Амстердамские истории. Триптих

Михаил Лезинский
          

                Михаил Лезинский
                АМСТЕРДАМСКИЕ ИСТОРИИ
                Исторический триптих
                ВСЕМИРНЫЙ СЛЁТ ГЕЕВ И ЛЕСБИЯНОК
                1.

Нет, чтобы я о себе не думал, чтобы обо мне не говорили, но я очень везучий человек! Что называется, родился в рубашке хоть и в зэковской . Я - еле живой свидетель многих праздников: 1-е мая, например, всегда отмечал; 7-8 -е ноября - День Великой Октябрьской революции; Дни – Шахтёра , Строителя , Химика и прочая - это в бывшем СССР... И здесь, в Израиле, долгоиграющие праздники ...Но никогда, и ни при какой погоде я не думал, что здесь , в столице Голландии, в этот августовский день я приобщусь к ПРАЗДНИКУ, который называется «ДНЁМ НЕПОВИНОВЕНИЯ »... К ВСЕМИРНОМУ ПРАЗДНИКУ ГЕЕВ И ЛЕСБИЯНОК..
Из всех стран мира съехались геи и лесбиянки, наркоманы и проститутки, чтобы отметить этот День в своей столице  - Амстердаме.
И я хоть и не принадлежу к «инакомыслящим» , то есть, к голубым - жена и некоторые другие девы тому свидетели! - но мне захотелось запеть от радости увиденного песню, которую притащил в Голландию из Израиля. Написал её наш человек из Димоны  Борис Кинзбургский . Это даже не песня, а - гимн! Думается, после моего сольного исполнения, песня-гимн привьётся:

                Если бы геи всей земли
                Вместе собраться однажды смогли,
                Вот было б весело в компании такой,
                Где каждый каждому представьте - голубой!

И - припев! Божественный припев, на мотив « Демократического гимна », который пелся когда-то на нашей бывшей, но не забытой родине . Родине , где геями не только рождались, но и становились за колючей проволокой:

                Геи , геи  , это в наших силах
                Самих себя от женщин уберечь.
                Мы за мир и дружбу между голубыми,
                За открытость встреч!

И снова - запев!

                Если бы геи всей земли
                Объединиться навечно смогли,
                Вот было б здорово тогда на свете жить
                Давайте ж , геи , навсегда дружить!

В праздничные дни августа н-ского года, геи в Амстердаме приветствовали своих немецких собратьев с победой: в Германии вступил в силу закон, разрешающий однополым парам официальную регистрацию брака и , - если в том будет необходимость! - и развод.
Более ста лет в Берлине впервые в мире было организовано общество по защите интересов гомосексуалистов и пропаганде образа жизни и ... вот она победа. Окончательная и бесповоротная!

Бесповоротная ли!? Твёрдолобые  баварцы, как и славящиеся своим твёрдо каменным упорством саксонцы пытаются противостоять вступлению в силу скандального закона, но мэр Берлина пятидесятилетний социал-демократ Клаус Фоверайт, открыто заявил, что, и он - Гомик со всеми вытекающими отсюда последствиями, и поздравил лично несколько брачующихся пар геев и лесбиянок! Больше того, он написал послание, которое и было зачитано в Амстердаме. Вот отрывок из него:

« Вы сделали первый шаг на новой территории. Вам предстоит встретиться и с той частью общества, которая не поймёт и осудит вас... Но вы ( это, как я понимаю, он обращается к геям и лесбиянкам - М.Л.) сделали многое. И я, как истинный мэр Берлина, говорю вам: это огромный шаг вперёд. Теперь в Германии то, считалось раньше ненормальным, признано нормой...»

 «Да здравствует вовеки веков Дания, Франция, Норвегия, Нидерланды и, присоединившаяся к ним - Германия!» - кричали геи и лесбиянки в Амстердаме «ур-р-а» и « в воздух чепчики бросали».

С удивлением узнал, есть геи и фашистского толка, и они, не без основания, утверждали, гордясь при этом: Адольф Гитлер был гомосексуалистом, то есть – геем, и – убийцем геев. Он уничтожал высоко поставленных голубых нацистского розлива, чтобы те, с кем он имел дело, будучи художником и ефрейтором, не капнули на него. Один из них, друг , соратник и сожитель Адольфа, командир отряда штурмовиков Эрнст Ром, попытался шантажировать будущего фюрера, чтобы занять главенствующее место под солнцем Германии, но был уничтожен головорезами Адольфа .

