Дядя Ваня

Валерий Вяткин
Однажды  летним  вечером  я  пришел  позвонить  с  нефтебазы  своему  старшему  брату.  Дома  у  нас  телефона  нет,  а  услыхать  знакомый  голос  иногда  очень  хочется,  да  и  жизненных  проблем  почему-то  не  убывает.  Честно  говоря,  я  уже  не  помню  ни  суть,  ни  тему  того  разговора.  В  памяти  остался  только  влажный  сумрак  улицы,  скрипучая  проходная  ветхой  конторы,  сплошь  увешанная  разного  рода  плакатами  на  противопожарную  тему,  да  словоохотливый  сторож  дядя  Ваня.
Дядя  Ваня  сидел  на  стуле  у  окна,  опираясь  локтем  на  подоконник  и,  кажется,  задремывал.  Худой,  плоский,  загорелый,  с  деревянным  протезом  вместо  правой  ноги,  но  поразительно  громкоголосый, - он  всегда  производил  на  меня  впечатление  сказочной  русской  простоты,  которая  оставляет  в  романтическом  сердце  людей  искусства  этакую  патриархально-сентиментальную  грусть.
Иван  услужливо  приглушил  репродуктор  в  виде  черного  ящичка,  висящего  на  стене.  Я  позвонил,  побеседовал  с  братом  о  том,  о  сем,  и  мы  с  Иваном  разговорились.
Я  узнал,  что  Иван  много  лет  работал  конюхом  в  сельпо,  потом  завскладом  на  мясокомбинате,  и  очень  ценил  свою  должность,  которая  позволяла ему  иметь  кой-какую  власть  над  людьми.  А  еще  он  очень  дорожил  личной  дружбой  с  директором  мясокомбината,  считая  его  человеком  требовательным,  но  очень  добрым.
- Я  уважал  его  как директора, - пояснил  Иван, - а  он  меня,  как человека.  Хотя  сейчас  к  начальникам  отношение  другое.  Порядка  совсем  не  стало.  Любой  нахальный  работяга  своего  директора  может  на  три  буквы  послать,  и  ему  за  это  ничего  не  будет.  В  наше  время  такого  не  случалось.  Нет.
После  этих  слов  Иван  сделал  недоуменное  лицо  и  посмотрел  на  меня  возмущенно, потому что я  не  смог  сдержать  улыбки.  Иван  на  какой-то  момент  растерялся.  Видимо,  не  знал,  как  мою  улыбку  истолковать.  Потом  зевнул  и  продолжил:
- Бывало,  в  субботу  он  позвонит  мне  после  обеда  и  попросит: «Зайди  ко  мне  Иван,  поговорить  надо».  Ну,  я  склад  запираю  и  шагаю  к  нему  на  второй  этаж.  Зайду,  шутя,  брошу  руку к козырьку,  и  отчеканю  по  военному:  так  и  так  Борис  Моисеевич,  по  вашему  приказанию  заведующий складом  Иван  Карпов  прибыл.  Он  посмотрит  на  меня,  улыбнется  и  скажет  в  ответ:  «Ты,  Иван,  меня  так  не  называй.  Зачем?  Это  при  мужиках  я  тебе  Борис  Моисеевич,  а  с  глазу  на  глаз  просто  дядя  Боря,  и все.  Да  и  то  потому, что  я  тебя  немного  старше».  Постучит  ручкой  по  столу  и  продолжит:  «Тут  вот  какое  дело.  Мне  сегодня  случайно  свежей  рыбки  подкинули.  Ты  пройди  вечерком  через  магазин – пива  прихвати,  винца.  Я  тебе  денег  дам.  Ну  и  рыбы  отложи,  которая  получше.  Скажи  жене,  чтобы  к  вечеру  уху  сварила,  баньку  истопила... Сходим  в  баню,  попаримся,  а  потом  посидим  часок-другой».
- Я  насчет  выпивки  никогда  «против»  не  был, - признался  Иван. – Бегу  скорее  в  магазин,  воду  в  баню  таскаю,  как  будто  к  празднику  готовлюсь. Не  хрен  собачий – директор  в  гости  придет... Настя  моя  все  в  доме  промывает,  проскребает,  тоже  к  встрече  готовится.  Соленья-варенья  из  погреба  тащит,  хорошую  посуду  из  серванта  вынимает.  Короче,  часам  к  восьми  все  у  нас  с  ней  готово.  Настя  моя  отправляется  корову  доить,  а  я  начинаю  в  окошко  поглядывать,  в  дальний  конец  сада.  Где  там  Борис  Моисеевич, - идет,  не  идет?  Уха  уже  сварилась,  баня  жаром  пышет.  Все  на  мази,  как  говорится.
Наконец,  вижу - идет,  с  бельем,  как  положено,  и  с  березовым  веником  под  мышкой.  Значит,  все  хорошо.  Я  собираюсь  скорехонько  и  выбегаю  к  нему  в  сад,  обрисовываю  ситуацию.  Он  улыбается  удовлетворенно.  Баня  у  нас  в  саду  стояла  возле  малинника.  Вот  мы  и  идем  туда  по  саду,  беседуем,  как  равные.  Обо  всем  на  свете  говорим.  Иногда  он  ягодку  щипнет,  иногда  расскажет  что-нибудь  смешное.  Хорошо!
А  парились  мы  с  ним  как!  Ох,  как  парились,  я  тебе  скажу!  Сначала  я  его  веником  луплю,  как  Сидорову  козу,  потом - он  меня.  Потом  опять  я.  Да  на  каменку  плеснем – «бзданем»,  да  по  новой  париться  начинаем.  Эхма!  Как  вспомню – так  мурашки  по  спине  идут.
