Первый Мерседес

Соколов Юрий Михайлович
Помню, была весна 1988-1989 гг. У нас в Уфе уже протаял асфальт, но лед на дорогах присутствовал более чем. Наверное, была пятница, или нечто перед 8-м мартом, ибо мы вышли вовремя, около 17 часов. Правила хорошего тона предполагали нашу работу , как минимум, до 18-19 часов. Оседлать автобус или троллейбус, у проходной было нереально и мы, судача о своих проблемах, прошли одну остановку, где начиналось трамвайное кольцо. На стыке видимости состояния транспорта мы и застряли, отвыкнув ломиться ( в связи с поздними уходами с работы). Перед нами резко остановился сверкающий 126-й пятисотый Мерседес, водитель суетливо выскочил и плачущим голосом закричал:" Юрий Михайлович, извините, гаишники задержали, Сергей Никифорович ждёт, уже звонил на сотовый!" Я помахал рукой ошарашенным коллегам, сел и мы уехали. Это был мой приятель из лаборатории дорожных испытаний. Мы с ним похожи на лицо, как две капли, он чуть ниже ростом, зато мастер по авторалли. Он меня и учил разным дуростям за рулём. Ну и любитель приколов на грани. Мы взлетели на путепровод, Мерседес вальяжно поплыл по выбоинам, демонстрируя плавающую мерседесовскую езду. Ты откуда и чьё это, - выдавил я. Один буратино попросил пригнать из Москвы. 15 штук $. Где можно, ниже 250 - не шёл. В то время было начало финансового расслоения, образовывались структуры, без которых завод якобы не мог существовать и, один из Новых буратин, наш общий знакомый, попросил его. Садись, порули, предложил Серёга. Коробка-автомат, я тебе на СПОРТ поставлю. Проехав 100 метров, психически сломленный, я отдал руль обратно. При зарплате 300 рублей управлять чужим мерседесом за 15тысяч $  было реально страшно. Некомфортно - как жалкий эвфемизм. На работе меня завалили вопросами, но мы с Сергеем уже давно всем врали, что мы братья по отцу, а неведомый Сергей Никифорович - крупный руководитель нефтянки. Все знали про мою блажь насчёт Севера - и поверили.
А потом, в 1994 году, я уехал за своей первой машиной в Чехию. Пока ждал, отрегулировал на рынке несколько машин заправилам. Через три месяца мне позвонили и сказали, что для меня нашли такую 2107 - пальчики оближешь! Не продав первую машину, уехал за второй. С женой и дочерью. Это была чудо-машина. Я её разгонял до 180 ( на спусках ), а она - пела. А через три месяца за мной приехали и предложили работать у них на рынке. Я взял без содержания отпуск на 6 месяцев, и мы с женой уехали. Дочь осталась учиться на первом курсе юридического факультета Башкирского университета. А мы занялись ремонтом и продажей машин.
Покупаешь машину без кузовных дефектов, но не оформляешь в полиции две недели. За это время меняешь шаровые, рулевые,  успокоитель цепи, заряжаешь амортизаторы, а главное - наводишь полиролями немыслимый блеск. Сверкающая, бесшумно работающая, машина улетает, как на крыльях. Через другой автобазар... Я не умею рихтовать и красить. Разумеется, по-высшему разряду. И я заехал к знакомым чешским ребятам. Исправить и покрасить крыло. И увидел у них белый сверкающий Мерседес 123 модели, 2,5 литра, коробка-автомат. Наверное, у меня сверкнули глаза. Они приняли заказ и предложили посмотреть Мерседес. Тот, как-будто сошёл с конвейера. Всего то 3000 $. Всё - идеал. Ну, заводи, посмотрим... Шестицилиндровый рядный двигатель. Вибраций и дрожи не должно быть. Вообще не должно быть! Не прогрет ещё, да ты садись скорей, у нас работы море. Мы сели и поехали. Полёт! Коробка и двигатель - абсолютно бесшумны. 140км-переключение на 4-ю в режиме спорт. И дальше. Возвращаемся. Двигатель подрагивает. Это свечка какая-то барахлит, - успокаивают меня. Мне не составило труда поставить диагноз - прогар клапанов. Сведущие люди поймут, что это - не хвастовство. Мы сошлись на 1000$. Через три дня я должен уезжать, у меня заканчивается полугодовой отпуск. Покупаю прокладку под головку, уплотнительные колпачки для клапанов, но клапана стоют баснословно дорого и, главное, поставка только через неделю. Покупаю за бесценок кота в мешке - старый двигатель. В нём три хороших клапана. Договариваюсь со знакомым чехом о ремонте и оттаскиваю машину. На другой день гараж закрыт, а чеха нет. Сажусь в засаду и жду с трёх ночи. Утром в гараж приходит его отец. Где Вацек? У его жены (узбечки ), умер отец и они улетели. Части двигателя лежат по всему гаражу. Сваливаем всё в кучу, и на верёвке оттаскиваем Мерс к месту проживания. Начинаю притирку клапанов и сборку. Выставляю зазоры и опережение зажигания. Всё по смыслу, это первый Мерс о 6-и цилиндрах. Двигатель чихает, близок к запуску - но не заводится. Три раза проверяю свечи, зазоры, опережение. Результата нет. В три утра просыпаюсь и иду думать по нарисованной последовательности. Через пять минут проверки вижу, что провода в крышке распределителя зажигания переставлены произвольным образом. Хочется кого-то убить. Всё - не случайно. Тот не принял всерьёз, что мне надо вернуться на работу вовремя! Ну, а двигатель заработал, как часы. Мама с дочкой ехали на мерседесе, периодически вгоняя меня обгонами в прединфаркнутое состояние, а я, с приятелем дочки, пытался догонять их на ФОРД-ТРАНЗИТ 1985 года с 2-х литровым двигателем. Ну что такое обратный путь? Ну, проза жизни. Ну и просто вкралось сомнение, как это Горбачёв дал обещание, что к 2000году Россия станет центром мирового автомобилестроения... На чём он ездил до этого?

14.4.2013