Шанхайский дневник. День шестой

Дина Мильнер
На сегодня план такой: посмотреть с нашими  Храм Нефритового Будды, а потом меня подберет на машине Тина, и мы поедем по нашим партнерско-личным делам.
Однако хронологию переиграли, и  сначала мы едем на шоппинг – нас везут на рынок подделок. Владимир произносит его как «рынок поделок». Говорит, что там продается всякая белиберда – сувениры, шмотки, сумки.  Но качество не на века. Есть и чай. Кажется, я увезу тонну молочного улуна, но Владимир говорит не покупать его здесь. Он мне сам купит в другом месте.
Я вижу Тину. Она уже здесь.
-Ты хочешь побродить по магазинам или поедем?
-Нет-нет, абсолютно не хочу. Поехали.

Меня усаживают в минивэн с бежевыми сиденьями. За рулем – водитель Дэнни. Он немного говорит по-английски, но вообще очень молчаливый. Мы едем смотреть отели для других семинаров, про которые говорила Тина, но которые, пользуясь случаем, лучше увидеть самой.
Смотрим две пятерки и одну четверку. Вот классная работа – ходить по прекрасным отелям. Что запомнилось. Ванные комнаты в Шанхайских  гостиницах большие и очень большие. В Париже, наверное, основная комната такая… Причем, в большинстве отелей, в номере есть  и ванна, и душевая кабина одновременно.
 
Смотрели один отель – Ramada. Он представляет собой комплекс зданий. В одном находятся  так называемые «обслуживаемые квартиры». Они дешевле, потому что там полы деревянные. Заходим. Прекрасный пол. За стеклянной стеной - кухня в стиле hi-tech, большая ванная, всё новенькое. Очень классно! Смотрим номер в отеле. Реально меньше меня впечатлил. Но зато там кусок мраморного пола. Видимо, мрамор – это круто для Китая, а дерево нет.  Совершенно непонятно, почему классный номер с кухней дешевле…

Другой отель находится во французском квартале. Французский квартал или французская концессия – это место где жили французские иммигранты. Они построили там двухэтажные домики с черепичной крышей, которые местами сохранились и до сих пор. Это – шанхайская Франция или французский Шанхай. Вообще, Францию они мне напомнили миниатюрностью, французскими кафешками и маленькими магазинчиками. Дизайн зданий весьма отдаленно напоминает Францию.
 Тина говорит, что Шанхай – это китайский Нью-Йорк – плавильный котел: здесь исторически жили и живут русские, французские, английские иммигранты, поэтому город  более разнообразный в плане архитектуры. Гонконг, например, говорит Тина, менее разнообразен. Там только английское влияние.  Есть еще английская концессия со своей колониальной архитектурой в стиле классицизма. Кстати, все здания на набережной Бунд были построены англичанами, если точнее банкирами, если ещё точнее - на опиумные деньги. Есть и русская православная церковь. Выходцев из русских мало, потому что исторически сложилась так, что они приехали в Шанхай, основали здесь бизнес и разбогатели. Однако грянула китайская коммунистическая революция, и богатые русские были вынуждены бежать – кто-то на Дальний Восток, обратно в Россию, многие уехали в Америку.
 
Вернемся к французскому кварталу. На фоне небоскрёбов и бесконечной урбанизации, он  - это старый город, со своей атмосферой и обаянием. Тина предлагает пообедать в одной из «французских» кафешек.
Обычно европейская еда в Китае очень странная и  дорогая. А здесь мне всё понравилось. А еще  на тарелке с сезонными фруктами был арбуз – в Китае сезон арбузов, получается, что порадовало меня неимоверно. Просто я очень люблю арбузы.

Потом мы проезжаем мимо Shikumen houses.  Shikumen – это архитектурный стиль, сложившийся в Шанхае в 19 веке и объединивший в себе Европейский стиль и китайские элементы. Эти дома имели особую облицовку из серого кирпича и ставенки в европейском стиле. Внутри была отделка во французском стиле. Эти дома – часть французского квартала. Их восстановили, точнее, отстроили заново. Это - новодел, внутри всё современно. И сейчас это модное и дорогое туристическое место. Я хочу поехать туда вечером. Тина говорит, что там -  очень классная атмосфера. Ей нравится больше, чем ночной Старый Базар в огнях.

