Курочка Ряба. Разбор мифопоэтических формул

Мара Рушева
НА ФОТО: Аид  и Персефона. Рельеф из Локр. Терракота. 470-460 г.г. до н.э. Реджо-ди-Калабрия. Национальный музей.


***
 

Рассматривается самый простой формульный вариант сказки:

«Жили-были дед да баба. Была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко, не простое - золотое. Дед бил, бил  не разбил. Баба била, била  не разбила. Мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и разбилось. Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет: «Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам яичко не золотое - простое!»


Разбор мифопоэтических связей и формул:

1) Русский фольклор включал птиц в календарные загадки: «Стоит дуб, на нем двенадцать гнезд, в каждом гнезде по четыре яйца, в каждом яйце по семи цыпленков» (по И.П.Сахарову). Представляется, что сказка «Курочка ряба» сюжетно связана с полицикличным календарным хронотопом. Выделенные единицы времени сплетались в прошлом с историей, географией, биологией, астрономией, ежедневной и сезонной хозяйственной деятельностью, и на этом материале складывались легенды, мифы, сказки.
 

2) «Жили-были дед и баба»… Предки включались в пантеоны богов и становились сказочными дедом и бабой… Связь курицы с царством мертвых подчеркивается африканским мифом об одомашнивании кур (цитируется по В.А.Корочанцеву, 2002): «Мертвые, страдавшие от холода, послали курицу поискать огня у живых. Рассеянная курица не спеша пустилась в путь, посматривая себе по сторонам да ротозейничая. По дороге она много кудахтала с встречными поперечными и забыла о поручении… безответственная курица стала жить среди людей», огонь мертвым принесла, в конце концов, дрофа.


3) На рис. 1 изображены Аид (Гадес, Гадд, в западносемитском пантеоне - Гад,  в этрусском пантеоне - Аита) и Кора (Персефона, Прозерпина) властители загробного царства в греческой мифологии (согласно мифу Аид похитил Кору у своего брата Зевса). На терракотовом рельефе из Локр (см. фото) Кора изображена на «птичьем» троне с курицей под сидением, с ветвями и петушком в руках; сидящий рядом Аид держит чашу и гранатовые ветви (гранаты -- символ бессмертия, благодаря которому Кора проводила две трети года на земле, спускаясь на оставшееся время под землю, в царство мёртвых к Аиду). Считается, что одомашнивание кур в Греции произошло c началом античной эпохи. Курица - один из атрибутивных элементов богини Коры. Эпитет кора (муж. - курос) относится ко временам древнегреческой архаики (VIII-VI в.в.до н.э.). Каноническая статуя коры изображала девушку в хитоне или пеплосе, куроса - обнаженного юношу. Каменные статуи использовались как жертвенный дар богам и в мемориальных кладбищенских комплексах, первым скульптором считался легендарный Дедал. В примечаниях В.Я.Проппа к сказке «Курочка ряба» (по А.Н. Афанасьеву) указывается версия, согласно которой курочка ряба «снесла под полом яичко», в расширенных версиях самого А.Н.Афанасьева - «в куте под окошком» или «в кут под лавкой», что согласуется с положением курицы в укрытии под сидением Коры. Она спрятана в укрытии аида - то есть, в тартаре, отсюда в одной из версий А.Н.Афанасьева возникает образ курочки-татарушки (тартарушки). Птицу, сидящую в гнезде на яйцах, в российских деревнях называют «курушкой» (фин. kursi «землянка»; в России сохранилась традиция держать зимой кур в землянках, что автор этих строк наблюдала на дачных участках средней полосы России еще в начале нынешнего века). В некоторых русских сказках упоминается не курочка ряба, а «курушка рябая» или «курушка-порябушечка». Пестрая курица аида являлась, повидимому, коррелятом  ведийского божества Пришни - пестрой небесной коровы (и/или быка), пребывающей, согласно «Ригведе», в тайном укрытии, и карельской мельницы Сампо, источником изобилия с его «пестрой крышкой», скованным в «Калевале» кузнецом Ильмариненом и спрятанным в утесе, «глыбе Похъелы скалистой». Пестрота объектов в данном случае отражает картину ночного звездного неба,  рябь темной «небесной горы», что имеет определенную связь с календарным хронотопом. 


4) В старинной детской считалке: «Эне бене ряба, квинтер финтер жаба»,  слово «ряба» занимает место числительного «три», и можно попытаться трансформировать курочку Ряба в «курочку Три». Эта трансформация неожиданным образом связывает курочку Рябу с известным в России обрядом «троецыплятница» в женском курином культе, где приносится в жертву кур ица, которая уже три раза выводила цыплят: «три раза парившая». На старинном гербе города Курска присутствуют три летящие куропатки (город стоит на реке Кур,  где отмечаются и сёла с «куриными» названиями). Три куропатки, несущие голову круглоглазой богини -- один из сюжетов пермских чердынских артефактов (голова богини, чье точное имя пока назвать затруднительно, является художественной интерпретацией чёрного перьевого пятна на груди куропаток). В вятских верованиях XVIII в. она звалась "Троецыплятницей" (см. исследования Д.К.Зеленина). Объяснение этому названию, с точки зрения автора этих строк, лежит в глубоких слоях аккадско-шумерской мифологии, где роль властительницы подземного мира принадлежала трижды рожавшей царице Эрешкигаль (корень Эреш угадывается в шумерских Ураш, Нинхурсаг, Нин-Гирсу и двуреченском топониме Гирсу, древнему городу близ Лагаша). Присутствие курицы и петуха (птах, кур) в царстве Аида указывает на преемственность греческих представлений от шумерских, где Кур  - это название священной горы, связанной с подземным миром, и имя чудовища, персонификации горы, похитившего Эрешкигаль, старшую сестру Инанны.
 

