляется чем-то «не эффективным», мало значимым. Хотя очевидно, если мы утратим свободу и оригинальность духа в поэзии, музыке и изобразительном искусстве, мы в той же мере утратим творческие способности и в науке. Последствия могут быть необратимыми. Как с этим бороться обычному человеку, который хочет сохранить культуру своей страны?

Статистика, возможно и права. Та же статистика говорит, что у нас огромное количество людей находятся ниже черты бедности, разве эти 45% туда не входят? Разумеется, когда тебе не хватает денег на кров и пищу, какие могут быть речи о чтении? Ведь книги сейчас дорогие.

Образованием занимаются люди, выполняющие заказ ведущего класса, которому, ни искусство, ни способности наши к науке попросту не нужны. Да последствия этой атаки на образование страшны и бороться обычному человеку трудно, но бороться надо, или по крайней мере противостоять морально, если нет других средств борьбы.

3. Недавно писатель Сергей Арутюнов поделился в своей статье опытом преподавания литературы старшеклассникам. Дети не видят смысла в чтении стихов и прозы. Зачем? Ведь всё куплено – у одних нет денег и нет перспектив, а за других всё заплачено. Как объяснить ученикам, что литература нужна? Как их заинтересовать?

Надо различать старшеклассников. Не все они относятся к литературе однозначно отрицательно. В пятых классах этот интерес безусловно есть. В шестых классах он может сохраниться, если нет перерывов в преподавании, дефектов со стороны школы, а не самих школьников. В седьмых классах ученики сталкиваются с возрастным кризисом, кстати, подобный кризис повторяется в девятых классах. Это два школьных возраста, в которых особенно важно заинтересовать детей литературой, не «упустить» их.

А как заинтересовать, это зависит от таланта самих преподавателей. Кто-то вначале сводит класс в кино, на экранизацию произведения, потом предложит прочесть книгу. Кто-то организует поход в театр. Кто-то использует жизненную ситуацию, казалось бы неразрешимую, но на которую в книге дети могут неожиданно для себя найти подходящий ответ. Тем и хороша книга, что это зафиксированная мудрость веков, в которой если нет прямого ответа, так есть правильно сформулированный вопрос, на который уже тем легче будет ответить  современникам, что не надо будет ломать голову над тем, как его поставить.

4. Почему высказывание Ленина о Толстом как о зеркале революции до сих пор актуально? Какие исторические и социальные условия могу поспособствовать тому, чтобы появился новый Лев Николаевич?

Ленин говорил о Толстом, как о зеркале революции в том смысле, что творчество Толстого как в зеркале отражало основные противоречия тогдашней действительности. А в действительности созревали условия грядущей революции. Наверное, если бы сейчас нашелся писатель такого масштаба как Лев Толстой, то и у него в книгах мы бы как в зеркале увидели современность в её характерных чертах. А что касается условий появления Льва Толстого, как писателя, то в первую очередь это условия разложения дворянства, как ведущего сословия царской России. Не будь этого явления, оно не дало бы нам великого писателя. В среде дворянства писательство издревле считалось занятием презренным. Тем более писательство профессиональное, за деньги.  Есть ли у нас сейчас подобное тогдашнему дворянству, гибнущее сословие? Может быть, не успевшая ещё насладиться всевластием современная буржуазия? Ясно одно, что для появления большого литературного труда нужны не только талант и желание автора, но и условия его деятельности: богатый жизненный опыт и широкое общение со всеми слоями общества, достаточно обеспеченная жизнь самого писателя и его семьи, здоровое отношение к нему ближайшего окружения.

5. Читаете ли вы современных русских авторов? Кого можете выделить?

Стараюсь быть в курсе того, о чем пишут интернет-источники о литературе. Из прозаиков могу выделить Вячеслава Дёгтева, Владимира Бушина, Игоря Пыхалова, Лидию Сычеву, из поэтов Владимира Кострова, Станислава Куняева, Олега Демченко, Николая Зиновьева, Дмитрия Мизгулина, Бориса Щербатова, Михаила Ножкина, Станислава Золотцева, Андрея Тарханова, Николая Денисова, Николая Рачкова, Ольгу Фокину, Людмилу Щипахину, Марину Шамсутдинову.

6. ... расскажите о сути проекта, который вы начали... (в интернете). Как могут помочь в его реализации поэты и писатели?

Мой проект в сущности ничем особенным не выделяется. Это обычная литературная деятельность в сети. И помочь мне можно участием, заинтересованность, добрым отзывом, просто сочувствием.

7. Сегодня и в культуре, и в политике остро чувствуется потребность в герое. Какие герои русской литературы, на ваш взгляд, являются ключевыми для понимания нашего общества? И какой нужен сейчас?

На мой взгляд, для понимания нашего общества нужны герои, раскрывающие позиции основных классов и влиятельных групп общества. Нужен герой действующий и мыслящий. Действующий, потому что в литературном произведении важны в первую очередь поступки героя, а мыслящий, потому что время требует произведения малообъёмного, герой, умеющий делать выводы, обобщать и выделять главное, сэкономит количество «фактуры», необходимой для представления книги читателю.