Мы смотрим еще один отель. Такого вида, как из нашего сегодняшнего отеля, нет нигде. Но в каждом отеле и вообще в шанхайских отелях свои нюансы.  Например, на завтраке много китайского и мало европейского. С едой вообще  китайский напряг. Её много, мне кажется, мы только и делаем что едим, и она разнообразная.  Но она всё равно китайская: кляр, кисло-сладкий соус, непонятные сочетания, странные супы. Я второй раз уже привыкла, но народ это день на второй уже порядком напрягает. Между тем «европейская» еда там дорогая и странная. Ну то есть она -   китайское прочтение европейской еды. Выход из положения – навороченные шведские столы, вроде того, что у нас был в 5-звездочном Хайате. Там уже наблюдается некоторая качественная европеизация.
Или вот французский квартал. Цезарь и капучино, во  всяком случае, там были вполне аутентичные.

Вернемся к отелям. Если отель государственный и в нём останавливаются чиновники, то персонал в том отеле – туши свет, бросай гранату. Лучше к персоналу не подходить.
Еще практически во всех отелях можно курить, как в номерах, так и в коридорах и лобби.
В Пекине такого не случалось, но вот в Шанхае про наш отель читала, что подворовывают. Один наш человек не досчитался 100 долларов, а у другого чудесным образом пропал мобильный. Из чего делаем вывод: вообще ни в каких отелях не оставляем наличку в номере и ценные вещи, а особенно в китайских. Либо в сейф, либо с собой.
Еще там есть фишка с обменом валюты в силу усиленного валютного контроля. Рассказываю, как было у нас. В отеле можно менять 200 долларов в день. В банке  - больше. Обратно на доллары юани можно поменять только в аэропорту, по завышенному курсу, при наличии справки об обмене валюты. У меня остались юани, я не стала их менять – до следующей поездки… Иногда приходишь деньги менять в отеле, а тебе говорят – денег нет. В банк напротив заходишь – а там тоже нет. Все доллары в России что ли?
В целом, отели в Шанхае очень приличные, комнаты большие.
 
Вернемся к нашему с Тиной путешествию.
Мне заказали планшетник племяннику на день рождения. Потому что в Китае дешевле.
Как выясняется, на практике «потому что в Китае дешевле» постепенно начинает терять свою силу из-за их, китайского, бурного экономического роста. Хотя многие отказываются в это верить. Тина говорит, что некоторые туристы специально ехали сюда посмотреть на нищету и бедноту, а теперь, понимаешь, разочаровываются.

Электроника, конечно, стоит дешевле, чем у нас  в Сибири (откуда племянник), например. Но нужно торговаться и торговаться по-китайски: мальчик в магазине электроники не говорит больше ни на чем. Тина всё равно недоумевает, зачем здесь покупать планшетник, который изготовлен в Китае, для Китая и не имеет русского меню? Я переадресовываю вопрос родителям племянника, и они говорят, что у нас он будет в 2 раза дороже. Еще Тина говорит, что если товар сделан в Шанхае – то это надежнее и дороже, потому что Шанхай традиционно считается Меккой разработок и технологий в области электроники. А если в Гуанджоу – то это, вроде бы, менее круто, чем в Шанхае. Этот сделан в Гуанджоу. И я всех предупредила. Мне хочется скорее его купить – и на выход. Не люблю заказы в принципе, не люблю заказы на электронику – я в ней совсем  не разбираюсь. «Зачем загружать, нас,  девочек, подобной фигнёй?» – задаём мы с Тиной этот вопрос друг другу хором.
 
-Чего бы ты еще хотела сделать сегодня?
-Foot massage, – отвечаю,- Владимир говорил, что там, рядом в отеле, вроде неплохо делают…
-Нет, нет, нет, не надо туда. Я хожу в спа салон. Давай я тебя туда отвезу, там классно.
-Давай!  - обрадовалась я,  - только, чур я сама за себя заплачу.
-Хорошо. Тебе мальчика или девочку?
-Давай девочку.
Предпочитаю девочек почему-то в массаже;
-Там только может быть мальчик
-Да всё равно. Я просто думала, они там стройными рядами стоят и можно выбирать….

