Миллионщик духовной жизни, 14 апреля

Олег Жиганков
14 апреля
Обвинения в хлыстовстве навязывались Григорию Распутину с удивительным постоянством. Это то клеймо, которым его пытаются покрыть. И. В. Смыслов пафосно восклицает: «И одному Богу известно, не проникло ли бы в итоге хлыстовство во дворец столь же сильно, как некогда проникла в царский дворец ересь жидовствующих?..»  Позволю себе только заметить, что несколько лет я занимался изучением так называемой «ереси жидовствующих», и мне действительно видится параллель между ними и Распутиным. Так называемые «жидовствующие» христиане на Руси действительно одно время имели не меньше влияния, чем Григорий Ефимович. И воинствующие церковники той эпохи, чтобы избавиться от этих, как позднее выяснится, истинных христиан, возведут на них клевету и придумают для них кличку — «жидовствующие».

Этих христиан, настоящих духовных и государственных лидеров своей эпохи, обвинили в вероотступничестве и публично сожгли на многочисленных кострах, которые разгорелись в начале XVI века по всей Руси. Вообще, история полна мин замедленного действия, которые закладываются под фундамент государственных построений и судеб династий. И, на мой взгляд, первый шаг к Октябрю был сделан ещё на заре самовластия, когда первый венчанный на русское царство государь Дмитрий так и не занял царский престол. По всей видимости, он был умерщвлён своей мачехой, византийской царевной Софией Палеолог, второй женой Ивана III, по смерти которого она поставила на царство своего сына Василия.

В результате преследования «еретиков», среди которых были и царственные особы, произошёл так называемый «династический кризис», когда законного и венчанного наследника русского престола Дмитрия удалили от власти и уморили, обвинив в еретичестве.

Таким образом, российское самодержавие буквально с первого шага «споткнулось» о тело коронованной особы. В то же самое время государство впервые объединилось с церковью в вопросах преследования инакомыслящих. В царствование Василия, сына и наследника Софии, по стране прокатились волны жестоких расправ над теми христианами, которые, следуя четвёртой заповеди, святили день субботний, то есть совершали в оный свои богослужения и отдыхали от ежедневных трудов и забот. Известно, что мать коронованного и убиенного наследника престола Елена субботствовала, и была не одна такая в Кремле. И уже этого было достаточно, чтобы Красная площадь окрасилась языками костров, на которых сжигались «еретики».