Сирийский серийчик - 1

Серафим Григорьев
На фото: ВГИК

Студентами ВГИК в семидесятые годы были представители многих стран мира. Кто только не мечтал прикоснуться к тайнам создания киношедевров уровня Микеланджело Антониони («Blowup», «Профессия: репортёр»), которого называли «поэтом отчуждения и некоммуникабельности».  Или Ингмара Бергмана («Земляничная поляна»). Которых без кандидата искусствоведения в просмотровом зале студентам, деревенским парням, смотреть было просто бессмысленно.
      Этот мировой уровень превзошли Андрей Тарковский («Андрей Рублев», «Зеркало», «Сталкер»), которого признала мировая элита, и совершенно неизвестный на Западе «почвенник» Василий Шукшин («КАЛИНА КРАСНАЯ», «Печки-лавочки»).
      Однажды меня избирают секретарем комитета ВЛКСМ ВГИК. На короткое время, чтобы провести отчетно-выборное собрание – прежний сбежал в армию. И я отказался – такой маразм был с Леней Брежневым! Сейчас жалею, даже к батюшке ходил на исповедь по этому поводу, что карьеры не сделал. А жалею из-за недополученной информации об устройстве того сгнившего режима. Я же не кадровый офицер Службы внешней разведки, который ради красного словца не пожалеет и своей репутации!..
      И узнаю!.. Многие страны мира готовы платить за обучение своих студентов во ВГИКе фантастические деньги, в валюте! Разговор шел о 50 – 100 тысячах долларов!.. Настолько велик был авторитет института на Земном шаре. Но по политическим соображениям, ЦК КПСС это намерение прикрыло, совершенно справедливо полагая, что под прикрытием здесь будут работать спецслужбы стран не только НАТО.
      И доминировали: вьетнамцы – все кадровые офицеры, начиная с майора. Они плавали на марксистко-ленинской философии, это для них был темный лес. Но вьетнамцы отыгрывались в старом общежитии на улице Будайской. Они кошмарили всех студентов своей кухней, издавая при приготовлении национальных блюд специфическими запахами. И наслаждались от этого, балдея с фирменной улыбочкой от чувства расового превосходства.
  Самое неприятное заключалось в брезгливости москвичек, приглашенных в общежитие на портвейн!..  Мы-то привыкли, хотя к запаху жареной соленой селедки привыкнуть невозможно. А зафрахтованные девчонки, которые мечтали сниматься в кино, этого не переносили.
      Тогда студент – сценарист, СИРИЕЦ, набравшись этого самого «Агдама», срывает со стены пенный огнетушитель и заливает вьетнамскую кухню противопожарной пеной!.. Скандал вышел необыкновенный. Но сириец был не дурак, он прежде собрал компромат на идеальных студентов Вьетнама, сплошь кадровых офицеров. Сириец ударил в единственную ахиллесовою пяту героической диаспоры: вьетнамцы регулярно, с каждой стипендией, покупали по велосипеду!.. Под кроватью каждого верного продолжателя дела Хошимина прятался велосипед с минской маркой.
      Вьетнамцы умудрялись ежемесячно переправлять к себе на родину по велосипеду, снабжая ими всю родню. Но сириец вычислил навар и квалифицировал подарки, как спекуляцию.
      Я лично не раз бил бока во сне о педали злосчастных  веломашин. Но терпел, так как быстро понял с кем имею дело – друзья из Индокитая регулярно писали рапортички подполковнику «Андрею Петрову». Не боясь оставлять эти донесения на студенческом столе, интеллигентно перевернув текст лицом вниз.
      И началась арабо-вьетнамская война!.. А я – староста группы. Схватятся на перемене бойцы невидомого фронта двух дружественных СССР стран и давай поливать грязью друг друга. Мне бы промолчать, но я староста. И мне бы сходить к «Андрею Петрову», и рассказать о не толерантном поведении иностранных студентов. Но я был и остаюсь моряком дальнего плавания, в среде которых стукачество не приветствуется.
      И превратился я в глазах вьетнамцев в оппортуниста, это мягко сказано, так как вспомнил почему-то остров Даманский и раскритиковал Мао Дзедуна. А разъяренный Али назвал меня ЕФРЕЕМ!..
      Ефрей, так ефрей!.. Но переводить-то арабские сценарии на русский язык кому-то надо?!.. Так-так, а с этого места подробней. Кому это надо – за бесплатно переводить арабские тексты?!.. Однако хвосты отрастали и у меня, благоверного коммуниста. Тогда доцент, который читал нам курс лекций о режиссуре, предлагает мне гешефт: «зачет» в обмен на сотрудничество с арабом.
       Али обрадовался и побежал за портвейном. А я начинаю читать текст и быстренько осознаю, что имею дело с ближневосточной разборкой. В эпоху позднего Леонида Брежнева официальная пропаганда была на стороне арабских «социалистических» стран. И антиизраильской, чего греха таить.
