Двуликое эго

Владислав Тамга
«Беспокойно сердце наше, пока не найдём покоя в тебе, Господи»(Святой Августин).

     - Извините, молодой человек, вы не против, если я присяду за ваш столик?
     - Конечно, нет, разве я имею право отказать столь красивой женщине?
     -  Спасибо! Очень благородно, что вы не только уступили мне часть своей территории, но и сделали приятный комплимент. Как я посмотрю сегодня в этом кафе проблемно со свободными местами.
     -  Точнее говоря – здесь битком.
     -  Ну да ладно, это ни в коем случае не помешает нашей приятной беседе, если конечно вы не возражаете.
     -  Да нет, тем более что мы и так уже общаемся вовсю.
     -  А знаете, вы славный, и.., давайте знакомиться.
     - Бросьте! Нужны ли нам такие формальности для обычной застольной болтовни? Измениться ли что-нибудь оттого, что вы будете беседовать с незнакомцем или конкретным человеком?
     -  Если вас устроит, мне было бы приятней последнее.
     -  Ну что ж, называйте меня Славой.
     -  А меня Ольгой.
     - Не покривив душой, скажу, что это одно из наиболее любимых мною женских имён. К тому же, так величали одну довольно грозную славянскую княгиню.
     - Спасибо за лестные слова. Так или иначе, но в течение нескольких минут вы умудрились сделать мне ещё один комплимент. Позвольте полюбопытствовать, чем же вы были заняты, пока я не нарушила ваше уединение?
     -  Сидел, пил пиво и думал о разных жизненных мелочах.
     -  Интересно, о каких же?
     -  Ну, вообще то, о свойствах своего характера, души, если хотите, о том, как странно они устроены.
     -  И как, докопались до сути?
     -  По-моему да, но, по правде говоря, она достаточно грустна.
     -  А вы не допускаете мысль, что можете в чём-то ошибаться?
     -  Я допускаю, что могу ошибаться в чём угодно, Ольга, но только не в этом.
     -  Может быть, вы поделитесь своими размышлениями со мной.
     -  В таком случае, перед тем как начать занудствовать, разрешите мне предложить вам шампанского. 
     -  О, да вы я вижу, настоящий кавалер! Мне приятно поднять бокал за столь обходительного мужчину. Сегодня, знаете ли, редко встретишь представителя сильного пола, который так запросто станет общаться с женщиной. Среди вашего брата бытует мнение, что с женщиной не о чем говорить, так как она – существо низшего разряда, предназначенное для удовлетворения половой потребности и ведения хозяйства.
     -  Не расстраивайтесь. Так думают невежественные мужланы, но я с ними абсолютно не согласен.
     -  Тогда давайте выпьем за наше неожиданное знакомство и точки соприкосновения.
     -  С превеликим удовольствием.
     -  Да, кстати, на чём мы остановились перед употреблением этого замечательного напитка?
     -  На размышлениях о свойствах моей души.
     -  Похоже, вас что-то в себе настораживает.
     -  Скажу больше, иногда даже пугает.
     -  И что же это?
     -  Моя двуликость.
     - Извините, не поясните ли более ясно? Мне всегда безумно интересно услышать чужие откровения.
     -  Отчего же нет? Представьте себе, что каким-то образом, во мне уживается два совершенно разных человека.
     -  Вы не производите впечатления каталептика.
     -  Да нет, конечно, «пани доктор». В этом смысле я абсолютно здоров, иначе бы не состоял на особой государственной службе.
     -  ???
     - Моя работа в данном случае не важна, хотя, безусловно, я предпочёл бы трудиться не на ней, а по специальности. Но вы же знаете, Ольга, какой процент людей в нашей стране могут позволить себе подобную роскошь? Правильно, минимальный, поскольку семью на мизерную зарплату, допустим, учителя, никак не прокормишь.
     -  В этом то вопросе я с вами полностью согласна, ну а как насчёт упомянутой двуличности?
     -  Знаете, с некоторых пор я заметил, что в определённые моменты совершаю не свойственные мне поступки. То есть тот я, который известен моим родителям, учителям и друзьям детства, ни за что не сделал бы так. И постепенно это привело меня к мысли о том, что одновременно со мной прежним существует новая сущность, можно сказать – «другой Я», для которого не существует моих критериев морали.
