Народный художник России Евгений Захаров

Вячеслав Суханов
Искусство держится на протестном восприятии мира

В нашем городе очень много талантливых художников, но народный художник России только один – это Евгений Григорьевич Захаров. Беседу о его жизни, о его искусстве, об отношении художника к окружающему  миру мы и предлагаем вниманию читателей журнала Inside.

Внедряя свое мировоззрение…

- Евгений Григорьевич, вы родились в Калужской области, а когда переехали в Сергиев Посад?
- В Посаде я с 1951 года, когда сюда переехали мои родители. Учился я в 14-й школе и параллельно еще занимался в изостудии при Доме пионеров.
 
- Позже вы окончили знаменитое Строгановское училище. Как вы считаете, образование – обязательная составляющая творчества? Или можно обойтись и без него?
- Нет, от школы зависит очень многое. И от преподавателей тоже. Образование обязательно положительно влияет на мышление молодого художника. Кстати, я сам преподаю живопись, рисунок и композицию на факультете изобразительного искусства и народных ремесел Московского государственного областного университета и могу судить об этом с полным пониманием вопроса. Кроме академических занятий, я веду еще и творческую мастерскую, где мои ученики готовят, каждый в своем жанре, дипломные работы, и могу следить за их творческим развитием.

- То есть талант дается от бога, а дальше его можно с помощью образования как-то отшлифовать, придать ему, так сказать, смысл, глубину и блеск…
- Мне всегда говорят, что я очень активно влияю на своих учеников и что они от меня перенимают манеру, тональность, колорит – и это естественно. Ведь можно преподавать просто пересказывая учебник, а можно преподавать внедряя свое мировоззрение. И это несколько другое. Это другая категория, и у меня ЭТО как раз есть. За что мне и звание профессора живописи дали, хотя в ВАКе (Высшая аттестационная комиссия при Министерстве образования РФ, отвечающая за присвоение научных званий – прим. ред.) у меня никаких знакомств не было и нет.
Самая высшая категория обучения – это когда мировоззрение учителя и мировоззрение ученика, пусть он по молодости художник еще не совсем сложившийся, в конце концов совпадают. Тогда эффект преподавания, обучения еще сильнее.

Мировоззренческий пейзаж

- А в чем состоит мировоззрение художника Евгения Захарова?
- В правильности восприятия окружающего мира (смеется).

- А в чем эта правильность восприятия окружающего мира?
- Не сломаться и не опуститься, отстаивать до конца свои взгляды на жизнь и на искусство – вот в этом и есть правильность (улыбается). Искусство держится на протестном восприятии мира. Ведь художник изображает какой-то свой ИДЕАЛ мироустройства, а мир почти никогда не соответствует этому идеалу.

- Основной доминантой вашего творчества является городской пейзаж Сергиева Посада, причем его старые улочки. Чем обусловлен такой выбор?
- В течение какого-то периода я перестал рисовать городские пейзажи, потому что местные художники все уже нарисовали, изобразили все уголки нашего города. Не хотелось повторяться.
А потом я для себя решил – да, писали, но лучше меня ведь никто не напишет (снова смеется). Конечно, это субъективное видение, но, тем не менее, я снова стал писать улицы нашего города, Овражный переулок, где дом Флоренского…

- Прямо как название очень популярной фоторубрики нашего журнала…
- Да. Многие рисуют видовые пейзажи, но написать видовой пейзаж проще, чем написать пейзаж МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ, художественный. Это совсем другая, более сложная, категория. Как, например, это делают мастера литературы – тот же Лев Толстой, тот же Антон Чехов. «Степь заговорила, задышала…» - как степь может задышать?! А писатель через художественное описание образа степи передает настроение своего героя и тем самым достигает нужного эффекта, заставляя читателя смотреть на героя своими глазами – глазами автора.

