Секреты ремесла часть2

Василий Нестеренко
Секреты ремесла часть2
1. Колдун &Co
            С ним меня познакомила моя родственница-режиссёр народного театра. Случилось так, что мне понадобился отливщик напольных ваз. Я один просто не успевал.
       - Пантелей, у меня есть кадр, который желает на тебя поработать.  – Полноватая Дарья Фёдоровна – жена моего старшего кузена – умная женщина и кого попало не посоветует.
       - А что он умеет? Какая профессия?
      - Жора Остроух – он мой актёр. Хороший, талантливый парень. На заводе – сам знаешь – зарплату не платят. Он там то ли слесарем-наладчиком, то ли ещё кем-то таким работал. Но уволился.  Ему нужна такая работа, чтобы вовремя платили и иногда отпускали за свой счёт; он на Кубань ездит подкармливаться –  рыбу в лиманах ловит, крыс водяных – эту…как её? ондатру. Браконьерничает. Но парень честный. 
      - (М-да. Артист, браконьер…) Хорошо. Пусть приходит.
       Через день в мастерской появился смуглый длинноволосый красавец, копия певца Игоря Малежика, но посмуглей. Кроме того от оригинала его отличал большой горбатый нос. Фетровая «пИдорка», напоминающая полушарие баскетбольного мяча, одетая поверх длинных слегка завитых прядей волос цвета воронова крыла, придавала его профилю сходство со средневековым колдуном-алхимиком.
      Георгий легко освоил нехитрые секреты ремесла, но только те, что я ему доверил. Основной секрет приготовления шликкель-жижеля* (в дальнейшем – шликер*: смолотая в шаровой мельнице текучая смесь ингредиентов на основе песка и глины) я никому не раскрывал: зачем плодить потенциальных конкурентов? Да он особенно и не лез в эти мутные дебри моих эмпирико-аматерских познаний. И меня это устраивало.
     Новобранец усердно пыхтел, ворочая, складывая и стягивая проволочными кольцами половинки тяжёлых гипсовых форм, в которые сверху заливался этот самый шликер. И там, где суспензия контачила с сухим гипсом, начинался процесс формовки: глинистая масса загустевала.  После того, как основная часть смеси сольётся в подставленное ведёрко, внутри формы останется лишь загустевшая корка толщиной в 2,5-3мм. Таким образом ещё сырой материал приобретает очертания будущей вазы. Дождись, пока глина слегка затвердеет, чтобы, разняв полуформы, извлечь будущую красавицу из гипсового плена – и полдела сделано.
     Далее следует плавная сушка в тени с мешочком на верхней части тулова, чтобы не «повело» горлышко. Для этого я накупил с десяток гимнастических кругов, положил на каждый целлофан и мешковину кружками такого же диаметра (исключив тем самым возможность  прилипания ещё сырого донышка изделия к металлу подставки) и два раза нА день поворачивал новорожденных на полоборота. Затем следовала зачистка, замывка и обжиг.
     Вы спросите – для чего я всё это описываю?  Так ведь название повести обязывает.
    Поэтому закончу. Глина с мелким кварцевым песком смалывается в шаровой мельнице в течении четырёх-восьми часов. (Первые четыре часа – один песок, который составляет четвёртую часть смеси). Его я подмалываю отдельно и даю выбродить.
  В окончательную смесь, кроме легкоплавких местных осадочных глин желательно добавлять каолин – чтобы изделие отлипало от формы. А ещё я специально езжу в деревню Грушевка, что чуть западнее городка Старый Крым и там, прямо на Красном Мосту, копаю тугоплавкую материковую глину. Она как мёд: так выразился мой наставник Александр; жирная, пластичная, текучая и придаёт черепку насыщенный огненный оттенок. Ещё обязателен электролит: 0,02% смеси соды и силикатного клея. Эта добавка создаёт эффект поверхностного натяжения (взаимоотталкивания частиц) во всей массе суспензии. Остальные нюансы постараюсь вставить в сюжет, так сказать, по ходу пьесы.

– Ефимыч, ты меня отпустишь на пару дней? Позарез надо на Кубань к родичам смотаться. – Мой работник, улыбаясь, осторожно приподнял над турнеткой* (*вращающейся опорой) уже замытую чушку –двухкилограммовый лекиф с двумя ручками у горла. Более чем полуметровое по высоте стройное изделие было ещё очень хрупким.
- Хорошо, только необожжённое изделие берут за тулово.
- Ой! – и в руке моего горе-работничка осталась лишь изящно выгнутая ручка от развалившейся на куски вазы.
    
