30-я весна художников Золотухиных

Алексей Анатольевич Карпов
Свою тридцатую, совместно прожитую, весну в этом году встречают балаковские художники Иван и Маргарита Золотухины. Творчество этих  талантливых и удивительно светлых людей вызывает у посетителей городских выставок неизменный интерес и восхищение. Их работы всегда легко узнаваемы, отличаясь высоким профессиональным уровнем и сочной цветовой гаммой.
Зато картины самих Маргариты и Ивана с первого взгляда легко перепутать! Видимо, многолетний путь «рука об руку» не прошел бесследно,  наложив на  творчество  отпечаток похожести,  сделав их по сути  одним  неделимым целым. Но эта «иллюзия похожести» их работ  при более внимательном рассмотрении исчезает — все таки они разные!
Уютная мастерская Золотухиных находится в 2-комнатной квартире двухэтажного дома на тихой улочке, носящей имя академика Жук. Оказавшись в их мастерской, попадаешь в особенное пространство, где совершенно забываешь о делах и времени, невольно становясь эдаким блаженно-восторженным созерцателем!
Тут каждая висящая на стенах картина - это рукотворный светлый мирок, вызывающий неутолимое желание вглядываться, впитывать, любоваться им. Тут же ловишь себя на мысли, что таким образом пытаешься разгадать секрет, каким образом автору удалось одним выразительным мазком кисти показать хрупкость сухого осеннего листа или неуловимую игру солнечного зайчика...
Говорят, что для людей смежных творческих профессий сохранение семейного союза часто является непосильной задачей, так как в отношения вмешиваются не только личностные амбиции, но и профессиональная ревность. Однако, по признанию Ивана и Маргариты, их семейно-творческий тандем оказался весьма гармоничным и мажорным по настроению.
Довольно часто мы проводим вместе круглые сутки, но это нас нисколько не напрягает. Хотя мы разные по характерам и темпераменту, однако научились чувствовать и понимать друг друга на эмоциональном уровне, создавая обоюдно-комфортные отношения, - призналась Рита.
Не знаю, как бы я жил и работал, если бы рядом со мной находился человек, далекий от нашей профессии, не разделяющий духовные ценности и образ жизни, - дополнил ее Иван. - Нам интересно рядом, ведь самым первым зрителем и критиком становится близкий человек, который не будет лукавить и, если нужно, даст профессиональную оценку или своевременный совет.
... Встретились они 1983 году, когда Иван уже был студентом института им. Сурикова, обучаясь в мастерской профессора Вячеслава Николаевича Забелина. - Это был восхитительный период жизни! - вспоминает Иван. На нашем курсе учились очень сильные студенты. Например, комнату в общежитии со мной делил Игорь Сахаров, который сейчас является звездой Интернета, демонстрируя ролики с мастер-классом по экспресс-обучению живописи.  У нас царил дух соревновательности, каждый хотел показать то лучшее, на что он способен! У меня особенно хорошо получались портреты, и мы шли на Арбат, где помимо заработка получали неоценимые профессиональные навыки, рисуя портреты прохожим. Вечером, придя в комнату, доставали из карманов джинсов целые состояния - смятые трешки, десятки, а то и «синенькие с Лениным»!
Когда я после окончания Саратовского художественного училища им. Боголюбова приехала поступать в «Суриковский», то первым, что привлекло мое внимание на выставке в фойе института, были портретные работы Вани, - окунулась в воспоминания и Рита. - Я тогда была восхищена и потрясена профессионализмом автора. Позже мы познакомились с ним, а спустя недолгое время поженились. Первые годы нашей совместной жизни, проведенные в столице, оказались очень романтичными, насыщенными интересными событиями и впечатлениями.
После завершения учебы молодожены Золотухины вернулись в Балаково. По мнению Ивана, провинциальная жизнь нисколько не влияет на развитие профессиональной карьеры и продвижение творчества.  Начиная с 1992 года,  у четы Золотухиных, состоялась целая серия персональных выставок в Гонконге, Швейцарии, Италии и даже США. На мой вопрос, каким образом удалось добраться до Америки, Иван рассмеялся:
У моего преподавателя В. Н. Забелина обучался один американец по имени Джон, владелец собственной художественной галереи. И когда у Джона что-то удачно получалось, то профессор своеобразно хвалил его, сравнивая с Золотухиным. Заинтригованный американец стал допытываться, кто такой, этот загадочный Ваня. А когда мы познакомились, и он увидел мои работы, то предложил провести выставку в его галерее, а заодно поработать и показать американцам, что такое настоящие традиции Русской московской реалистичной школы.
Таким же образом, по инициативе бывших сокурсников, состоялись выезды в Швейцарию (Цюрих, Аскона), где по мнению Риты, жизнь красива и благополучна, но пресна и скучна. Там не бывает преступлений, а по телевизору показывают лишь сценарии возможных преступлений. У них не принято открыто смотреть на человека противоположного пола, т. к. это может быть расценено, как выражение агрессии или сексуального домогательства. Привыкнуть к такой «стерильности» россиянам очень трудно - хочется домой, к нашим трудностям и неурядицам.
Однако своим бывшим одногруппникам, благополучным столичным художникам Иван ничуть не завидует.
Москвичи вынуждены сидеть на заказах, поэтому на личное творчество времени не остается. Это плата за материальное благополучие, - говорит он. - Я люблю писать природу с натуры, особенно в зимний период, когда погода и освещение изменчивы. Для меня является важной потребностью записать в красках свой восторг, переживания и восхищение этим миром! Любой художник — родом из детства, когда возникает неосознанное желание творить и рисовать. Я думаю, что художниками все же не становятся, а рождаются.
Например, Рита остро чувствует цвет, что не всем свойственно. И судя по рассказам очевидцев, эта особенность передалась ей генетически от отца-художника, потому что они не жили вместе. Привить такую способность путем обучения практически невозможно. Поэтому ее излюбленным жанром является натюрморт, где можно в полной мере продемонстрировать эту способность.
Одна из комнат мастерской Золотухиных приспособлена под запасник, где на полках стройными рядами хранятся многие десятки холстов, на которых запечатлены «восторги восхищенной души».
- Жалко, расставаться с любимыми, дорогими сердцу работами, ведь покупают, как правило все самое лучшее? - спросил я Риты и Ивана перед тем как покинуть стены их уютной мастерской.
Это больная, но неотъемлемая условность нашей работы, ведь в каждую картину вкладываешь не только эмоции и умения, но и душу. Говорят, известный художник Петр Петровичев (1874-1947 — авт.), когда продавал картины, каждый раз очень переживал и даже плакал, как будто прощался с родным ребенком, - ответил Иван.
Посмотреть фильм о творчестве Ивана и Маргариты Золотухиных можно здесь http://www.youtube.com/watch?v=MOFY2pInKOM