      И я, как продукт советского воспитания, идеологии и пропаганды, начинаю чувствовать себя не комфортно. Тогда вовсю бушевали страсти вокруг вновь создававшегося «Антисионистского комитета советской общественности», в который потом войдут прославленные и уважаемые люди: Драгунский Давид Абрамович — генерал-полковник, дважды Герой Советского Союза;  Блантер Матвей Исаакович — композитор;  Лиознова, Татьяна Михайловна — кинорежиссёр. И вполне возможно, Майя Плисецкая с Элиной Быстрицкой!..
      И даже сейчас не понимаю, зачем это было советскому народу, особенно русскому. У нас Господь рожден Богородицей – чистокровной еврейкой.
                **
      Сообщение газеты «Правда»:
 …По своей сути сионизм концентрирует в себе крайний национализм, шовинизм и расовую нетерпимость, оправдание территориальных захватов и аннексий, вооружённый авантюризм, культ политической вседозволенности и безнаказанности, демагогию и идеологические диверсии, грязные маневры и вероломство.
 Единой многонациональной семьёй мы строим новое прекрасное общество — коммунизм, ведём борьбу за мир и дружбу между народами, даём отпор любым попыткам подорвать интернациональную общность советских людей. Абсурдными являются попытки идеологов сионизма выдать критику сионизма, любое осуждение советской общественностью агрессивной политики правящих кругов Израиля за «проявление антисемитизма». Хорошо известно, что советские люди — подлинные интернационалисты — решительно отвергают любые формы шовинизма, в том числе сионизм и антисемитизм.
 По велению своего разума и совести мы обращаемся с призывом ко всем советским гражданам:
 — рабочим, колхозникам, представителям интеллигенции — принимать активное участие в политическом обличении сионизма, давать твёрдый отпор его проискам;
 — к учёным обществоведам — активизировать научные исследования, аргументировано критикующие реакционную сущность идеологии и агрессивный характер политической практики сионизма;
 — к деятелям литературы, искусства, журналистам — ещё полнее раскрывать в своих произведениях и выступлениях антинародный и антигуманный характер диверсионный пропаганды и политики сионизма.
 В целях объединения наших усилий мы предлагаем создать добровольную организацию — Антисионистский комитет советской общественности — и призываем граждан — представителей различных национальностей принять активное участие в его работе.
 Это позволит ещё более решительно вести работу против идеологии и политической практики сионизма, за социальный прогресс и мир на земле.
 — газета «Правда», 1 апреля 1983.
                **    
      Одно дело, когда ты смотришь телевизор, по которому выходит, что Израиль – агрессор. Другое дело, переводить реально антисемитский, как принято говорить в России, заквашенный на войне, текст!..
      Что делать?!.. «777» выпиты, Али спьяну пытается объяснить мне непонятные русскому идиомы, а главное – почему нельзя с евреями жить мирно?!.. Парень из глухого сирийского аула, что он понимал в тонкостях и хитросплетениях мировой истории? Ему импонировал Маркс со своим учением о классовой борьбе, но когда Али узнал, что Карл – немецкий «ефрей», араб стушевался. Забыл сказать, Али был лейтенантом сирийской армии.
      Одним словом, я ему закружил голову, истолковывая по-своему и Бергмана, и Феллини, и Пазолини, Тарковского с «Андреем Рублевым, заодно. Ну, а когда речь заходила о Васе Шукшине, Али расплывался в улыбке. И снова бежал за портвейном в знаменитый магазин, где в винной очереди стояло не одно поколение Сокуровых.
      Для большего эффекта я привлек студента режиссерского факультета из Ирака, для которого, собственно и писали мы сценарий новеллы. У иракского студента была красавица жена, что я тоже использовал с успехом – сценарий понравился руководителю мастерской, знаменитому кинорежиссеру Юрию Озерову (заслуженный деятель искусств РСФСР, заслуженный деятель искусств Словакии,  заслуженный деятель искусств ПНР, народный артист РСФСР,  народный артист СССР и  заслуженный деятель искусств Чехии).
      Что наснимал иракский Эйзенштейн, меня уже не интересовало – доцент поставил мне «зачет».
      Вьетнамец Нам все же мне отомстил. На одной из вечеринок, после окончания четвертого курса, он устроил на меня настоящую фотоохоту. Один из снимков поразил даже меня. Когда я делал характерное движение лицевыми мышцами, вызванное производственной травмой на флоте, нос мой загорбатился. Волосы были у меня черными. Мама дорогая!..
     - Ефрей! – удовлетворенно воскликнул лейтенант Али, глядя на меня пьяными "добрыми" глазами.
      Так они и расстались друзьями: сирийцы и вьетнамцы. А я остался в русских дураках!..
 P.S. А сколько они жен русских, строго – студенток ВГИК, увезли в Сирию!!!..
 Вася Шукшин к тому сроку умер. Прим. В те годы, если ты не называл Шукшина Васей - ты не вгиковец!..
 (ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)