До салона меня довела ассистентка Тины – Венди, после салона меня забрал Денни. Ах, как же хорошо иметь в Шанхае связи и провожатых, и водителя авто с кожаным бежевым салоном! Совсем другое ощущение от путешествия. И салон бы этот я никогда не нашла, хотя он в каком-то бизнес центре и очень цивильный.
Салон называется Стрекоза. Там все вежливые, сразу мне приносят чай, и атмосфера там внутри как в настоящем спа, где приглушен свет, зажжены свечи, расстелены циновки из соломы, и льется вода для релаксации. В комнате для массажа в ряд стоят где-то семь кресел. Большинство клиентов заказали себе массаж  и делают его, когда клиент полулежит на специальном кресле. А меня уговорили на пакет под названием «от макушки до пальцев ног»: с тобой работают двое, один  - делает ноги, другой -  голову, плечи и спину. Ты в одежде и также полулежишь на этом кресле в темноте. В общем, мальчик халтурил. То ли он новенький, то ли чего: то сильно давил, то возился с мытьем ног долго (они их сначала в кадке деревянной вымачивают), то вытирал их два часа. Собственно массажа было как-то мало. А девочка  - чудесная, с хорошими, чуткими руками. Отработала на «пять». В любом случае, я была реанимирована. В конце меня разбудили, сказали «мисс», поклонились, надели на меня туфли, проводили и опять напоили чаем. За всё это часовое удовольствие я отдала 320 юаней (1600 рублей).
Я всунула девочке 20 юаней на чай. Администраторша перехватила этот момент и стрельнула по купюре взглядом. Вот не помню, разрешены у них чаевые или нет… Надеюсь, что не отберут.
«Вы живете в Шанхае?» - спрашивает меня администраторша
В салоне мелькало много экспатов и мне, вероятно, хотят вручить скидочную карту.
«Нет, но очень хочу приехать еще»
Дэнни везёт меня в отель. Я, после массажа, по любимому Шанхаю, обласканная партнерами, без  делегатов. Хорошо-то как, друзья! Почти отпуск…

Я решаю вечером поехать одна к Shikumen Houses и посмотреть на ту вечернюю тусовку, про которую говорила Тина.  Выхожу из отеля, ловлю такси. Я теперь знаю, что красное такси в Шанхае ловить не надо, потому, что на нем ездят барыги и они дерут в три шкуры. Все остальные – желтое, зеленое, синее – можно. Там – порядочные люди.  Договариваюсь с таксистом о цене. Он мне показывает цифру на пальцах. Что-то сильно много пальцев он мне показывает… Достаю калькулятор, набиваю 40 – Владимир говорил, что туда ехать дальше.. Таксист соглашается.

Ехать не настолько долго – минут 10-15… Выхожу из такси. Передо мной разворачивается маленькая Европа: уютная улочка, с тусовкой и итальянскими ресторанами, магазинчиками, гирляндами на деревьях… Брожу и собираюсь пойти на улицу Хуахэй. Тина говорила, что это большая оживленная улица рядом, с иллюминацией и магазинами. По магазинам ходить не собираюсь – не до них, но  раз улица рядом, то надо на ней засветиться.  Подхожу к празднично одетым полицейским с «нихау» и Тиниными иероглифами. «Туда», - торжественно указывают они мне в сторону Хуахей.

Нахожу не сразу, но смело вышагиваю, вся в огнях и подсвеченных эстакадах, с чувством европейского авантюриста, приехавшего в Азию за приключениями. Сталкиваюсь по дороге с чернокожим парнем. Смотрим друг на друга. Мне  почему-то становится смешно: только в Азии нет разницы, белый ты или черный:  вы оба – экзотика для них…
 
Понимаю, что неплохо бы откушать, а также понимаю, что забрызгал, как из пульверизатора, дождь, а я забыла в отеле зонт. Ну и ладно.  План максимум – найти то французское кафе, где мы обедали и купить желтых манго в дорогу. В прошлом году в  Пекине случайно прихватила желтых манго. Вкусные очень, у нас таких нет. Поэтому у меня теперь мангово-китайская традиция. Я нахожу Хуахей. Сворачиваю налево (Тина советовала исследовать и прилегающие к ней улицы). Вижу много магазинов с национальными костюмами. Опять сворачиваю налево. Вижу улицу а-ля Ницца, с пальмами и бутиками. Направо – старые дома, как во Французском квартале днем. Снова налево. Стоп. Лоток с фруктами. Набираю больших желтых манго, маленьких желтых манго с оранжевым бочком и еще какой-то неопознанный фрукт. Углубляюсь в эту безлюдную улицу. А вдруг заблужусь?