О гомосеке Адольфе Гитлере рассказывают и протоколы, составленные в Мюнхене после Первой мировой войны , а в них рассказывается как мюнхенская полиция преследовала Гитлера за его гейские наклонности. А немецкий армейский генерал Отто фон Лоссов , который ещё в 1923 году, принявший участие в подавлении гитлеровского путча, как говорится « держал на крючке» Адольфа, храня мюнхенский архив. Архив считался уничтоженным, но недавно был опубликован в Италии Юджином Долманом, другом переводчиков Адольфа Гитлера и Генриха Гиммлера .

Лотар Махтан считает, что между Гитлером и Гессом, который был известен в нацистских партийных кругах как «Чёрная Эмма» и с которым Адольф пробыл, в своё время много месяцев в тюрьме Ландсберга , были любовниками.

Почему же тогда Адольф Гитлер преследовал голубых со страшной силой? . И Махтан делает вывод:

« Непосредственно Гитлер никогда не осуждал гомосексуализм, но он поощрял преследования геев , чтобы замаскировать свои собственные наклонности ».

Я сначала не верил, но Юра Кучеров, тот самый Юра Кучеров, который оперировал моё сердце в Киеве, а сейчас живущий в Дуюсбурге , что в Германии, подтвердил это, а позже, показал мне книгу Лотара Махтана «ТАЙНА ГИТЛЕРА. ДВОЙНАЯ ЖИЗНЬ ДИКТАТОРА».

Оставим пока Адольфа Гитлера в покое, вернемся, мысленно из Германии снова в Амстердам!

Так вот, “голланденские” прости-господи , утвердившись законно в сфере частных услуг, стали требовать, чтобы им разрешили открывать свои счета в коммерческих банках, а это уже квалифицируется как малый бизнес, а малый бизнес - это привилегия государства! И с малого бизнеса расходование средств со счетов не облагается налогами. А расходов у девиц с улицы Красных Фонарей предостаточно: предохраняться же надо!.. И ещё приходиться тратиться кое-на что!..

А законы Голландии, между прочим, и не запрещают открывать свои счета в любом из банков. Есть банки, которые разрешают себе держать счета “жриц любви”, а есть и такие, которые дорожат своей “репутацией”. И их тоже надо понять - есть страны, которые, узнав, что услугами именно этого банка пользуются жрицы любви, отказываются сотрудничать.

-  Слушай, - сказал я русскому голландцу, который пытался втиснуть в мою непонимающую башку эти сведения, - ведь выгодно держать счета секс-индустрии - она же развивается во всех странах со страшной силой! Вот даже в России некоторые губернаторы “вентилируют вопрос” о легализации проституции и об открытии публичных домов! Да что там в России, в нашем Израиле тоже самое!

И русский голландец мне ответил:

- Поверь мне , банкиры Нидерландов умеют считать денежки не только в своём кармане, и я уверен, что давным-давно, во всех банках, - коммерческих и не коммерческих! - открыта счета всех богоугодных заведений и не только голландских!               



                ДЕЛО РУК  МАДАМ ТЮССО .
                2.
  - Не фотографировать, не пользоваться кинокамерой, ни, ни, ни, - предупредила меня экскурсовод Лариса Залесская , знакомая мне ещё по Севастополю, а ныне, переезжающая из страны в страну - дорвалась девочка до свободы!
- Так уж - не фотографируй! - не поверил я ей и оказался прав.
Мы с женой фотографировались как окаянные, будто с цепи сорвались!.. И вокруг нас стрекотали кино и прочие штуки, фиксирующие на века.
Но это - потом!.. А в начале, при входе в музей, на первом этаже - музей мадам Тюссо в Амстердаме многоэтажный! - я даже растерялся. Оглушающий шум встретил наши уши и при неимоверном грохоте, с верхотуры нас в упор “расстреляла” какая-то старорежимная личность в ботфортах и камзоле. И пока мы не вскочили в лифт , который немедленно поднял нас на второй этаж , этот «мушкетёр» нас преследовал и далее, но уже не устрашающим видом своим, а электронным голосом! Скрипучий металлический голос вторгался в наши планы – это чудовище, - в темноте ещё не то привидится! - оказалось обыкновенным гидом и голос, который мы уже перестали воспринимать, сопровождал нас всё время нашего пребывания в музее.
Не знаю как в других музеях мадам Тюссо , - естественно, её потомков! – но в амстердамском всё продумано: и время пребывания среди восковых « как живых» - вот именно, как! – личностей, со спецэффектами и прочими выкрутасами.
Я, конечно, обратил внимание на тех, чуть не написал «людей», но вовремя спохватился, не людей, а их восковых двойников о которых когда-то писал, или были они знакомы мне по романам, фильмам или просто из периодической печати. С ними и фотографировался и сейчас, выстукивая на компьютере эти строки, сверяюсь с фотодневником. Но с первым, а точнее, с первой, с которой я сфотографировался была Мерилин Монро – не заметить её было нельзя: искусственный шаловливый ветерок пытался приподнять её короткую юбчонку, да так и не смог!

