Тайны Пивной башни

Вячеслав Суханов
Как и всех мальчишек, меня с детства интересовали всякие тайны, загадочные происшествия, таинственные  места. Помните зачитанные до дыр книги из детства – «Старая крепость» Владимира Беляева, «На графских развалинах» Аркадия Гайдара, «Кортик» и «Бронзовая птица» Анатолия Рыбакова? Отсюда, наверное, моя многолетняя любовь к детективному жанру и неистребимая тяга к путешествиям, к познанию нового.
Одной из таких тайн, к открытию которой мне удалось приложить руку и удовлетворить наконец-то свое собственное любопытство, была загадка Пивной башни Троице-Сергиевой лавры. Никто из моих знакомых коллег по журналистскому ремеслу там не бывал, больше того – кое-кто вообще не верил в существование винных погребов этой башни. Но мне, возможно, единственному из местных журналистов, удалось побывать там несколько лет тому назад, правда, я обещал монаху, пустившему меня туда, ничего никому не рассказывать. Я сдержал свое слово. Но прошли годы, и думаю, что теперь я могу поведать нашим читателям, что я там увидел и услышал, правда, имена некоторых людей, о которых буду рассказывать, я на всякий случай изменю…

Монах

Я люблю поесть и выпить. Умеренно, конечно. И моя журналистская жизнь богата на гастрономические впечатления – я бывал на губернаторских фуршетах в Доме Союзов в Москве и Таврическом дворце в Санкт-Петербурге, завтракал у главы Кронштадта, обедал в закрытых столовых Смольного и управления Ракетно-артиллерийского вооружения Военно-морского флота (расположенного, кстати, рядом с Мясницкой улицей, в здании бывшего борделя царских времен), ужинал в ресторанах Домжура на Никитском бульваре и в ночном клубе Концептуального театра Кирилла Ганина на Бауманской улице… 
Но, наверное, самый большой «подвиг» в своей репортерской карьере я совершил, когда попал туда, куда никого из посторонних не пускают, - в винные погреба Троице-Сергиевой лавры. Туда, где за несколько дней до меня побывал с иерархами церкви патриарх Алексий II, а чуть позже – дегустировали монастырские вина люди светские - тогдашний глава Сергиево-Посадского района и его гость, экс-чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов, которому, как говорят, предложили на выбор все рестораны нашего города, но он выбрал винные погреба Пивной башни.
А теперь там побывал и я…

А случилось это так. Как-то весной мне передали приглашение на мероприятие Детского образовательного центра «Пересвет», который располагался в Пивной башне Лавры, что позади Троицкого собора. Я пришел, поговорил с одной из преподавательниц центра и договорился с ней о материале в журнал, который подготовит руководитель «Пересвета» отец Дмитрий, бывший десантник.
Потом один, как мне тогда показалось, совсем юный отец Сергий повел меня в спортзал для детей, расположенный ниже, в подвале. И тут я чисто из любопытства спросил, а еще ниже есть подвалы?
- Есть, – ответил отец Сергий. – Например, винные погреба Лавры.
- А как бы туда попасть? – загоревшись, поинтересовался я.
- Да нет ничего проще. Пойдемте, я познакомлю вас с отцом Стефанием, который отвечает за винные погреба.
Мы вышли на улицу и повернули налево, где рядом располагались еще два входа в башню - как оказалось, один ведет в огромный винный холодильник, а другой – в винный погреб Лавры. За распахнутой дверью погреба явно бражничали два безусых отрока семинарской наружности, а рядом занимался какими-то делами худой сурового вида монах.
Отец Сергий представил меня ему и удалился. Отец Стефаний скупым жестом отправил семинаристов прочь, а затем спросил, что мне надобно?
Я объяснил, что работаю в журнале и хотел бы написать о знаменитых винных подвалах нашей Лавры.
- Нет, этого делать нельзя…

Я уговаривал его примерно с полчаса и убедил только тогда, когда сказал, что в Лавре живут в основном люди приезжие, а стены ее и храмы строили прадеды здешних жителей, и их потомки имеют полное право знать о том, что происходит здесь нынче, не меньше, чем обитатели Лавры. Короче, после обстоятельного уважительного разговора он вдруг согласился и сам предложил мне спуститься с ним в погреб, но писать об этом и фотографировать без разрешения своего начальника, отца Харитона, не позволил…