- Жалко, что старинные городские улицы постепенно исчезают, оставаясь только в нашей памяти да на картинах художников?
- Конечно, жалко. В Переславле, где я часто бываю, сейчас ломают старинные двухэтажные купеческие дома. А мне мои знакомые, которые отдыхали во Франции, говорят, что подобные старинные дома во Франции сохраняют как историческую и культурную ценность. А мы своей истории и красоты не бережем!

Идеал, заменяющий Истину

- Ваше мировоззрение совпадает с мировоззрением кого-нибудь из ваших предшественников или коллег?
- Да. Был такой художник Александр Иванович Морозов, последние годы он жил в Иванове. Кстати, его картины выставлены в Третьяковской галерее. Он прожил 94 года и своими работами духовно выразил весь ХХ век. Не иллюстративно, а именно духовно.
Кроме Морозова, я, как художник, не могу не любить, например, работы Андрея Рублева или, скажем, Александра Иванова…

- Вы, Евгений Григорьевич, тоже прожили достаточно долгую жизнь и впереди у вас, дай бог, еще много лет – а вы лично ВЫРАЗИЛИ, как народный художник России, судьбу нашего с вами народа? Так, как вы ее понимаете…
- Это не мне судить (смеется), пусть судят потомки. Меня пока удовлетворяет то, что все, что я задумываю, мне удается выражать, пока есть физические и духовные силы. Только работа дает художнику внутреннюю гармонию. Когда служишь какому-то своему идеалу, то работа заменяет тебе и хлеб, и религию, и философию. Как сказал кто-то из художников: «Художник – это тот человек, которому Природа заложила в душу идеал, заменяющий ему Истину»…

- Как говорят специалисты, на ваших картинах почти нет изображения Лавры – исторического центра нашего города и основного объекта посещений приезжих туристов. Это ваша позиция?
- Это не совсем правда. Лавра на моих картинах есть, только она обычно на дальнем плане…

- А почему на дальнем?
- Я одно время очень часто ходил в Лавру и часто писал ее, но потом у меня произошел определенный перелом – во-первых, изменилась государственная формация – то все вокруг было общественное, а то вдруг все стало частным.
Во-вторых, там все стало платным. За всеми следят, чтобы не фотографировали, не рисовали. Я как-то привез студентов, мы расположились на горке возле здания старой милиции, а ко мне подходят и говорят: или платите, или убирайтесь, а то мы все ваши этюдники перевернем. Стало очень неприятно.
Я потом рассказал об этом одному местному депутату – он говорит, да мы тебе разрешим, пропуск оформим. Но я все равно стал ходить туда реже…
 
- Понятно. Но старенькие наши церквушки, наследие веков русской истории, вы все-таки пишете?
- Конечно. Например, Ильинскую церковь возле Келарского пруда.

«Черные заслонки»

- Провокационный вопрос. У вас, не обижайтесь, довольно мрачноватые краски. Вы пессимист и видите жизнь только в мрачном свете?
- Как говорят, пессимист – это хорошо информированный оптимист (смеется). Всякая хорошая живопись всегда очень насыщенная. Зайдите в Эрмитаж! Когда ломали храм Христа Спасителя, Эрмитаж тоже хотели сжечь, называя его «черными заслонками».
Человека тоже можно назвать сутулым, маленького роста, с неправильными чертами лица – неприятный вроде бы образ, но, если присмотреться, то выяснится, что этот маленький человек обладает большой физической силой или колоссальными умственными способностями. То есть правильнее будет не оценивать его по первому восприятию, а смотреть глубже, оценивать в ЕДИНСТВЕ всех его внешних и внутренних качеств.
Так же и живопись. Мрачность - это внешняя, оптическая оболочка картины. И один зритель видит оптическую сторону живописи, а другой зритель, более разбирающийся в искусстве, смотрит глубже и видит шире, понимая, ЧТО задумал автор, рисуя ту или иную картину, понимая его идею и мировоззрение.

- И последнее. Поделитесь своим опытом – как стать народным художником России?
 - Только трудом. Я из рабочей семьи и всего достиг только трудом, без блата и протекции…