Журнал «Форбс» опубликовал список знаменитых людей, которые и после ухода на Тот Свет, продолжают “делать” деньги. Не для себя, конечно, а для близких своих! Пример? Пожалуйста! Кроме дисков, на которых записаны его песни, приносящие баснословный доход его близким и дальним, так они – близкие и дальние! – выставили на аукцион – никогда не догадаетесь! – его коренной зуб и коронку. И, несмотря на немалую стартовую цену в сто тысяч долларов, слегка подпорченный коренной зуб был продан за значительно большую цену, чем стартовая . И благодарные зубопродаватели в придачу приложили к кореннику ещё и прядь волос. Да за такую цену я б целую челюсть продал со скальпелем собственным в придачу! Это только чудак Нобель распорядился своими богатством так, что они и сегодня “делают дело” - нет ничего выше, чем Нобелевская премия! Вот бы отхватить и не надо бы с зубами расставаться!
Кроме короля рок-н-ролла, есть в том списке и рисовальщик американских комиксов Чарлз Шульц - тот самый Шульц, нарисовавший собачку Снупи, которую астронавты корабля “Аполлон” избрали своим символом ( “Аполлон” совершил стыковку с российским “Союзом” в 1975 году - М.Л.) и певец Фрэнк Синатра, и Джо Леннон - один из знаменитой четвёрки «Битлз», застреленный фанатом в 1980 году... и много ещё деятелей искусства и литературы в том списке...Умели, умели люди жить при жизни, умеют «жить» и после смерти!..
Есть в том списке и Мэрилин Монро!.. Та самая Мэрилин Монро, которая была нежной подругой многих знаменитых и уважаемых мною людей и, которая умерла от передозировки снотворного. Не будем сейчас разбираться, сама умерла или ей «помогли», скажем только: после её смерти не осталось ни цента... А после её ухода, пожалуйста, - миллионерша!..
Когда я самолично попаду на Тот Свет, то отыщу Мэрилин и сообщу ей об этом - пусть порадуется женщина, которая, не буду скрывать, - была и моей мечтой.
И, когда я попал в музей мадам Тюссо , и увидел Мэрилин в полный рост, тотчас захотел с нею сфотографироваться - покажу ей и эту фотографию на Том Свете!
Покажу я фото и самому Пабло Пикассо, где я с гением на одной ноге, то есть, пристроился!
Я задам ему множество вопросов, а он пусть мне на них «ответит». Как бывший газетчик, вышедший из электриков, спрошу:
- Глубокоуважаемый Пабло, ответьте мне, почему искусствоведы пишут, что у вас при жизни было несколько периодов – « розовый», « цветочный», «домашний», «чёрный»?
- И Пикассо мне ответит:
- Свою долгую жизнь я не делил на периоды, я просто жил. Но на этот счёт я имею и своё мнение. Наверное, «розовым» назвали потому, в Париже на Монмартре, в домике, который назывался «Корабль-мойка» Бывали в Париже? Побывали на Монмартре ?
- Обижаете, Пабло!
- Так вот в домике том, я был счастлив с … Фернандой Оливье! Это была первая женщина в моей жизни. Когда я её увидел, во мне вскипела испанская кровь … Вы знаете, что я испанец и этим горжусь!?