А  из  бани  вернемся – у  нас  уже  все  на  столе.  Вино,  закуска,  рыба.  Моя  Настя  сбегает,  пригласит  его  жену.  Та  петь  была  мастерица.  И  пошло - поехало.  Иногда  за  этим  столом  до  утра  просиживали,  честное  слово.  Молодые  были.  Да  и  ночь  летняя  коротка.  Мы  с  Борисом  Моисеевичем  по  две  бутылки  на  рыло  убирали  за  это  время.  Да-а-а!  И  ничего.  Веселыми  были,  а  пьяными  нет…  Сдружились,  как  говорится,  стали  чаще  друг  к  другу  заглядывать.  То  они  к  нам  в  гости  идут - то  мы  к  ним.  Жена  у  него  женщина  была  обходительная… Но  люди,  конечно,  завидовали.  Как  не  завидовать.  Бывший  конюх  с  директором  дружбу  завел.  Как  говорится,  из  грязи  да  в  князи.  Стали  болтать,  что  из-за  этого  теперь  у  нас  все  есть.  Не  знаю,  как  другие, - продолжил  Иван, - но  я  своего  директора  уважал,  честно  скажу.  Уважал  и  все,  и  больше  ничего.  Россия  ведь  большая,  в  ней  всякого  сброду  полно.  Если  в  такой  стране  начальников  уважать  не  будут,  что  тогда  начнется?  Бардак.  Неразбериха  жуткая.  Я  так  думаю.
Иван  закурил,  снял  с  головы  выцветшую  кепку  и  бросил  ее  на  стол.  Она  стукнулась  о  дерево  козырьком,  немного  прокатилась  и  плюхнулась  на  пол.  Иван,  кряхтя,  поднял  ее.
- Или  вот  еще  случай  был, - продолжил  он  с  серьёзным  лицом. - Однажды  в  три  часа  ночи  кто-то  стучит  к  нам  в  окно.  Ну,  я,  естественно,  с  постели  встаю  и  к  окну  ковыляю  (без  протеза,  протез-то  некогда  надевать).  Створки  у  рамы  открываю - смотрю,  а  там  Борис  Моисеевич  стоит,  потный  весь  и  испуганный  какой-то.  «Выручай, - говорит, - Иван.  У  нас,  поросенок  в  уборную  провалился,  и  достать  мы  его  оттуда  никак  не  можем». 
Ну  что  тут  поделаешь - выручать  надо  человека.  Собираюсь  я  скорехонько  и  к  нему  бегу.  Захожу  во  двор - вижу,  кружатся  они  с  женой  вокруг  выгребной  ямы,  какой-то  намет  притащили,  лопату,  веревки,  шесты,  но  ничего  сделать  не  могут.  Ну,  я,  естественно,  сразу  к  ним.  Заглянул  в  эту  яму  злосчастную.  Мать  честная!  Да  она  лет  пять  не  чищена.  Говна  в  ней  метра  полтора,  да  все  жидкой  фракцией.  Поросенок  в  нем  плавает  кругами  и  орет  благим  матом.  Килограмм  на  десять  такой  поросенок-то.  Большенький  уже.  Они  его  пытаются  веревкой  подцепить,  поймать  наметом.  Только  он  ведь  живая  скотина:  не  поддается.
Я  смотрел,  смотрел  на  это  дело,  а  потом  и  говорю. – В  голосе  Ивана  при  этом  чувствуется  решительность,  подобная  геройству. – Давайте  мне  веревку,  я  сейчас  за  ним  спущусь.
Беру  у  них  эту  самую  веревку,  которая  вся  в  говне,  обвязываюсь  ей  на  поясе  и  в  этот  самый  сортир  вниз  головой  лезу.  Они,  понятное  дело,  заволновались.  Жена  у  Бориса  Моисеевича  кричит:  «А  что,  если  мы  его  не  удержим?  А  что,  если  веревка  лопнет»?  А  я  им  отвечаю:  «Ну  и  хрен  с  ним.  Опускайте,  и  все  тут,  остальное  не  ваше  дело».  Ну,  они,  понятное  дело,  согласились.  Опустили  меня  на  веревке  в  сортир.  А  веревка  тонкая,  все  кишки  у  меня  передавила - ни  дохнуть,  ни  пернуть.  Да  еще  морда  кровью  налилась,  так  что  в  висках  застучало,  и  глаза  стали слезиться.  Того  гляди,  сам  в  этом  туалете  подохну.  Да  поросенок,  как  назло,  паразит,  шустрый  попался,  скользкий,  сырой,  из  рук  вырывается  и  орет.  От  его  бултыханий  у  меня  вся  рожа  в  говне.  И  ничего  я  ладом  не  вижу.  Но  кое-как  все же  изловчился – схватил  его  обеими  руками,  прижал  к  себе  и  скомандовал  хозяевам,  чтобы  наверх  тащили.  Они  с  женой  меня  и  вытянули... Вот  так  вот  и  сделал  дело.
Ну,  после  этого,  понятное  дело,  Борис  Моисеевич  меня  коньяком  угостил.  Принес  полную  бутылку  и  мне,  говенному,  налил  полный  стакан.  Честно  скажу.  Я  никогда  до  этого  коньяк  не  пробовал.  Вино  как  вино.  Но  одно  я  понял  сразу.  Коньяк,  и  правда,  клопами  пахнет.