     -  Ну, знаете ли, Слава, по-моему, это вы как-то уж слишком.
     -  А по-моему нет.
     -  В таком случае, я беру тайм-аут, чтобы в свою очередь угостить вас шампанским. Нет, нет, это моё полноправное решение, которое не терпит никаких возражений. Итак, за самокритику!
     -  За неё.
     -  И за вас.
     -  И за вас тоже.
     - Хорошо, в таком случае за нас обоих! Уф! (после небольшой паузы) Будь благословенен изобретатель рецепта столь замечательного напитка! Он так приятно разливается теплом по телу и будоражит, что возникает расслабленное состояние и ощущение праздника. Ну да не об этом. В вашем лице я нашла интересного собеседника и сгораю от нетерпения услышать про то самое «другое Я». Неужели оно настолько плохо и порочно, что действительно вас пугает?
     - В некоторой мере да. Но, слава богу, его сущность проявляется лишь в определённые моменты. Знаешь, Оля, бывает, выпьешь, лишнего, ну и... Ой, прости, пожалуйста!  По-моему я как-то чересчур фамильярно и запросто перешёл на ты.
     -  Ничего страшного, Слава, так даже лучше, доверительней.
     - Спасибо! Так в;т. Когда я работаю, то держу себя в жёстких рамках – спокоен, сдержан, внимателен. Не позволяю себе ничего лишнего. Тоже самое в семье: заботливый, предупредительный и терпеливый муж. Однолюб и противник супружеских измен. То есть, я как бы нахожусь в границах допустимого, для той моей части, которая выращена и воспитана моими родителями. Но вне работы и семьи всё иначе. Особенно когда пропустишь с друзьями на досуге по рюмашке, другой для удовольствия и душевного комфорта. Улавливаешь, к чему я веду?
     -  В общих чертах да.
     -  Это радует, поскольку нет ничего важнее понимания тебя другим человеком. И вдвойне приятно, если этим человеком оказывается женщина: привлекательная, волнующая.., такая, к примеру, как ты.
     -  Уж сколько раз твердили миру…
     -  Да нет же, лесть здесь не при чём! Правда такова, какова есть. И скрывать её столь же глупо, сколь выдавать желаемое за действительное. Другое дело, что в реальной жизни для того, чтобы чего-либо добиться часть приходиться держать рот на замке. Или же лгать, так сказать во имя благих целей. Но здесь и сейчас, между мной и тобой не тот случай. Да, кстати, тебе не кажется странным наше общение?
     - Ты имеешь в виду то, что мы знакомы без малого час и уже говорим о таких личных вещах?
     -  Да, именно.
     - Глупенький, чужая душа потёмки, но если чувствуешь чьё-то расположение, поговорить никогда не вредно, даже наоборот. Тем более, если бы ты мне неприятен, поверь, я бы с тобой рядом не сидела.
     -  Знаешь, в твоих словах есть одно слово, которое применимо к существу, скрывающемуся за моим «другим Я» - НЕПРИЯТЕН. Оно вмещает в себя всю гамму моих чувств по отношению к нему: пьяненькому амбициозному бахвалу гуляке, безудержно весело кутящему так, чтобы душа свернулась и развернулась, по полной программе. Кабаки и ночные клубы, красивые девочки и сауны, гостиницы и природа, ни чем не отягощённый секс без последствий и взаимных обязательств. Вот его стихия. Истинный я в этой среде давно бы устал, а он в ней, как рыба в воде: никаких проблем, всё легко и непринуждённо. С людьми сходится играючись...
     - Послушай, Слава, а что именно тебе не нравится в подобном поведении? Ведь именно так живёт большинство людей и у них даже мысли не возникает о том, правильно это или нет?