- Догадываюсь.
- Моя Фреда была женщиной экстравагантной. Это она научила меня работать по ночам, а днём отсыпаться на холодном полу… А просыпался я в полдень от выстрелов из пистолета – это Фреда так будила меня и моих немецких коллег-живописцев, несчастье которых заключалось в том, что они ютились на Монмартре неподалеку от нас!
А позже, когда я давно познал не только Фрэду, но и других женщин, перебрался в Голландию, в Амстердам и там написал своё полотно «Авиньонские девицы». Упитанные девицы и вытеснили с моих полотен голубых скелетов … Фрэда, конечно, ворчала, а я отшучивался, говорил «Настоящий публичный дом и ты, Фернанда , в нём». Но я, брат Михаил Лезинский, что-то не помню, чтобы здесь находился музей восковых фигур мадам Тюссо?
- А я его тогда и не было, - вы же были живой, а не восковой, уважаемый Пабло! Будьте настолько любезны, ответьте мне и на такой вопрос: почему ваши женщины не похожи на женщин , а напоминают кубы геометрические?! Возможно, отсюда и произошёл термин «кубизм»?!
- Возможно! Искусствоведам, которых после моего физического исчезновения развелось как собак не резанных, лучше известно. Но в этом тоже есть последние проделки Фернанды!
- Почему – последние? Она что…умерла?
- Нет, я её бросил.
- Ради кого?
- Разве это имеет значение? Эти картины из моего кубического розового периода и на «розовые» деньги я снял шикарную квартиру, увлёкся африканизмом , увлёкся законченными линиями древнего Египта и…начался новый период моей жизни, который те же искусствоведы дали название «цветочный» и я переехал в Париж…
И ещё много каких периодов было в жизни этого легендарного человека…
Не буду скрывать, есть у меня к нему, и претензии - на Том Свете я их ему тоже предъявлю. Я скажу ему, - надо подготовиться пока живой! – дорогой Пикассо, ну зачем ты из-под своей кисти выпустил голубку, сообщив при этом, что твоя голубка – символ мира. Эти символы, как бы помягче выразиться, малость обнаглели. Скажу больше – сильно обнаглели! И в огромных городах, таких как Санкт-Петербург, Москва, Брюссель и в Амстердаме, где мы сейчас находимся, их, этих, носящих в клюве пальмовую ветвь мира и, клюющих-жующих прямо с рук, видимо-невидимо! Жирных , еле передвигающихся , на кривоватых ногах , да вдобавок, охраняемых законом …
А ваши голуби и голубки, достопочтенный господин Пикассо, обгадили все памятники, крыши всех домов и норовят «капнуть» на наши головы.
Недаром в Петербурге, когда он ещё был Ленинградом и, когда сборная «бригада» голубей мира, мягко выражаясь , обхезала крышу Исаакиевского собора, когда Голубь мира «испачкал» головы многих памятников и шляп простых горожан, тогда-то ленинградцы написали мысленно на своих лозунгах:
« Да здравствует мир! Только без голубей!»