А, если заблужусь, то возьму такси. Тут вам не Пекин. Иду дальше, выхожу опять на Хуахей. Люди, люди, кафе с европейской выпечкой. Старушка зазывает на последнюю кучку черешни, разложенной на бамбуковом подносе «Чери, чери», - кричит она по-английски, увидев меня. Уже не до чери. У меня манго полные закрома. Прохожу мимо ресторана в бордовых тонах. Промокаю под дождем. Устала идти и страшно хочу есть.
 
Вернусь-ка я в тот бордовый ресторан. Он называется Сладкая династия Гонконга. Меня встречает девушка, распахивая дверь. Вопрос «а есть ли здесь не-китайская кухня» отпал сам собой – из-за антуража. Поэтому задаю другой вопрос: «есть меню на английском?» Девушка растерянно хлопает глазами и улыбается. Зовёт мужчину лет пятидесяти, который говорит, что есть. Мне сразу приносят чай желтого цвета. Я выбираю дим сумы с креветками и суп-лапшу с креветками. Официант долго меня убеждает взять лапшу с мясом, например, ведь уже есть креветки, но я отказываюсь – говорю, что очень, очень люблю креветки… В итоге передо мной ставят тарелку с лапшой, а наверху пельмени с креветками. И дим сумы, по сути, тоже пельмени, и тоже с креветками. Понятно, почему официант меня так долго  убеждал… Прошу вилку к лапше. Чувствую себя варваром. Дим сумы  - божественные. Тесто у них очень тонкое и нежное. Еще хотела откушать паннакоты по-китайски, но – не лезет. Счет мне принесли на планшетнике. Просто, поднесли планшетник – ткнули пальцем в сумму. Вроде и народу мало, и на меня ни кто не смотрит, а всё равно чувствую себя какой-то экзотической обезьяной.

Выхожу на улицу. Понимаю, что дальше идти не могу. Не найти мне конкретно того «французского» места. Только сейчас начинаю понимать, насколько огромен, на самом деле, Шанхай. Даже его центральная часть. Останавливаю такси. Показываю  карточку отеля, на которой добрые люди написали по-китайски «довезите меня до…» Таксист сосредоточенно смотрит. «How much?» – спрашиваю я, готовая обнаглевши сунуть свой калькулятор с цифрой «30». Таксист не понимэ. Вместо этого он грозно гаркнул что-то и махнул рукой на сиденье, мол, садись уже, турЫст. Я послушно плюхнулась в старенький Фольксваген.

Таксист включил счетчик. По радио крутят какие-то китайские новости. Мы подъезжаем к набережной Бунд, которую я уже никогда не забуду. Через лобовое стекло с капельками дождя я вижу Пудонг и телебашню наполовину в тумане. Я не успела посмотреть на Нефритового Будду и съездить на поезде в цветном тоннеле. Кажется, что я так много чего успела и, в то же время, ничего не успела. Наверное, если бы меня спросили, сколько времени нужно на слегка ознакомиться с Шанхаем, я  бы не задумываясь выпалила: минимум неделю.

Честный старый китайский таксист довёз меня всего за 21 юань. Так, под конец своего пребывания, я, наконец, выяснила что почём. Получается таски в районе совсем центра – дешёвое.

Я захожу  в номер и начинаю распихивать купленные манго. Коробки нет – поэтому в обувь. Не знаю, как они доедут, но без них я точно не улечу. Сажу писать. Хотя бы куски. Чтобы не забыть. Ведь детали так быстро уходят… Спать. Теперь спать.
 
Гуляю одна по городу. Область Shikumen Houses:

http://www.youtube.com/watch?v=PnCWUxxrR9Q

http://www.youtube.com/watch?v=G798_Qe_QgM

http://www.youtube.com/watch?v=kYTPx3tPe6E
 

Гуляю одна по городу. 3 коротких ролика:

http://www.youtube.com/watch?v=Opd7myxaE28

http://www.youtube.com/watch?v=zYDEFPTTq8k

http://www.youtube.com/watch?v=cE5g8DyJnkY

Ресторан для оголодавшей русской:

http://www.youtube.com/watch?v=f09zPjAMptc