Ступени, ведущие вниз…

Прямо за деревянными, иссушенными временем дверями ведет вниз мрачная каменная лестница. По обеим сторонам от нее, везде, где только есть место, стоят сто- и двухсотлитровые деревянные бочки с вином. Всего в подвалах Пивной башни хранится порядка 17 тонн вина, с гордостью сообщил мой провожатый, - преимущественно красного сухого. Вино для христиан является особым веществом. Это, с одной стороны, плод рук человеческих, а с другой - дар Божий…
Как я понял из рассказа монаха, в основном вина в монастырь поставляются из Молдавии, это было видно и по маркировке на бочках в виде аиста с гроздью винограда – знаком тамошних виноделов. Вино только домашнее, с винзаводов не берут – качество не то, объяснил монах.
- А как же вы умудряетесь ввозить молдавские вина в Россию, если существует запрет российского правительства на их ввоз в страну? – нарочито наивно поинтересовался я.
Оказывается, как объяснил мне хранитель винных подвалов, молдавское вино везут окольными путями в Прибалтику, там переоформляют документы через местную фирму, а затем ввозят в Россию, в итоге трижды перегружая бочки с машины на машину…

Из красных сухих вин отцы церкви предпочитают такие сорта, как мерло, каберне-совиньон, из белых – мускаты. Но к белым винам почтения меньше, причащаются-то красными!
Кстати, говорит мой провожатый, всеобщая уверенность, что именно кагор должен использоваться для церковного причастия – заблуждение. Во всем христианском мире для причастия используется красное сухое вино. И только в России люди основным церковным вином почему-то считают кагор…

Разговаривая и рассматривая мрачноватые своды подвалов Пивной башни, мы спускаемся все ниже и ниже. Вот и первый уровень. Здесь везде стоят огромные винные бочки, а в отдельном помещении, в которое можно пройти через полусвод, стоят стеллажи для бутилированного вина… 

Спускаемся еще ниже. Тут на помосте вижу огромный круглый деревянный стол для высоких гостей. Он состоит из восьми отдельных секторов, составленных вместе. В центре – кованый подсвечник. Вокруг стола, возле каждого сектора, стоят деревянные стулья с высокими спинками и мягкими сиденьями. На спинку каждого стула наброшена меховая безрукавка, так как в погребе температура 13 градусов и сыро. Мне в моей рубашке без рукавов довольно зябко.
Именно здесь трапезничали и дегустировали вина глава района и великий шахматист…

Пафнутьев сад 

Затем мы спускаемся еще ниже - здесь тоже повсюду стоят бочки вина и коньяка - и через деревянные двери выходим в Пафнутьев сад.
Справа – двухэтажная лаврская типография, а прямо – новый дом с деревянным вторым этажом – это особняк отца Харитона.
Бывший городской парк, в котором когда-то играла зажигательная музыка, а на танцах перезнакомилась друг с другом большая часть населения Загорского района моего поколения, теперь выглядит пристойно и благостно. Деревья аккуратно обрезаны, трава безупречно подстрижена, дорожки чистые и опрятные, и по ним чинно прогуливаются одетые в черное люди.
За содержание Пафнутьева сада, как и за винные погреба Пивной башни, отвечает отец Стефаний, потомственный винодел и лесник.
Я спрашиваю, а как он попал в Лавру?
Чело отца Стефания на секунду хмурится, но он всё же рассказывает мне печальную летопись своего жития. Такой уж наш журналистский талант – иногда приходишь к случайному человеку за пятиминутной информацией, а он, вдруг расчувствовавшись, начинает часами рассказывать тебе о своей жизни и иногда поведает такое, что кому-нибудь другому никогда бы не рассказал даже под пытками…
Короче, оказалось, что отец Стефаний родом из-под Тирасполя, всю жизнь, как и его предки, занимался виноделием. Потом ушел в местный монастырь, стал заниматься развозом молдавских вин по монастырям и храмам Центральной России. Однажды он сильно повредил спину и дал себе обет, если выздоровеет, станет монахом Троице-Сергиевой лавры. Выздоровел и обет сдержал…
 
Дегустация

В конце этой своеобразной экскурсии, занявшей более часа, отец Стефаний совершенно неожиданно (но ожидаемо) предложил мне вернуться в башню и попробовать лаврского вина. Я с благодарностью принял предложение. Мы поднялись к патриаршему столу, и мой проводник, подойдя к стоящему в углу шкафчику, открыл резную дверцу и показал мне на ряд красивых бутылок, среди которых были и французские коньяки, и шотландские виски, и голландский джин, и дорогая русская водка.
- Это, - объяснил монах, - для гостей, если те, например, захотят попробовать не монастырское вино, а более «элитный» алкоголь…
Не прерывая рассказ, отец Стефаний взял с полки два графинчика и налил в них белого муската и красного сухого каберне-совиньон.
Мы накинули на себя меховые безрукавки, сели за стол и, продолжая беседу, принялись не торопясь дегустировать замечательное монастырское вино.
Оно на самом деле было прекрасным…

Историческая справка

Пивная башня расположена в западной стене монастыря, между угловой Водяной и Келарской башнями. Высота башни до карниза 26 м, в ее стенах была сделана 181 бойница.
Сильно пострадавшая во время польско-литовской осады 1608–1610 гг., башня была капитально перестроена до 1641 г. Свое название башня получила по находившейся в ней пивной монастырской палате.