Курочка Ряба. Разбор мифопоэтических формул

НА ФОТО: Аид  и Персефона. Рельеф из Локр. Терракота. 470-460 г.г. до н.э. Реджо-ди-Калабрия. Национальный музей.


***
 

Рассматривается самый простой формульный вариант сказки:

«Жили-были дед да баба. Была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко, не простое - золотое. Дед бил, бил  не разбил. Баба била, била  не разбила. Мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и разбилось. Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет: «Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам яичко не золотое - простое!»


Разбор мифопоэтических связей и формул:

1) Русский фольклор включал птиц в календарные загадки: «Стоит дуб, на нем двенадцать гнезд, в каждом гнезде по четыре яйца, в каждом яйце по семи цыпленков» (по И.П.Сахарову). Представляется, что сказка «Курочка ряба» сюжетно связана с полицикличным календарным хронотопом. Выделенные единицы времени сплетались в прошлом с историей, географией, биологией, астрономией, ежедневной и сезонной хозяйственной деятельностью, и на этом материале складывались легенды, мифы, сказки.
 

2) «Жили-были дед и баба»… Предки включались в пантеоны богов и становились сказочными дедом и бабой… Связь курицы с царством мертвых подчеркивается африканским мифом об одомашнивании кур (цитируется по В.А.Корочанцеву, 2002): «Мертвые, страдавшие от холода, послали курицу поискать огня у живых. Рассеянная курица не спеша пустилась в путь, посматривая себе по сторонам да ротозейничая. По дороге она много кудахтала с встречными поперечными и забыла о поручении… безответственная курица стала жить среди людей», огонь мертвым принесла, в конце концов, дрофа.


3) На рис. 1 изображены Аид (Гадес, Гадд, в западносемитском пантеоне - Гад,  в этрусском пантеоне - Аита) и Кора (Персефона, Прозерпина) властители загробного царства в греческой мифологии (согласно мифу Аид похитил Кору у своего брата Зевса). На терракотовом рельефе из Локр (см. фото) Кора изображена на «птичьем» троне с курицей под сидением, с ветвями и петушком в руках; сидящий рядом Аид держит чашу и гранатовые ветви (гранаты -- символ бессмертия, благодаря которому Кора проводила две трети года на земле, спускаясь на оставшееся время под землю, в царство мёртвых к Аиду). Считается, что одомашнивание кур в Греции произошло c началом античной эпохи. Курица - один из атрибутивных элементов богини Коры. Эпитет кора (муж. - курос) относится ко временам древнегреческой архаики (VIII-VI в.в.до н.э.). Каноническая статуя коры изображала девушку в хитоне или пеплосе, куроса - обнаженного юношу. Каменные статуи использовались как жертвенный дар богам и в мемориальных кладбищенских комплексах, первым скульптором считался легендарный Дедал. В примечаниях В.Я.Проппа к сказке «Курочка ряба» (по А.Н. Афанасьеву) указывается версия, согласно которой курочка ряба «снесла под полом яичко», в расширенных версиях самого А.Н.Афанасьева - «в куте под окошком» или «в кут под лавкой», что согласуется с положением курицы в укрытии под сидением Коры. Она спрятана в укрытии аида - то есть, в тартаре, отсюда в одной из версий А.Н.Афанасьева возникает образ курочки-татарушки (тартарушки). Птицу, сидящую в гнезде на яйцах, в российских деревнях называют «курушкой» (фин. kursi «землянка»; в России сохранилась традиция держать зимой кур в землянках, что автор этих строк наблюдала на дачных участках средней полосы России еще в начале нынешнего века). В некоторых русских сказках упоминается не курочка ряба, а «курушка рябая» или «курушка-порябушечка». Пестрая курица аида являлась, повидимому, коррелятом  ведийского божества Пришни - пестрой небесной коровы (и/или быка), пребывающей, согласно «Ригведе», в тайном укрытии, и карельской мельницы Сампо, источником изобилия с его «пестрой крышкой», скованным в «Калевале» кузнецом Ильмариненом и спрятанным в утесе, «глыбе Похъелы скалистой». Пестрота объектов в данном случае отражает картину ночного звездного неба,  рябь темной «небесной горы», что имеет определенную связь с календарным хронотопом. 