Перед Георгием у меня в мастерской работала хорошенькая 20-летняя девушка Ладочка Краснова. У нас с ней был роман. Я влюбился как школьник и готов был даже на свадьбу. Но молоденькой леди дышал в спину её молодой дружок. Я это хорошо «просёк» и особо не торопился с предложением.
   Однажды, прямо при ней, ко мне приехал закупщик из Анапы и расплатился наличными. Деньги лежали на серванте солидной кучкой.  Девушка лежала в постели и дала мне возможность снять с её очаровательной попки тоненькие трусики без всякого сопротивления.
   Если б она не пыталась изображать из себя девственницу, то я, конечно же, до сих пор по утрам приносил ей кофе в постель.
   Но её заклинило на этой роли. Я же не стал делать вид, будто ничего не понял, и наши отношения, слава Богу, быстро иссякли.
       Гораздо более сильная связь у меня сохранилась и до сих пор с другой бывшей 20-леткой-музой моих стихов.  Певичка Лёлечка. Роман с ней случился за два года до Лады. Тогда у меня ещё не было своей мастерской.
     – Как ты меня обманул! - улыбаясь сквозь слёзы, однажды заявила мне эта практичная девушка. –
       - Я уже тебя полюбила, а ты оказался нишчим!
 Когда она уходила к очередному настоящему еврею, то оставила мне свои маленькие тапочки и голубенькие занавески на. Они до сих пор висят на единственном кухонном окне вот уже 26-й год. Поизорвались, но в этой комнате почему-то мне всегда было гораздо уютнее, чем в других двух, где нет Лёлиных занавесок... А за тапочками она всё же зашла и мы с ней даже чуть не по..ахались напоследок.
         
          Когда уходила навеки
          Ты тапочки позабыла
          Стоят они среди комнаты
          И не хотят уходить

          Знобило меня под утро
          Как я не укрывался
          Что ли бы валенки верная
          Оставила невзначай

