Ах, зачем ты не умер львом?

Ирина Козырева
  На смерть мужа. Миниатюра.

   Вновь весна, весь мир опять заполнен голубым небом, белыми цветами, сладкими запахами и ликующим пением – жаждой жизни, ожиданием встреч. А тебя нет. Ты умер верблюдом, так и не начав жить по своим желаниям.

   Знаешь, какие превращения человеческого духа видел Мудрец? Сначала дух становится верблюдом, который повинуется одному: ты должен! Затем дух обращается львом, для которого главное: я хочу!

   А ты… Ты так и не стал Львом. Ты был всё время должен! Должен что-то делать, когда хотелось спать,  должен куда-то идти, куда тебе вовсе не хотелось, соглашаться, когда ты не был согласен. Ты жил верблюдом.

   Сейчас, когда я вспоминаю нашу жизнь, мне кажется, что мы всё время бежали. Я бежала впереди, держала тебя за руку и слышала за спиной твоё тяжёлое дыхание. И рядом с нами бежали другие: наши друзья, знакомые, друзья знакомых, и ещё много-много людей. Бежать было трудно, очень трудно, но мы должны были не отставать.
И вдруг ты резко дёрнул меня назад, так что я выпустила твою руку и, остановившись, оглянулась. Тебя за мной не было! А на твоём месте зияла бездна! Я закричала, стала на колени, заглянула в страшный провал и позвала тебя. Там, в глубине, ничего не было видно, одна чернота, и ты не отзывался.

   От моего крика другие тоже остановились, вернулись ко мне и тоже стали заглядывать в бездну, звать тебя и слушать тишину в ответ. Вокруг нас собралась  большая толпа. Ошеломлённые, испуганные все стояли и молчали.
 
   А потом…Потом стали постепенно отходить и бежать дальше. Толпа редела. И, наконец, на страшном месте я осталась совсем одна. А провал стал потихоньку затягиваться, заживать и почти совсем исчез. Тогда я поднялась и пошла вслед за остальными. Сначала медленно, потом быстрее, потом кинулась догонять всех.

   С тех пор я бегу. И рядом бегут какие-то совсем другие люди. И мне опять тяжело. Но я не могу остановиться. Я должна бежать. Куда? Постоять бы на месте, оглядеться, подумать. Но я не должна отставать.

   Неужели я тоже умру верблюдом?