5) Топоним Курск происходит, повидимому, от шумер. хурсаг «каменистая земля, предгорья». Согласно мифу, имя Нинхурсаг получила супруга и сестра Энлиля, когда сын Нингирсу (Нинурта) преподнес ей глыбу царства «хурсаг», изобилующего растениями, животными, птицами и металлическими рудами. Характерно, что мифоним Баба имела шумерская богиня - супруга Нингирсу (Нинурта), но Торкильд Якобсон (1995)относил этот  мифоним к Инанне. Хурсаг как предгорья (или каменистая земля) - это местность с расчлененным реками рельефом, отсюда же, как представляется, происходят слово «урочище», топонимы с «уршаг, уршак» и названия похитителей кур: «корсак» - лиса, «коршак» - коршун. Вероятно, из этих же корней образованы этнонимы: курши (др.-рус. кърсь) и курсиниеки, вымирающий народ Куршской косы с ее обилием пернатых. Лиса атрибутивна Нинхурсаг и Макоши (Мокошь), что объясняет обряд приношения кур в жертву матушке Козьме в летние «девические кузьминки» и осенние «женские кузьминки», календарные дни святых Козьмы и Дамиана(Ма-кошь при перестановке слогов образует имя, близкое Козь-ма, то есть: Кузькина мать).   
 

6) Элементы годового солнечного цикла в сказке «Курочка ряба» связаны с фразой: «…яичко упало и разбилось». В мифологиях разных народов это означает сотворение нового мира, нового солнца, нового гада (года), тройного змея, творца или смерти. К примеру, весеннее равноденствие в индийской календарной системе связано с Брахмой, появляющимся из мирового яйца, где он пребывал ровно год. Астрономические процессы, отвечающие рождению «нового солнца» приурочены ко времени зимнего солнцестояния, но разбить яйцо и сотворить новый мир раньше весны деду с бабой не удавалось при всем их старании (вероятно, яйцо еще было окостенелым из-за холода, на его костенелость указывается в вариациях А.Н. Афанасьева). Обновление мира приходило только с теплом, что соотносится в сказке с весенним стилем летоисчисления.


7) «Мышка бежала…»… В вариациях сказки (по А.Н.Афанасьеву) снесенное в куте яичко было потом положено наверх, на полочку, и слетело именно оттуда, сверху. В древнегреческой мифологии мыши были сродни музам, обитающим на небесной горе или её аналоге, горе Парнас. Пара Аид и Персефона формально значилась бездетной, хотя у Персефоны был сын Загрей (Дионис-старший), рожденный ею от громовержца Зевса, когда тот принял образ змея, гада (слав. gadъ «змея», латыш. gads «год»). Звание Мусагета, «водителя муз» и мышиного царя, имели Аполлон Сминфейский и Дионис (мужское соответствие лунной богини Дианы-Дионы). Присутствие мыши или крысы-рат на вершине небесной горы (или на спине быка перед уходом Будды в нирвану, или на вершине календарного колеса) могло знаменовать в некоторых мировых календарных системах начало нового часового или годичного оборотов, а также начало 12-летнего  и/или 60-летнего цикла. Шу «мышь» в древнекитайской календарной системе, как и Меша «баран» в индийской системе счета времени, соответствовали классическому зодиакальному созвездию Овен, вхождение солнца в которое (условно с 20 марта) начинает дни весеннего равноденствия и массового прилета птиц.


8) «…хвостиком задела» (по А. Н. Афанасьеву  «тряхнула, вернула», в вариациях: «махнула, вильнула») - это фразеологизм, фиксирующий уход, прощание. Речь об уходе и прощании мыши может идти в плане пересечения солнцем границы знаков Овна (Мыши-Шу, Барана-Меша) и Тельца 20/21 апреля по н.с. (по И. А. Климишину - позднее, 14 мая по н.с.). В самых общих чертах можно связать прощальное виляние хвоста сказочной мыши с появлением на талой - мышиного цвета, - земле зеленого покрова и стад майских «тельцов».


9) Элементы месячного лунного цикла в сказке «Курочка ряба» разглядеть труднее. Простота лунного «яйца» могла быть связана с низменным дионисийским началом (отсюда: простата, проституция), отличным от аполлонического аристократизма верхов: лунные культы плодородия отдавались простолюдинам, а знать имела свои религиозные предпочтения, что было характерно и для русского язычества в противопаре Велеса, покровителя предков-дедов, и Перуна, покровителя князя и воинской дружины. Согласно основному лунарному мифу, лунное «яйцо» можно было пол-месяца есть, оставляя скорлупку (в иных мифах - «косточку, хребет»),  а затем лунное «тело» снова самонаращивалось (к примеру: два рога месяца - это символы двух козлов Тора, источника неисчерпаемой пищи, если оставлять в целости кости).


10) Суточный цикл в сказке ««Курочка pяба» выглядит следующим образом: в пять утра, когда начинается день, курочка ряба несет солярное «яичко», которое затем показывается на востоке небосклона, и подымается к вершине неба. Расколотое мышкой «золотое яичко»  начинает падать по небосклону на запад, где должно растечься и опуститься за горизонт, и тогда на землю должна придти темень. Чтобы этого не случилось, курочка ряба несет другое - простое, «лунное» яичко. Она несет его тайно, в пять вечера (вариант: пять дня), затем оно поднимается на небо и приносит свой свет.