Серафима 7а. Школа

Ярослав Яковлев 2
Вверху школа, построенная на средства Гладкова, пережившая революции и войны
   
                Глава 20. Школа

    В 10 лет я пошла учиться в школу.
    В Филипповке школа размещалась в небольшом старом домике, где было всего 2 класса, 1-й и 2-й. Всё было бедненько, тесновато. Одежду ученики складывали на окна.
    В 1910 году помещик Гладков Алексей Викторович на свои средства выстроил хорошее просторное (по тем временам) здание для школы. И в 1-й класс я пошла в новую школу.
    По случаю открытия новой школы было большое торжество с присутствием священнослужителей, каких-то элегантных и красивых дам, чиновников разных рангов. Приглашены были все родители, чьи дети должны будут учиться в школе.
    Священнослужители освятили новое здание школы и отслужили молебен.
    Помню, что в зале, где происходило это торжество, в углу стояла скульптура. После я узнала, что это был Александр II.
    Вдруг во время этого торжества в здание врывается старик, без шапки, с гривой седых волос, в сильном возбуждении падает перед скульптурой на колени, со слезами протягивает к нему руки с криком:
    -Это наш избавитель! – с каким-то неистовством бьёт поклоны, обращается к нам, - Дети! Учитесь, учитесь хорошо! – ещё много говорил, пока не разрыдался и чуть не потерял сознание. Его подняли, успокоили и увели. Молебен на этом закончился.
    Началась торжественная трапеза. В двух классных комнатах были устроены столы. Мальчишки, которые успевают всюду пролезть, уже успели побывать в обоих классах и проинформировали  нас об обстановке. В одном классе стол был накрыт белоснежной скатертью и уставлен дорогими яствами и напитками. Это для знатных посетителей и священнослужителей. В другом классе стол был накрыт клеёнкой и на столе всё было попроще. Это для остальных.
    Нам, будущим ученикам, всем дали сумки, украшенные рисунками   (так называемые кисеты), в которых были французская булочка, конфеты и грамм 300 колбасы.
    Ещё до начала молебна, когда все прибывшие стояли ещё во дворе, я обратила внимание на одну из барышень в красивом розовом платье с опушкой на воротничке, рукавах и по низу платья. Какая же она была милая и красивая! Вот если бы она стала нашей учительницей!
И вдруг она роняет носовой платочек. Я бросилась к ней, подняла и подала потерянный платочек. Она ласково посмотрела на меня и поблагодарила. Как же я была счастлива!
И вот 1 сентября! Идём с подругами в школу, заходим в класс, робко занимаем места. Нас уже предупредили, что в классе нужно сидеть тихо, а при входе учителя нужно встать и поздороваться. В ожидании проходят несколько минут. Заходит в класс учительница. У меня дух захватило.
    Это та, о которой я мечтала! Когда все уже поздоровались и сели, я в каком-то забытьи продолжала стоять до тех пор, пока она мне не сказала:
    -Девочка, уже можно сесть, садись!
В первый день она опросила всех нас, как наши фамилии, имена, расспросила о родных, чем занимаются, большая ли семья и т. д. Представилась нам: Вера Ивановна Куницына.
Как же я влюбилась в эту свою первую учительницу! Любовалась её лицом, её руками, её фигуркой!
    На второй день начались занятия. Как же я старалась, как ловила каждое её слово!
Впрочем наверно, такую же любовь к ней испытывали и все её ученики. Она жила в 3-х километрах от школы в районе Новосёловки. Транспорта тогда никакого не было, ходила она пешком. Мы приходили в школу пораньше, убедившись, что её ещё нет, шли её встречать. Сначала это было 5 девочек, потом 10, потом к нам присоединились и мальчики, и через некоторое время её встречал почти весь класс.
    По дороге она расспрашивала нас обо всём. Сначала об уроках, всё ли нам понятно, трудно ли было с домашними заданиями. Потом о нашей жизни, чем дома занимаемся, какие у кого увлечения и обязанности, как помогаем родителям, что кушали утром и кушали ли вообще и т. д.
    А в школе с какой жадностью я учила каждую букву. К концу года я научилась читать. Какой огромный мир открылся предо мною! Запоем я прочитала все те книжки (в основном сказки), что были в нашей скудной школьной библиотеке. И скоро читать мне было нечего.
Меня не нужно было принуждать к учению, я бы сидела вечно над учебниками. Но мама отрывала меня от выполнения домашних заданий и заставляла идти управляться по хозяйству.
    Школа у нас была 3-х классная, потом когда я закончила три класса, создали ещё и 4-й. Я могла бы учиться и дальше, но мама сказала:
    -Хватит уже учиться, научилась читать, писать и достаточно! Будешь помогать дома!
    Пришла осень. Я в школу не пошла. Идём мы с мамой с базара, у меня на коромысле маленькие корзинки, в которых я разносила по местам молоко, помогая маме. Навстречу нам Вера Ивановна, идущая домой после занятий. Мама идёт позади с другими женщинами, также возвращавшимися с базара после продажи молока.
    Я поприветствовала Веру Ивановну. Она спросила, почему же я не иду в школу, я ей всё рассказала. Вера Ивановна спросила, где моя мама и как её зовут, подошла к маме, обратилась к ней по имени – отчеству. (Маме польстило, что учительница помнит  её):
    -Александра Васильевна! Почему Вы не хотите, чтобы девочка закончила школу? Она очень старательная, хорошо учится.
    -Вера Ивановна, ей в конторе не сидеть, а читать, писать, спасибо Вы её уже научили.
    -Александра Васильевна, пусть закончит 4-й класс, я похлопочу, чтобы устроить её в гимназию на казённый счёт.
    -Вера Ивановна, спасибо! Ведь устроиться в гимназию трудно, и несмотря на Ваше участие, она туда может и не попасть. А попадёт в гимназию, станет учиться, над ней будут насмехаться дети богатых. Над бедной одеждой, над тем, что она мужичка. Не учёба будет, а одно терзание. Я ещё посоветуюсь дома, но всё-таки я, наверно, права.
    Они попрощались и так мы расстались.
    Дома нас встретила приехавшая погостить сестра Даша. За чаем мама рассказала о встрече с учительницей. Для Даши никаких сомнений в том, что необходимо продолжать образование:
    -Правда, пусть хоть одна выучится, тем более, если учительница обещает помочь.
    Тятя говорит:
    -Не знаю, зачем она сорвала Симу со школы? Пусть бы училась!
    Мама прерывает разговор:
    -Знаешь, что такое гимназия? Там и прилично одеться надо, и ботиночки, и пальтецо, и шляпку. Ты не очень-то раскинешься. А будет ходить так, как ходит в школу, чтобы все подсмеивались над ней?
    Этим разговор и закончился, а я три дня втихомолку плакала, да так, чтобы никто не видал, а то мама могла и шлепка дать.
    Много читала книг. Как только научилась читать, перечитала все книги школьной библиотеки, а в 13 лет открыла для себя всю прелесть Лермонтовских творений. Прочитала его полное собрание сочинений.
    Итак, со школой было покончено. А образование моё должно было принять уклон производственного обучения.