Гипотенуза от Батыя

Виталий Мур
 

                Музе  О. Д. посвящаю



    Степан Матвеевич и Василий Васильевич – неразлучники. Не подумайте ничего такого. Не попугаи, конечно, а вполне приличные люди. Заслуженные. Оба на пенсии, но продолжают тянуть рабочую лямку. Ну, она, эта пенсия сейчас небольшая, но это к делу не относится. Они – друзья. Часто встречаются, перезваниваются. Внешне - самые обыкновенные люди. Увидишь, с первого разу не запомнишь. Разве что у  Василия Васильевича походка выделяется из общего ряда: ходит, переваливаясь из  стороны в сторону. Их объединяют не только годы дружбы и совместной военной службы, но и общие  интересы. К примеру, история. Степан Матвеевич интересуется разной историей. И Древним Римом, и Древней Русью, и историей испанской инквизиции, и так далее. Разными эпохами, разными народами. Василию Васильевичу подавай только историю России и Древней Руси. Недавно Степану Матвеевичу попалась на глаза книжонка, в которой утверждается, что нападения далеких татаро-монголов на Русь не было. А, дескать, напали какие-то ближние народы на нас. Половцы, печенеги и прочие. Слишком большие расстояния нас отделяли от татаро-монгольского войска – около 5000 верст. Невозможно, мол, табун в 30-40 тысяч лошадей, прокормить в столь длинном походе. Если учитывать зимы сибирские, то тем более. А значит, и всех этих далеких монгольских Чингизидов не существовало. Такую гипотезу выдумали и напечатали. Доказательств уйму целую привели, страсть! И такие вроде убедительные эти доказательства, что наш Степан Матвеевич поверил в них и понял, что в русской истории не все так гладко, как написано в учебниках. И что, может быть, под именем Батыя выступал, например, князь Александр Невский. А под именем Мамая – другой известный русский князь. И что якобы столицы татаро-монголов  Каракорума никогда не существовало, так как не найдены до сих пор археологические подтверждения этому. И кто знает, может, столица-то в Семикаракорске была, что близ Новочеркасска? И даже в древних рукописях нет упоминаний о столице. И так далее и тому подобное. Проникся очень Степан Матвеич этой красивой гипотезой.
   Недавно позвонил ему Василий Васильевич и пригласил в гараж обмыть свою новую должность – начальника охраны. Друзья есть друзья. Как же не отметить событие! Не каждый день на должность выдвигают нашего брата! Подъехал Степан Матвеич к гаражам, и сел в «Ладу-Приору» Василь Василича. Начали обмыв должности. Говорили о пенсиях, о зарплатах, о других трудностях жизни. Выпили по три стопки водки и закурили. А после  трех стопок Василь Василича всегда тянет на исторические разговоры. И рассказал он, как прочитал недавно новую книгу о князе Александре Невском, и какие у него от этого  чтения мысли приключились.
   - Какой же он мудрый был! – восхищался князем Василь Василич.
   Степана Матвеича будто чертик укусил за язык. То ли пьяная кровь ударила ему в  голову, то ли настроение куражистое появилось, но неожиданно для собеседника он  резанул:
   - А ты знаешь, что не было никаких татаро-монголов. И никакого Чингисхана тоже не было. И Батыя не существовало вовсе.
   Василь Василич распахнул глаза и очень удивился.
   - Что? Что-что-что? – зачтокал он, быстро моргая.
   - Ты так в певца Штоколова превратишься, - съязвил Степан Матвеич.
   - Брехня! – медленно и смачно протянул  Василь Василич. – А кто же тогда был вместо  Батыя, например? Скажи мне? А? – возмущался он.
   - Да Невский и был, - стоял на своем Степан Матвеич.
   - А! Понятно! Ты, наверное, перебрал. Вроде всего три стопки опрокинули. Все!  Больше не налью. Тебе уже хватит! – Василь Василич вглядывался в друга, пытаясь  понять, шутит он или нет.