4) В старинной детской считалке: «Эне бене ряба, квинтер финтер жаба»,  слово «ряба» занимает место числительного «три», и можно попытаться трансформировать курочку Ряба в «курочку Три». Эта трансформация неожиданным образом связывает курочку Рябу с известным в России обрядом «троецыплятница» в женском курином культе, где приносится в жертву кур ица, которая уже три раза выводила цыплят: «три раза парившая». На старинном гербе города Курска присутствуют три летящие куропатки (город стоит на реке Кур,  где отмечаются и сёла с «куриными» названиями). Три куропатки, несущие голову круглоглазой богини -- один из сюжетов пермских чердынских артефактов (голова богини, чье точное имя пока назвать затруднительно, является художественной интерпретацией чёрного перьевого пятна на груди куропаток). В вятских верованиях XVIII в. она звалась "Троецыплятницей" (см. исследования Д.К.Зеленина). Объяснение этому названию, с точки зрения автора этих строк, лежит в глубоких слоях аккадско-шумерской мифологии, где роль властительницы подземного мира принадлежала трижды рожавшей царице Эрешкигаль (корень Эреш угадывается в шумерских мифонемах Ураш, Нинхурсаг, Нин-Гирсу и двуреченском топониме Гирсу, древнему городу близ Лагаша). Присутствие курицы и петуха (птах, кур) в царстве Аида указывает на преемственность греческих представлений от шумерских, где Кур  - это название священной горы, связанной с подземным миром, и имя чудовища, персонификации горы, похитившего Эрешкигаль, старшую сестру Инанны.
 

5) Топоним Курск происходит, повидимому, от шумер. хурсаг «каменистая земля, предгорья». Согласно мифу, имя Нинхурсаг получила супруга и сестра Энлиля, когда сын Нингирсу (Нинурта) преподнес ей глыбу царства «хурсаг», изобилующего растениями, животными, птицами и металлическими рудами. Характерно, что мифонем Баба имела шумерская богиня - супруга Нингирсу (Нинурта), но Торкильд Якобсон (1995)относил этот  мифонем к Инанне. Хурсаг как предгорья (или каменистая земля) - это местность с расчлененным реками рельефом, отсюда же, как представляется, происходят слово «урочище», топонимы с «уршаг, уршак» и названия похитителей кур: «корсак» - лиса, «коршак» - коршун. Вероятно, из этих же корней образованы этнонимы: курши (др.-рус. кърсь) и курсиниеки, вымирающий народ Куршской косы с ее обилием пернатых. Лиса атрибутивна Нинхурсаг и Макоши (Мокошь), что объясняет обряд приношения кур в жертву матушке Козьме в летние «девические кузьминки» и осенние «женские кузьминки», календарные дни святых Козьмы и Дамиана(Ма-кошь при перестановке слогов образует имя, близкое Козь-ма, то есть: Кузькина мать).   
 

6) Элементы годового солнечного цикла в сказке «Курочка ряба» связаны с фразой: «…яичко упало и разбилось». В мифологиях разных народов это означает сотворение нового мира, нового солнца, нового гада (года), тройного змея, творца или смерти. К примеру, весеннее равноденствие в индийской календарной системе связано с Брахмой, появляющимся из мирового яйца, где он пребывал ровно год. Астрономические процессы, отвечающие рождению «нового солнца» приурочены ко времени зимнего солнцестояния, но разбить яйцо и сотворить новый мир раньше весны деду с бабой не удавалось при всем их старании (вероятно, яйцо еще было окостенелым из-за холода, на его костенелость указывается в вариациях А.Н. Афанасьева). Обновление мира приходило только с теплом, что соотносится в сказке с весенним стилем летоисчисления.


