Д - добро

Людмила Либерцева
...и виде Бог свет, яко добро...
(Быт.1)
"В слове ДОБРО первоначальный корень ДОБ-, то есть мир устроен уДОБно, подходящим образом. И человек был задуман и создан как венец творения: по образу и поДОБию Божию, то есть так, что был уДОБен Богу,соответствовал Ему по красоте и доброте. Поэтому и называются препоДОБными святые люди, в высшей степени подобные Творцу.
Когда стала ослабевать молитва у наших прадедов, и "язык словенской" стал "жЕсток" их ушам (писал Н.М.Сумароков), то начали переводить Библию на простой русский язык. И заменили ДОБРО на ХОРОШО. И не вышло из этого ничего хорошего. Слово ХОРОШО одиноко, нет у него словообразовательного гнезда типа "хорошота", "хорошетель" по типу "доброта", "добродетель", разве что стилистически заниженные "хорошенький", "прихорашиваться".
И это не случайно: ведь слово по корню восходит к имени языческого бога (иными словами - беса, идола)Хорса.
Вот какие волки в овечьей шкуре могут проникать в язык Священного Писания от нашей нерадивости в посте и от самомнения и надежды только на человеческий ум." - Это слова Нины Павловны Саблиной,филолога, автора поэтической истории азбуки "Буквица славянская", чьи лекции в конце девяностых мы слушали по Православному радио Санкт-Петербурга.Светлая ей память! Как она интересно говорила о Псалтыри, читая нараспев псалмы...

Удивительное было время. Ещё мы работали в НИИ, на заводах, в лабораториях, а денег нам подолгу не платили. Я находила на дороге, в луже деньги на проезд до института, варила пшено на сухом молоке из гуманитарной помощи, предназначенной грудному моему сыну,и кормила лежачую престарелую мою маму, и десятиклассницу дочь, и мужа. Шутила, что скоро мы от пшена начнем кудахтать, как куры или ворковать голубями. Себе в чай ложечку порошка добавляла, чтоб молоко не пропало у меня. А вечерами через наушник слушала жадно интересные передачи и ждала молитвы по соглашению... Я знала, что в этот час все братия и сестры соединены молитвой. А за своего духовного отца,гонимого, скорбящего мы читали Псалтырь друг за другом, каждый в своё время свою кафизму. И ему пришло неожиданно приглашение в обитель Саввы Освященного, которое он так давно ждал, что уже через столько времени ожидания радость стала нежданной.

И вот мы вместе провожали его в аэропорту, и он благословил нам не оставлять правила и молитву, и сказал, что на наши письма отвечать не будет, не сможет, но обо всех будет молиться.

Удивительное было время. Одновременно со злом, казалось, захлёстывающем всю страну, с нищетой и бездомностью обманутых, обворованных, совсем рядом царило ДОБРО и участие, и помощь ДОБРОЙ воли ДОБРОДЕТЕЛЬНЫХ, верующих в ДОБРО душ.
И был такой день, когда я понимала, что запасы исчерпаны, но не успела даже подумать о том, как же жить, как раздался телефонный звонок, и незнакомая женщина пригласила меня на встречу на станцию метро, где она обещала мне передать что-то от батюшки.

Я сгребла мелочь из всех карманов и радостно полетела к метро. От радости чувствовала себя летящей, тем более надо было успеть отпустить дочь на курсы, ведь на неё оставлен малыш.
На станции меня ждала молодая женщина с футляром, в котором, наверное, была скрипка. Она тоже очень спешила. По футляру я её и узнала.

- Что просил передать мне батюшка? - спросила я едва поздоровавшись.
- Вот это, - ответила она и передала мне конверт с какой-то суммой немецких марок.
- А как, кому это передать?
- Это никому передавать не нужно, это Вам, лично Вам и Вашей семье.
- Но откуда?!
- Это батюшка квартиру свою сдает, а деньги мы передаём тем, кому тяжело сейчас. Кому батюшка благословил. Простите, мне надо бежать.
- Спаси... Но женщина уже не услышала моих слов, исчезая в водовороте людей.

А были и ещё посланы мне Богом настоящие духовные сестры, которые  не раз давали мне деньги без отдачи. Все хотели нам помочь, когда подрастал поздний наш малыш. Храни их Господь!
Теперь духовный отец наш - настоятель в пустыни, многие чада пострижены и монашествуют, многие стали священниками. А духовник у меня теперь другой. Уезжая, батюшка Всем благословил духовников. Когда приезжает на несколько дней, собирает всех и продолжаются беседы с толкованиями святых отцов, как раньше.
Слава Богу за всё!

ДОБРО, ДОБРОТОЛЮБИЕ, филокалиа - не очень точный перевод с греческого, потому что каллос - красота. Красота не эстетическая, но онтологическая, сущностная красота восстановления доброты и гармонии мира, через единство всех во Христе.

В дневнике неизвестного православного священника "День за днём" упоминалось, как у одного знаменитого старца однажды собралось много людей, посвятивших себя служению бедным и желающих услышать от него слова наставления. Он говорил и закончил свою речь словами: «Хотите узнать три условия, необходимые для успеха вашей деятельности среди погибающих душою и телом людей? Первое условие - будьте добрые, второе - будьте добрые, третье - будьте добрые. Вот что я извлек из моего многолетнего опыта».
 Прочла это и вспомнила вновь давнюю удивительную историю, и букву ДОБРО, прослезилась. А духовник сказал:

"Делай добро и бросай его в воду. И не жди платы в виде благодарности".
А это самое главное, евангельское... "Добро не лихо: ходит по миру тихо".