   - Да нет же, говорю тебе. Существует много доказательств этой гипотезы. Ты пойми,  татаро-монгольское иго – это миф, исторический  миф. Его выдумали в XVIII веке немцы,  члены Российской Академии наук, чтобы погасить плохое отношение русских к Западу, к  немецким и шведским рыцарям, в частности. Немцам-историкам было выгодно все беды, которые случались в древнерусской истории, списать на мифических татаро-монголов, которые якобы прошли полмира, чтобы завоевать Русь. Да знаешь ли ты, что монголы тогда  были диким варварским кочевым народом? Как могли дикие кочевники, подумай, завоевать более менее цивилизованную Русь с очень воинственным народом? Никак не могли, я тебе доложу! - упрямо гнул свое Степан Матвеич.
   Долго они спорили. Спор закончился нестандартно.
   - Слушай! Я понял, именно сейчас понял, кто ты! – воскликнул, пораженный догадкой, Василий Васильевич.
   - И кто я, по-твоему? Кто? – почти кричал Степан Матвеич.
   - Ты – не патриот! И никогда им не был. Ты рассуждаешь, как предатель! – выдохнул  Василь Василич, блестя глазами.
   - Я - предатель? Ты что сказал? Повтори! Знаешь, да я тебе за такие  слова… ?  –  ответил помрачневший Степан Матвеич.
   Оба в бешенстве вывалились из машины и минуты три боролись, сопели, пытаясь в  борьбе повалить друг друга на землю. До настоящей потасовки не дошло. Друзья все-таки. Затем спохватились и удивились произошедшему. Ошарашенные, сели обратно в машину. Молчали и пытались отдышаться от недавней борьбы.
   Первым нарушил неловкую тишину Василь Василич, сказав негромко:
   - Ладно. Спорить не будем. Настроение у меня что-то упало. Отмечать больше нечего. Пора до дому, до хаты.
   И друзья, сухо простившись, поспешно разъехались.
   Отношения между ними испортились. Они не перезванивались и не встречались. Но у настоящих друзей рано или поздно отношения восстанавливаются. Через полтора месяца первым позвонил Василий Васильевич:
   - Привет! Слушай. Я тут поразмыслил на досуге и теперь думаю, а может, ты в чем-то и прав!? Действительно, как могла татаро-монгольская орда прокормить десятки тысяч лошадей зимой при переходах от Монголии до Руси в несколько тысяч километров? Да они бы всю траву везде сожрали! И этой травы бы табунам все равно не хватило бы.
   У Степана Матвеича отлегло от сердца. Он с некоторой виной в голосе ответил:
   - Привет, привет! Ладно, ты тоже в голову-то не бери. Я тогда сдуру-спьяну тебе наплел всякого… . Короче, не обращай… внимания, говорю, не обращай.
   - Хорошо, все нормально, - примирительно проговорил Василь Василич.
И после непродолжительной паузы добавил:
   - А ты знаешь, мою должность начохраны вот уже неделю как сократили!
   - Почему? – спросил друг.
   - Говорят – кризис! Теперь опять охранником работаю, двое через двое, - без  энтузиазма ответил Василь Василич. – Пора обмывать эту «новую» должность! Приедешь сегодня вечером к гаражу? – предложил он.
   - Конечно, приеду, - с готовностью откликнулся Степан Матвеич.
   - Только ты приезжай на этот раз без этих твоих исторических гипотенуз. Ладно? -  попросил Василь Василич друга.
   - Ты имеешь в виду, без гипотез? – уточнил приглашенный. - Есть, прибыть без  гипотез, товарищ начальник. Так и быть, их оставлю дома. Прихвачу только одни версии,  - Степан Матвеич перешел на дурашливый тон.
   - Убью! – в тон шутнику ответил Василь Василич и повесил трубку.





      Автором в рассказе использовались материалы книги Бушкова "Россия, которой не было".
      Ссылка на картину: http://lemur59.ru/sites/default/files/images/img7.jpg



                19.07.2010