В большой комнате тогда жил мой друг-приятель Игорь
Кид с красавицей Роксаночкой. Именно в тот самый ответственный для нас с Лёлей момент Роксане стало очень плохо. Потом врачи определили внематочную беременность. И один из них добавил незадачливому жениху уже по-секрету: «Вы её просто затрахали». В тот роковой день она лежала в коридоре прямо на полу и была очень бледная. Игорь в ужасе звонил в скорую.
    - Всё против нас! – горестно констатировала ситуацию разогретая предварительными ласками Лёля, одеваясь.
Грустно в суете и неразберихе вдруг навсегда потерять близкого вам человека. Эти два слОва взаимосвязаны. Суета останавливает ощущение времени для того, чтобы неразбериха расставила все необходимые знаки препинания...
    И вскоре у меня случился переброс. То есть в моей жизни появилась аналогичная девушка. Из семьи социального статуса чуть-чуть повыше. Не желая повторять любовную драму, я держал её сознательно на небольшой дистанции. И, хотя особых проблем с её стороны не было, до секса у нас дело так и не дошло.
    Потом уже я понял, что своим пренебрежением мне удалось лишь  раззадорить эту умную, но страстную женщину. И она меня недавно нашла. Двадцать пять лет спустя после последней нашей встречи.
    За эти годы она успела родить, развестись и сейчас готовится защитить докторскую диссертацию. Живёт с таким же лысым мужиком как я, причём в тютельку моего возраста.
    Улана пытается вытащить и мою судьбу из небытия. Она закидывает меня длинными заботливыми письмами и я понимаю, что мы с ней нужны друг другу гораздо больше, чем нашим нынешним половинкам по совместному бюджету.
   Однако вернёмся к основной теме – сюжетной линии «как было». Итак, дальше и по порядку.
   Колдун Жора Остроух пропал на кубанских лиманах всерьёз и надолго. Но ни одной весточкой известить меня о своих планах так и не решился. Ему хотелось, как говорится, и рыбку съесть и рабочее место керамиста при этом за собой придержать.
    Через месяц он объявился на новенькой «Яве» с коляской. Мотоцикл для браконьера – очень необходимая вещь. Но ему хотелось другой судьбы. Более перспективной.
    Поэтому Георгий, посоветовавшись со мной, записался на курсы экстрасенсов. Их тогда у нас в городе вела одна отставная танцовщица.
   - Она мне так и сказала: «Наконец-то ты пришёл, Георгий. Я ждала тебя».
    А потом Жора долго и задумчиво шоркал вазу, моделируя внутренним взором свою будущую блестящую карьеру «а-ля Кашпировский».
2.Мечты и реальность
       Как известно – мысль материальна. Мечтать опасно: мечты сбываются. Тот, кто делает всё правильно, непременно окажется там, где хотел. Ему надо лишь увидеть себя внутри желаемого события, но как бы со стороны.
       У Георгия дела с учёбой пошли круто в гору. Вскоре он по рекомендации поехал учиться к знаменитой кремлёвской целительнице Джуне Давиташвили в Москву, а оттуда сразу на гастроли.
       Но вот что интересно. В моей мастерской осталась его шапочка и я никак не мог найти нового помощника. Я ощущал мистическую связь. Эта фетровая пидорка олицетворяла виртуальное присутствие мага в моей повседневной жизни. Вазы продавались как и прежде – в лёт. Но я запахался, как говорится, в доску. 1991 год. Период бестоварья.  Только успевай производить и стриги купоны. А помощника под рукой нет и не предвидится.
       Тогда я, чисто эмпирически, одним осенним вечером решился на эксперимент. Взял, да и сунул ту шапочку в разогретую печь, прямо на приготовленную к обжигу вазу. Под утро в муфеле создалась температура в 1100 градусов по Цельсию. Затем, благодаря автоматике, устройство обесточилось и стало остывать. В мастерской всю ночь работала вытяжка, но, когда я зашёл, меня окутал жуткий смрад. Пришлось открыть и ворота и двери. Вонь горелой шерсти, казалось, пропитала даже стены.
   Но это были цветочки. Ночью приснился кошмар: будто у меня на окнах в спальне снаружи вместо обычных решёток – стальные жалюзи и они начинают вибрировать. Я вижу пикирующего из сверкающих молниями туч Жорика, за которым тянется шлейф дыма, как за подбитым киношным истребителем. Вот он уже сотрясает  жалюзи снаружи, пытаясь проникнуть ко мне в спальню. Но не тут-то было. Я неожиданно для себя выхожу из собственного тела, поднимаюсь с постели, и, воздев навстречу энергетическому хулигану виртуальные  руки, говорю: «Жора, сам виноват!».
И у него тут же включается «задний ход». Будто кто-то за горящую верёвочку потянул разбушевавшегося колдуна обратно в тучу.
      Вскоре он приехал меня проведать. На этот раз Георгий управлял уже новенькими жигулями последней модели.
   - Пантелей Ефимыч, я концерты тут по всей Кубани даю. А ты как?
    - Да тоже нормально. В Москву мотаюсь.
Он, призадумавшись, плавно приоткрыл веки мне навстречу:
- А не помнишь, где моя шапочка? Я точно помню, что в мастерской её оставил.
- Ой, из-за неё чуть пожар тут не случился. – Оправдываясь, я отвёл глаза. –
Она загорелась. Упала  на печь твоя тюбетейка и вспыхнула.  Приедь пораньше, и ничего такого б не произошло.
    - Это не тюбетейка была, а часть моей головы. – С грустью констатировал гастролирующий  экстрасенс.
   - А как твои концерты, проколы не случаются?
   - Да уже неделю сидим без работы: и я, и бухгалтер и директор. Конкуренты-гады. Это их козни. Однажды свет в сельском клубе во время вечернего сеанса выключили. Время, понимаешь, идёт. Ну, я в темноте и говорю публике: а хотите я на ложках сыграю?
   - Ну и как, сыграл?
   - А то!
- И чем всё закончилось? Деньги назад не потребовали?
- Конечно нет. Я целый час отшаманил на ложках. А когда свет дали, то уже так устал, что – Всё – говорю: – Этими манипуляциями я по принципу бубна всем вам карму на две жизни вперёд почистил, можете расходиться.
      И тут у одной казачки истерика – воды отошли – она беременная была. Представляешь, выкидыш у бабы от перевозбуждения ложками произошёл. На меня после этого в газетах такое журналюги погнали! Короче, налоговики запретили нам концертную деятельность как социально опасную. 
   - А мне кажется, что ты сам не смог, чисто по-колдовски посвятить себя любимому делу, вот и проиграл.
    Это как это, дядя?  - Он пренебрежительно смахнул с колена прилетевшего на нитке паучка. –
- Я себя полностью перестроил. Видишь, даже с клёвой работы от тебя – и то ушёл.
- Хм, ушёл говоришь? А шапка здесь для чего твоя осталась? Небось, чарами-то застолбил и здесь для себя местечко на случай отступления?
- Ну, Пантелей, ну доктор всех наук! (окончание следует)