А дальше фотографировался и с железной леди Маргарет Тэтчер, и с Михаилом Горбачёвым, с Элвисом Пресли …
И тут я заинтересовался, кто такая мадам Тюссо и с чем её “едят .
               
                ПОПЫТКИ СОСТАВЛЕНИЯ БИОГРАФИИ МАДАМ ТЮССО
                3 .

Оказалось, что музей её имени уже более двухсот пятидесяти лет находится в Лондоне и что сама основательница начала свою деятельность ...во Франции. И что история жизни не менее интересна, чем, скажем, великой авантюристки Де Ла Мотт, так красочно описанной Дюма-отцом
Прикоснусь робкой рукой к клавишам равнодушного компьютера, чтобы поведать хоть пунктирно вехи её жизни.
Мари Тюссо была дочерью ...палача. И весь род её по отцу - палаческий. А к палачам во все времена относились с презрением и почтением.
Родилась Мари ( в девичестве Мария Гросхольтц ) в городе Страсбурге, что расположился на границе Франции и Германии. 1 декабря 1761 года. Её отец погиб во время Семилетней войны, а мать Марии Анна-Мария, овдовев, устроилась работать экономкой в дом Филиппа Кюртэ - специалиста по созданию восковых фигур. Именно Кюртэ обнаружил у дочери своей экономки незаурядные задатки скульптора и взял её в ученицы.
Впоследствии окажется, что господин Гросхольтц не погиб, а бежал от своей неверной жёнушки Анны-Марии, наставившей ему рога с...правильно думаете - с Филиппом Кюртэ.
Иначе, - как отмечают многие биографы! - зачем бы Филиппу Куртэ распознавать таланты в чужом ребёнке, продвигать её по тяжёлой лестнице славы и, умерев, оставить ей всё своё солидное имущество!?
А от кровного отца с редкой профессией - палач, досталась Мари фамилия, чтобы не слыть незаконнорожденной, и, как ни странно, не навлечь хворобы на благосклонность судьбы, о которой я тоже поведаю, но несколько позже.
Из Страсбурга доктор Куртэ с семейством перебирается в Берн, а оттуда - в Париж!
“О-о-о, Париж!” - воскликну я ещё не один раз, даже находясь в Амстердаме.
В Париже Куртэ порвал со своей многолетней докторской практикой и занялся шоу-бизнесом на фронте изготовления восковых фигур.
Нет, нет, не изобрёл восковые фигуры, что вы, а впервые занялся именно бизнесом! До него ещё древние римляне снимали посмертные восковые маски, но держали их дома. Так сказать, для внутреннего пользования. И Европа средневековая по церквам своим устанавливала фигуры святых, литых из воска..
Год 1771. Браком сочетаются будущий Людовик ХУ! с Марией-Антуанеттой и Филлипп Куртэ смоделировал портреты новобрачных и выставил их на всеобщение обозрение.
Успех был колоссальный, но... денежек не принёс!
Год 1776. Филипп Куртэ и выросшая Мари Гросхольтц  создают постояннодействующую выставку восковых фигур - ещё не музей, но уже нечто приближённое к нему.
На всех парижских тумбах - недаром я обратил на них внимание! - развешаны красочные призывные афиши:
“Посетите восковой театр знаменитого доктора Кюртэ! Потрясающая выставка! Все фигуры - как живые: бал в Версале! Смерть Клеопатры! Многие знаменитые личности в полный рост: герцог Орлеанский, господин министр Фулон, философ Руссо, поэт Мольер и многие другие”
Перед кассой,. - а билетами торговала сама Мари! - выстроилась очередь...Даже язвительный Вольтер притопал - ему сообщили, что его изваяние тоже есть на выставке и, что отлила его из воска семнадцатилетняя Мари Гросхольтц и эта её первая работа.
Вольтер приобрёл билет, вошёл в зал и...остолбенел: на Вольтера смотрел Вольтер собственной персоной! Короче, Вольтер весьма похвально отозвался в печати о прекрасной Мари и выставке в целом.
Людовик ХУ! билета приобретать не стал - король всё-таки! - но выставкой остался весьма доволен и расплатился щедро: для своего воскового двойника он подарил личный мундир с настоящим орденом, приветливо потрепал Мари по щёчке и пригласил её в Версаль преподавать своей сестре принцессе Елизавете изобразительное искусство.
Десять лет прокрутилась во дворце Мари, пока не произошла буржуазная революция, когда многим вельможам отрубили головы,. а всю восковую шатию-братию вельможных двойников переплавили.
Двадцатисемилетняя Мари тоже чуть не поплатилась своей головкой - её вместе с матерью заключили в Бастилию. Ей повезло - Мари поместили в камеру, в которой уже сидела будущая жена Наполеона Жозефина Богарнэ и впоследствии она отольёт её восковую копию. А пока ей доверили снять посмертную маску с головы казненной Марии-Антуанетты и прочих вельмож.