7) «Мышка бежала…»… В вариациях сказки (по А.Н.Афанасьеву) снесенное в куте яичко было потом положено наверх, на полочку, и слетело именно оттуда, сверху. В древнегреческой мифологии мыши были сродни музам, обитающим на небесной горе или её аналоге, горе Парнас. Пара Аид и Персефона формально значилась бездетной, хотя у Персефоны был сын Загрей (Дионис-старший), рожденный ею от громовержца Зевса, когда тот принял образ змея, гада (слав. gadъ «змея», латыш. gads «год»). Звание Мусагета, «водителя муз» и мышиного царя, имели Аполлон Сминфейский и Дионис (мужское соответствие лунной богини Дианы-Дионы). Присутствие мыши или крысы-рат на вершине небесной горы (или на спине быка перед уходом Будды в нирвану, или на вершине календарного колеса) могло знаменовать в некоторых мировых календарных системах начало нового часового или годичного оборотов, а также начало 12-летнего  и/или 60-летнего цикла. Шу «мышь» в древнекитайской календарной системе, как и Меша «баран» в индийской системе счета времени, соответствовали классическому зодиакальному созвездию Овен, вхождение солнца в которое (условно с 20 марта) начинает дни весеннего равноденствия и массового прилета птиц.


8) «…хвостиком задела» (по А. Н. Афанасьеву  «тряхнула, вернула», в вариациях: «махнула, вильнула») - это фразеологизм, фиксирующий уход, прощание. Речь об уходе и прощании мыши может идти в плане пересечения солнцем границы знаков Овна (Мыши-Шу, Барана-Меша) и Тельца 20/21 апреля по н.с. (по И. А. Климишину - позднее, 14 мая по н.с.). В самых общих чертах можно связать прощальное виляние хвоста сказочной мыши с появлением на талой - мышиного цвета, - земле зеленого покрова и стад майских «тельцов».


9) Элементы месячного лунного цикла в сказке «Курочка ряба» разглядеть труднее. Простота лунного «яйца» могла быть связана с низменным дионисийским началом (отсюда: простата, проституция), отличным от аполлонического аристократизма верхов: лунные культы плодородия отдавались простолюдинам, а знать имела свои религиозные предпочтения, что было характерно и для русского язычества в противопаре Велеса, покровителя предков-дедов, и Перуна, покровителя князя и воинской дружины. Согласно основному лунарному мифу, лунное «яйцо» можно было пол-месяца есть, оставляя скорлупку (в иных мифах - «косточку, хребет»),  а затем лунное «тело» снова самонаращивалось (к примеру: два рога месяца - это символы двух козлов Тора, источника неисчерпаемой пищи, если оставлять в целости кости).


10) Суточный цикл в сказке ««Курочка pяба» выглядит следующим образом: в пять утра, когда начинается день, курочка ряба несет солярное «яичко», которое затем показывается на востоке небосклона, и подымается к вершине неба. Расколотое мышкой «золотое яичко»  начинает падать по небосклону на запад, где должно растечься и опуститься за горизонт, и тогда на землю должна придти темень. Чтобы этого не случилось, курочка ряба несет другое - простое, «лунное» яичко. Она несет его тайно, в пять вечера (вариант: пять дня), затем оно поднимается на небо и приносит свой свет.


Рецензии
Интересно написано. Но уж Вы простите меня, я человек незамысловатый, никак не могу понять, зачем столько сложностей и фантазий к такой простой сказке?
Вы пишете: "Курочка ряба несет другое - простое, «лунное» яичко. Она несет его тайно, в пять вечера"
В сказке ведь этого ничего нет: ни о пяти часах вечера, ни о тайне. Наоборот, курочка говорит деду и бабе самым простым и понятным языком, что снесет им простое яичко, а не золотое
И об имени курицы важно что знать? Ряба - значит рыжая, "золотого" цвета курица. И в этом есть свой смысл, коль скоро речь идет о курице, которая может нести простые съедобные яйца, а может и золотые

