Циолковский и Чижевский - 2

Серафим Григорьев
ДАР НАУЧНОГО ПРЕДВИДЕНИЯ

- У нас заплясали бы лес и горы! – однажды Циолковский говорит Александру Леонидовичу, по поводу допуска его в государственную науку и производство. – В руках опытного инженера, ракета – грозное оружие!..
В 1911—1912 годах  Константин Эдуардович в статье «Исследование мировых пространств реактивными приборами» писал об использовании в реактивных двигателях АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ!..
— Вы не беспокойтесь еще раз разъяснять идею реактивного движения. Это все ясно. Но я хочу напомнить одну русскую поговорку: «От хорошей жизни не полетишь!» Видно, трудновато живется бедняге Циолковскому, вот он и придумывает способы подальше улететь?! – в ОГПУ можно стучать и таким образом.
Многократно Чижевский беседовал о К.Э.Циолковском с А.В.Луначарским, Н.А.Семашко, А.М.Горьким, Ф.Н.Петровым, Р.П.Эйдеманом, М.Н.Покровским и др.
В. И. Ленин в самом начале 20-х годов беседовал с инженером Ф. А. Цандером, прямым последователем К. Э. Циолковского, и поощрял его работу. Через несколько дней после этого разговора Ф. А. Цандер был у Чижевского  и восторженно рассказывал об этой исторической встрече. По всей видимости, ни Ленин, ни Цандер не обмолвились о Циолковском - ни словом!..
Оранжерея в космосе?!.. Бананы?!.. И так высмеивали Циолковского.
— Увы, при жизни мне трудно будет чего-либо достичь. Мешают ВЕТЧИНКИНЫ.
— Вся беда в том, что Циолковский не хочет работать в коллективе. Пока он одиночка! – эти слухи распространялись его противниками.
Эти слова я, конечно, передавал Константину Эдуардовичу. Они никаким секретом не являлись.
— Неверно, - возражал он. — Наоборот, я бы охотно работал с небольшой группой помощников, ведь идей у меня целый ворох, но есть причины, заставляющие меня воздерживаться от любого коллектива, не приглашенного лично мною. А мне предлагают коллектив по... по выбору одного из московских профессоров, знаете ли, того самого, ЗАВЗЯТОГО МОЕГО ВРАГА, с которым у меня давние счеты... Представьте себе, что из этого получилось бы... Во-первых, все мои идеи, еще не опубликованные, поступили бы к этому профессору и были бы расклеваны на корню. Во-вторых, он постарался бы в этом коллективе развести такие склоки, зависть, недовольство, что в результате мне пришлось бы не работать, а улаживать всякие недоразумения и следить за своими «помощниками». Нет, покорнейше благодарю. В такой, с позволения сказать, «помощи» я не нуждаюсь. (ПРЕДЛОЖЕНИЕ ШАРАШКИ, к которым потом все привыкнут).
Когда мне несколько лет назад предлагали создать коллектив из московских инженеров, я наотрез отказался. Это многих возмутило: они думали, что я наивный старичок, ничего не понимающий в закулисных махинациях. К счастью, жизнь меня многому научила, и я мог вынести определенное решение: да, я рад буду создать около себя коллектив, но только из таких людей, которым доверяю. После этого дело заглохло. Посудите сами, что было бы, если бы я, паче чаяния, принял такое предложение. Они давно свели бы меня в могилу. Бойтесь данайцев, дары приносящих... (ПАТАЛОГИЧЕСКАЯ БОЯЗНЬ ЧК).
Эти авиационные деятели еще и не представляли себе реактивных самолетов, в то время как К.Э.Циолковский, выражаясь фигурально, уже держал их в своих руках.
— Видите ли, Иван Петрович, сейчас техника и у нас и на Западе занята проблемой космических полетов с помощью огромных ракет. Конечно, еще понадобится лет пятьдесят для решения всех технических вопросов, но появились и физиологические вопросы: как влияет на организм чрезмерное ускорение — ведь ракета должна будет развивать скорость от 11 до 16 км в секунду — и затем явление невесомости или отсутствие гравитации. Циолковский считает, что эти явления пора уже изучать, чтобы физиология могла дать ответ, вредны ли человеку эти явления, — тогда техника разработает меры предупреждения. Циолковский просил меня узнать у вас, что вы об этом думаете... (ОБРАЩЕНИЕ ЧИЖЕВСКОГО К ПАВЛОВУ)