Долгих два года просидели вместе Мари Гроскольтц и Евгения Богарнэ и в один день вышли на свободу,
У ворот Бастилии мы расстанемся с Жозефиной Богарнэ и переключимся на Мари.
А что Мари!? Мари вновь окунулась в семейный восковой бизнес! Только вместо людовиков появились вожди революции и посмертные маски казненных аристократов.
А потом, не мной замечено, революция «сожрала» своих детей и Мари - совершенно не политизированная Мари! - извлекла и из этого явления пользу для своего бизнеса. После казни Робеспьера огромным успехом пользовалась ею картина “Смерть тирана”.
И в эти дни родился, а может быть это продукт более позднего времени! - анекдот. А, может быть, и быль.
Однажды Людовика Х!У спросили:
- Сир! О чём вы так долго беседовали с господином Гиотеном?
- Он изобрёл очень интересную  фиговину с морковиной, пальчики оближешь до чего хороша штукенция!
- Что же он выдумал, сир?
- Гильотину.
- И что, изобретение стоит того, чтобы о нём говорить целых два часа!?
- О! Голову потерять можно...
Изобретение этого господина Гиотена ,.названное гильотиной, стоило голов не только людовикам!
А у Мари неожиданно возникла проблема,. Не возникла - она никогда не исчезала: проблема волос. Поскольку синтетикой тогда не пахло, требовались волосы натуральные. Возникла проблема и тут же разрешилась: Мари воспользовалась фамилией отца из палаческого рода и самый Главный палач города Парижа разрешил ей срезать волосы с казненных аристократов, потом - с революционеров, вчерашних знакомцев Мари. И эта молоденькая девушка отмывала кровь с отрубленных обезображенных голов, чтобы эти волоса утвердились на восковых двойниках.
А между тем, состарился её настоящий отец Филипп Куртэ и в 1794 году навеки закрыл глаза, не забыв отписать всё своё имущество Мари Гроскольтц.
Жизнь и смерть соседствуют рядом - через год Мари меняет фамилию на Тюссо , выйдя замуж за инженера и под этой фамилией станет воистину бессмертной , став “матерью восковых фигур”.
Но так назовут её потомки, а сегодня, то есть в году 1795 у неё родится сын Жозеф, и ещё через год - Франсуа.
Но мысли будущей “матери восковых фигур” далеки от семейных устоев - она по-прежнему снимает маски с гильотированных , и по-прежнему занята больше восковыми фигурами, чем собственной семьёй.
А ещё через год, Мари приходит к мысли, что Франция через чур беспокойная страна и она покидает её. Но без мужа и младшего сына. С собою Мари увозит фамилию супруга, старшего сына Жозефа и все восковые фигуры - корабль везёт мадам Тюссо в Англию.
Пусть не покажется странным, но в Англии, в этой незнакомой для себя стране, Мари прибегнет к помощи... палачей! Главный палач города Парижа (фамилии его не знаю - М.Л.) ходатайствовал перед Главным палачом города Эдинбурга Джоном Вильямсом , чтобы тот разрешил Мари Тюссо снимать посмертные маски с казненных преступников . Воистину, палачи всех стран, соединяйтесь!
А недавно, ( в 2003 году – М.Л.) на аукцион в Париже были выставлены дневники последнего профессионального палача Франции Анатоля Дебле . В этих дневниках, исписанными карандашом и чернилами, изобилующая деталями и точными датами хронология казней : где, когда и при какой погоде окончил жизнь свою грабитель, отцеубийца, анархист, пират или безумец . Поднявший руку на род свой – безумец!
Может быть, в дневнике том есть и фамилии тех, с кем имела дело мадам Тюссо!?.
Но вернёмся от дня сегодняшнего ко вчерашнему-позавчерашнему!
А прославлять восковые фигуры и картины мадам Тюссо будет начинающий журналист, впоследствии ставший всемирно известным писателем Чарзлом Диккенсом.
Умерла мадам Мари Тюссо в 1850 году в возрасте 89 лет. И до самой смерти занималась делами музея.
И детей своих Жозефа и младшего Франсуа, который став взрослым, переехал из Парижа в Лондон, приобщила к делам своим.
И потомки, - дети детей! - продолжают вести её дело. С успехом.
Совсем недавно, - ох, эти дети детей! - в лондонском музее мадам Тюссо, установили фигуру... Ясера Арафата! Это в традиции семейства Тюссо. Когда-то Мари изобразила кровавую сцену казни Робеспьера и так называемую “пыточную комнату” , которая популярна до сих пор. А на стенах той “комнаты пыток” - лица маньяков-убийц. Так почему же среди убийц не найдётся места Ясеру Арафату?
Одно вызывает недоумение: почему растопыренные пальцы раиса демонстрируют букву У, что по-английски означает “виктория”, то есть, победа? Тем более автор этого жеста Уинстон Черчилль.