     -  К сожалению, даже наш богатейший русский язык не позволяет выразить словами всю гамму переживаний, которыми полна человеческая душа. Чувствую-то я многое, но большую часть, пожалуй, на чисто интуитивном уровне. Это сродни творческому озарению – раз, и ты уже что-то убеждённо осознал. Не знаешь, как и почему, но это уже произошедший факт, которому предшествовала мысленная реакция, сколь неуловимая, столь же и необъяснимая.  Допустим, с алкоголем всё понятно. Случается, перебрав норму, творишь всяческие несуразности и неловко лишь оттого, что кому-то трезво мыслящему со стороны можешь показаться пьяной скотиной. Но возьмём другой случай. Например, загулял я без жены, переспал на стороне с симпатичной и одинокой женщиной. Осчастливил её, дав понять, что она способна воспламенить мужчину страстью… Лишний раз утвердился в себе, как в МУЖЧИНЕ, а она почувствовала себя ЖЕНЩИНОЙ. Нам было очень хорошо. Жена в счастливом неведении и ей от этого не жарко не холодно. Так что же здесь плохого? Нет же. Муки совести терзают душу, и я начинаю горько сожалеть о произошедшем. Мало того, жгучий стыд за аморальное поведение, сводит к нулю всё удовольствие. Мне неловко перед женой и перед тем Высшим Существом, которое создавало меня – своё дитя, как совершенное творение. И я начинаю думать, что подобным неприличным образом может поступать только изрядный негодяй…
     - Извини, Слава, но даже не знаю, что тебе ответить, кроме банального – привыкни к мысли: мы такие, как есть. Правда, говорят, что существуют святые – безгрешные люди, победившие свои пороки. Хотя лично я в этом сильно сомневаюсь. Для меня они – фигуры мифические, поскольку сама я их в жизни не встречала. Но стоит ли из-за этого расстраиваться? Даже при условии устремления к совершенству, идеальных людей не бывает. И мы многолики в той же мере, как разноцветен окружающий нас мир. Посмотри, ведь даже среди так называемых божьих слуг – священнослужителей, которые должны быть чисты от низменных желаний, полно извращенцев. Почему? Да потому, что они попытались пойти против своей природы, усмирив плоть, заменив её силой веры. Не тут-то было. Это оказалось не только бесполезно, но и повредило психику многих из них. Поэтому, как мне кажется, надо расслабиться и плыть по жизненному течению. Не причинять боли другим людям и быть самим собой, вот и вся мораль.   
     -  Я думал о чём-то подобном, а значит, наши мысли пересеклись и в этом есть рациональное зерно.
     -  Вот видишь как славно!
     - Ну да ладно, Оля. Ради бога прости, что загрузил тебя своими проблемами. Но ты же знаешь, как полезно бывает иногда высказаться о наболевшем.
     -  Ну, уж это то сомнению не подлежит.
     -  Превосходно! В таком случае, моя милая дама, позволь выпить за счастливый случай, волей которого ты оказалась именно в том месте и в то время, чтобы состоялся наш фуршет. И знаешь, почему-то я твёрдо уверен, что его логическим завершением станет романтический вечер вдвоём. Свечи, музыка, немного безумных идей… 
     -  Подожди-ка, неужели ты намекаешь, что мы…
     -  А почему бы и нет? Не вижу ничего предосудительного в том, что два человека, нашедшие общий язык, доставят друг другу немного радости. Тем более что читаю в твоих глазам полное согласие. Да, да и ещё раз да. Не пытайся отрицать. Кстати, это вызывающее платье выгодно подчёркивает твою и без него, надо думать замечательную фигуру.
    - Вот это резво, вот это по-гусарски! Но ведь минуту назад ты убеждал меня в аморальности поступков своего «другого Я», и полной неприемлемости для тебя подобного поведения. Неужели я что-то не так поняла?
    - Оленька! Минуту назад даже планета Земля находилась в иной точке пространства и времени. Что же касается моих рассуждений… Будучи трезвым я удивительный зануда, настолько правильный и предсказуемый, что самому противно. Поэтому умоляю, не относись серьёзно к тому, что я наговорил. И вообще, в данный момент тебя должен занимать классический вопрос – быть, или не быть? Разбежаться и скучать или, выражаясь образно, сладко согрешить?   
     -  Дай же мне хотя бы минутку на размышление.
     - Ни в коем случае. Как учил вождь мирового пролетариата, промедление смерти подобно. И поэтому, перехватив стратегическую инициативу, я усугублю её рифмой: Долой ненужные сомненья! Даруй сейчас же мне ответ. Не утомляя ожиданьем, скажи открыто - да иль нет?
     -  Ай да искуситель, ох и хитёр! Твоя взяла. Пойдём, посмотрим на сад со сладкими запретными плодами.

г. Калининград, 10.01.2000.