— Ровно ничего, — отрезал И.П.Павлов. — Не думал и не могу думать, ибо этими вопросами я не интересовался. Не очень ли спешит Циолковский с полетами на другие планеты? Хочется задать ему встречный вопрос: надо ли это человеку вообще? Что, ему плохо живется на Земле, что он думает о небе? Допустим, что и я недоволен своей жизнью, но я не мечтаю улететь с Земли, ибо не жду в небе особых благ. Возможно, что это будет интересно, даже увлекательно, но не обязательно.
Я с интересом вслушивался в его речь и смотрел в его лицо: на самом ли деле человек, говорящий о таких вещах, здоров и крепок разумом, или, может быть, это — умственно больной человек, маньяк, проповедующий свою idee fixe, психопат... Сотни, буквально сотни раз в течение многих, многих лет я проверял свою МЫСЛЬ О БОЛЕЗНИ Константина Эдуардовича и каждый раз приходил в истинное смущение от этой нелепой мысли и тогда пытался увидеть, в чем же корни этих его величавых, торжественных и ни с чем не соизмеримых убеждений космизма. И, став на такую точку зрения, я видел то, что искал.
Оказалось, что его работы уже давно интересуют Н. А. Морозова, однако он с безнадежностью и грустью смотрит на отдаленные космические тела, считая их фантомами. Николай Александрович, как это всем известно, сам был астрономом и занимался, как он говорил, экспериментальной астрофизикой.
— То, что мы видим сейчас на небе, — сказал он, — ДАВНО ИСЧЕЗЛО, и к нам летят лучи мириадов светил, погасших миллионы лет назад. На эти лучи нельзя ориентировать космические корабли, ибо они, в конце концов, наткнутся на пустоту. НЕБО УЖЕ ПЕРЕСТРОИЛОСЬ ПО-НОВОМУ. Знаки зодиака сменились другими. Грандиозные туманности и скопления темной материи за громадный промежуток времени приобрели другие формы или иначе разместились в пространстве. Погасли знакомые нам звезды, возникли новые светила, а мы все еще видим уже давно погибший мир, старую карту Вселенной, мало что общего имеющую с теперешней. Мы видим в большинстве случаев «ПРИЗРАКИ ЗВЕЗД», как удачно выразился Фет. (МОРОЗОВ).
«Кто может нам поручиться за то, что в течение тысячелетий потенциальная энергия масс земного шара не обнаружится в один злой день с силой, которая сотрет с лица Земли все живое? Причиной взрыва может служить передвижение внутренних частей земных масс, их химическое соединение, сопровождаемое выделением громадного количества тепла и увеличением объема. Причиной может быть и распад тяжелых элементов, сопровождаемый накоплением упругих газов (гелия и других), и электронов. Отсюда, — катаклизм, уничтожающий органический мир механически или через повышение температуры почвы и воздуха. Наконец, уничтожение высших животных может при этом случиться и через выделение в атмосферу вредных для дыхания газов. Реактивный прибор в таком случае спасет семя человечества».
«Довольно падения на земной шар аэролита в несколько верст диаметром, чтобы погубить людей; и это может произойти совершенно неожиданно, так как такой аэролит, как непериодическая комета, идя из мрачных пространств звездного мира по гиперболическому пути, не может быть предвиден астрономами за долгое время до катастрофы. Уже было несколько случаев прохождения через атмосферу Земли масс диаметром до четырех верст. Тут гибель произойдет от землетрясения, от повышения температуры Земли и воздуха и от множества других причин.
Мы видим, как вспыхивает, как родится звезда, чтобы опять потухнуть; это темное небо, подобное Земле, погасшее снаружи Солнце постигла катастрофа или от падения гигантских болидов, или скорее от внутренних химических и радиоактивных процессов страшно накаленного внутри небесного тела.
Неожиданное повышение его температуры должно моментально уничтожить все живое, что успело зародиться в атмосфере планеты и течение тысячелетий покоя ее коры. От комет давно ожидают гибели Земли, и не без основания, хотя вероятность этой гибели чрезвычайно мала; но все же это может случиться и завтра, и через миллионы лет. Комете и другим случайным, маловероятным, но грозным и неожиданным врагам живого довольно трудно уничтожить одним ударом все существа, образующие благодаря реактивным приборам кольцевые поселения вокруг Солнца...»
(ЦИОЛКОВСКИЙ)
Какое поэтическое, но мрачное раздумье! Какая уверенность и победе человека над смертоносной стихией природы! Какая воля к жизни, к творчеству, к вечности!
ПУБЛИКАЦИЯ ВЫПОЛНЕНА, КАК СОВРЕМЕНННОЕ ПРОЧТЕНИЕ ВОСПОМИНАНИЙ А.А. ЧИЖЕВСКОГО.