Вы столько всего написали о мифологиях народов мира, и курицах, и о мышах и маханиях хвостом. Но ведь народная сказка сочинялась для людей простых

А в ней же происходят поразительные события, развивается сюжет, на который стоит обратить внимание. Снесла курица неожиданно золотое яичко, а деду и бабе невдомек - пытаются обращаться с ним как обычным. Но разбить не могут - яичко-то золотое, а золото не бьётся.
Но мышка махнула хвостиком, яичко упало и само на этот раз разбилось. Золотое. Как же так: бьющееся золото - нарушение законов природы? И потом: когда его пытались нарочно разбить - не получалось, а тут...
А разве не удивителен такой факт: говорящая курица, по-видимому, знает, что деду и бабе нужны простые яйца, а вовсе не золотые. Зачем она золотое яйцо снесла?
А ведь есть смысл, глубокий смысл.

Но только при чем тут, простите, Перун, Велес, Аид, дионисийское начало и город Курск с летящими куропатками в своём гербе?

Дмитриев   29.01.2016 00:20     Заявить о нарушении
Это календарная сказка, а к каждому известному календарю прикреплялись свои "сложности и фантазии" - с говорящими курами, сообразно временам и локусам создания и использования календарей... Календари создавались задолго до возникновения русских... Кстати, на территории Восточной Европы существовала религия с "куриным богом"... Золотое солнце - это символ солнечного календаря, простое - лунного...
Ряба: рябая, значит...
Помимо 24-часового формата и 12-часового формата существует еще и формат "устной речи", где пять часов является координатой примерного раздела дня и вечера, ночи и утра... Что еще? - читайте, помимо простого формульного и полный вариант сказки... Народные сказки не так просты, как это иногда представляется...

Мара Рушева   29.01.2016 11:29   Заявить о нарушении
В русских сказках такая простота, что её трудно понять людям, высоко образованным. Как ни странно. Иная у них понятийность, иные области смысла



Дмитриев   29.01.2016 12:59   Заявить о нарушении
И это не парадокс: крестьянские сказки почти все о ведении хозяйства, причем натурального (ибо Русь, а потом и Россия были аграрными вплоть до ХХ века)
Возьмите сказки о репке, о колобке, даже о трех поросятах, хотя она и авторская, а всё же основана на народных мотивах (три модели экономики)

И все эти сказки просты именно в том смысле, что описывают такие закономерности жизни крестьянин, их экономики, которые знакомы тому, кто понимает жизнь простых незамысловатых людей, производящих простые натуральные продукты для жизни

Но эти сказки конечно "не так просты", если мерять их другими мерами.
Понятийность основана на категориях жизненного опыта, вот поэтому...



Дмитриев   29.01.2016 13:00   Заявить о нарушении
Согласен, что сказка о золотом яичке - календарная Но...иные каленлари "врут", как говаривал Фамусов

Не знал крестьянин, что такое солнечный и лунный календарь. Ему это и не требуется. Извините, но это календари звездочетов.

Дмитриев   29.01.2016 13:03   Заявить о нарушении
А у крестьянина был свой календарь: смена сезонов природы (источник натурального продукта) и сезоны спада и подъема ценности тех денег, которые крестьяне могли получить за свои продукты на товарно-денежном рынке

Да, крестьянин не знал и слов-то таких: "товарно-денежный рынок", но зато хорошо знал его действие на своём житье-бытье
Потому и говорится в сказке о простом продукте и золотом эквиваленте денег как о яичках - простом и золотом

Дмитриев   29.01.2016 13:03   Заявить о нарушении
Ну а если уж нужны обязательно какие-то аналогии в культуре - возьмите хоть строки из "Евгения Онегина":
"...как государство богатеет, и чем живет, и почему не нужно золота ему, когда простой продукт имеет"

Это же прямая иллюстрация к "Курочке Рябе"

Дмитриев   29.01.2016 13:03   Заявить о нарушении