На мосту Некроманта, 3 глава

Алекс Ленц
Глава 3.


Руану снилось, что он поднимается по бесконечной лестнице высокой башни. Вдоль лестницы были закрытые двери.
Из любопытства Руан открыл одну из дверей.
Дверь вела в бесконечную библиотеку. Как зачарованный, Руан бродил вдоль стеллажей, трепетно брал книги, глядел на страницы и возвращал книги обратно. Здесь были все книги, которые когда-либо существовали в мире, и те, которые так и не были написаны. Здесь был таинственный «Канон» Заракса, единственный экземпляр которого сгорел на костре инквизиции в Камарге: кое-где на страницах еще остался пепел. Здесь была подробная инструкция для пользователей Вечного Двигателя. Здесь были мемуары нерожденного человека. Здесь был огромный фолиант, содержащий Формулу Вселенной, ее обоснование и следствия. Руан хотел приняться за чтение, но вдруг увидел другой том, который привлек его гораздо больше. Да, здесь уже хранилась готовая книга «Сравнительный анализ  иноязычных терминов в сочинениях северных магов второй эры», которую он собирался написать когда-нибудь, уйдя на покой в старости. Руан блаженно вдохнул запах рукописных страниц, погладил пальцем собственное имя на обложке. 
- Боги, как я счастлив, - прошептал Руан. – Ой, надо уходить отсюда. Я так счастлив, что сойду с ума.
За следующей дверью была алхимическая лаборатория, такая же совершенная, как библиотека. Руан постоял на пороге, блаженно осматривая ювелирной точности приборы и редчайшие ингридиенты в чашах, и тихо вышел.
За следующей дверью оказалось полно народу. Все они сидели на длинных скамьях и внимательно слушали лекцию, которую читал Адавар, Великий Некромант второй эры. Мастер был совсем не похож на свою статую; он был невысоким, немного сутулым и носил длинную одежду, которую Руан видел на древних фресках в Атлуме. Адавар говорил:
- …Я расскажу теперь о природе смерти и о том, как получить через нее силу, недоступную никакому магу. То, что жрецы гневливых богов называют душой, на самом деле есть три души. Первая – истинная, бессмертная душа, Sigriel (мастер написал слово транслитом древне-млехнасскими рунами), чистая энергия, которая отличает живое от неживого. Sigriel покидает тело и устремляется через Пределы в бездну Черного Океана. Там она странствует, а затем перерождается вновь. Никто и ничто не в силах пленить Sigriel и вернуть ее из Черного Океана обратно в мертвое тело. Если бы это стало возможным, то открылось бы и подлинное воскрешение – только этому никогда не бывать.
Две другие души – элементальная и сидеральная, - смертны и привязаны к Эль. Элементальная душа остается в теле или близ него, ибо при жизни была она чувственной энергией человеческого тела. Она растворяется в пространстве медленно, и с помощью некромантии можно задержать ее и управлять ею. Сидеральная душа состоит из тонких энергий, она возвращается к любимым существам или местам умершего, к событиям его судьбы, ибо при жизни была вместилищем его мыслей, и чувств, и желаний. Она может исчезнуть, а может сохраняться долго, и управлять ею трудно, но возможно…
Руан не выдержал. Он поднял руку, как ученик, и даже запрыгал от нетерпения на месте. Черный Учитель снисходительно взглянул на него.
- Мастер! – заговорил Руан. – Мастер! Ах, я и представить себе не мог, что смогу обсудить с Вами лично…
- Позже, - сказал Адавар, - мы поговорим об этом позже.
- Мастер, умоляю Вас, только намекните…
- Некуда торопиться. У нас есть Вечность, Руан.
Руан, сам не свой от волнения и разочарования, вскочил и выбежал из аудитории. Он бежал вверх по бесконечной витой лестнице, а навстречу ему то и дело попадались Великие… Ильмаррайнен, который умел разговаривать с волками; Хайдо, светлый рыцарь и защитник слабых; танцовщица Эльдико, которая в танце могла рассказать то, для чего не было слов. Не важно, сколько веков прошло в мире, здесь они не были мертвы – каждый своим собственным путем, они пришли к Вечности и стали бессмертными.
Руан добежал до высокой узорной двери в самом конце лестницы и распахнул ее.
Он стоял на верхушке башни, в снежных горах. Над ним было только звездное небо, под ним – бесконечная ледяная пустыня гор.
Он услышал голос Адавара:
- …Поднимаясь к вершине горы, не слушай гневливых богов, громких и пустых, ибо их сила – во лжи, а их путь – через страх и запрет. Бессмертные знают, что это не боги, а химеры. Оставь ложь, и страх, и несвободу тем, кто боится высоты. Иди через жизнь и через смерть бесстрастно, ибо ни одна душа никогда не утонет в мутных водах Черного Океана…

- Что за бред? – спросил грубый мужской голос.
Кругом была сплошная мгла.
- Откровения Черного Учителя, он же Адавар Нахандор из Тавры, вторая эра… - ответил хрипловатый голос подростка. – Не такой уж бред, между прочим.
Руан открыл глаза.
Над ним склонился высокий светловолосый молодой мужлан. То, что это именно простолюдин, а не маг или дворянин, видно было сразу, по грубому лицу и невыразительному взгляду. В углу с книгой сидел какой-то злобный чернявый подросток. В душной комнате пахло мокрой псиной.
- Где я? – прошептал Руан. – Что произошло?
– У вас, вроде бы, лошадь понесла, - ответил светловолосый. - Телега опрокинулась. Вы с какого-то перепугу засели под Мостом Некроманта, а когда увидели меня, грохнулись в обморок… Припоминаете?
Руан отвернулся.
- Где моя лемурка? – спросил он немного погодя.
- Я запер ее в чулане. Знаете, малость раздражает, когда кто-то навязчиво пытается выцарапать тебе глаза.
- Я хочу ее увидеть.
Светловолосый пожал плечами и вышел. Через минуту послышался дикий визг, и Рикити влетела в комнату так, будто ей дали хорошего пинка. Руан позвал ее, но она забилась под кровать и ничего, кроме злобного шипения, от нее нельзя было добиться. 
- Кто вы такие? – спросил Руан, сидя на кровати.
Противный мальчишка не ответил.
- Яворг, - назвался светловолосый. – Мы с компаньоном приехали сюда по делу. А парнишку зовут Агдель, я и сам с ним не знаком.
- Где ваш компаньон? – ворчливо осведомился Руан.
Эти двое явно не внушали доверия, он понядеялся, что хоть третий окажется достойным человеком. А помощь ему нужна была: как-никак, лошадь убежала, и путь в Камарг оказался опасней, чем думалось.
- Да вот он, мой компаньон. Не такой уж маленький, можно было бы заметить.
Руан посмотрел туда, куда указывал Яворг, и пришел в ужас. То, что он поначалу принял за груду темного меха, оказалось огромным, вдвое больше человека, даяком. Сейчас он спал, развалившись на широкой кровати, но в любую минуту мог проснуться, и тогда… Нет нелюди, сильнее и опаснее даяков! Рикити тоже уставилась на этого монстра, и ее лицо приняло то отрешенно-бессмысленное выражение, которое свидетельствует о парализующем страхе.
- Семеро богов, - Руан слез с кровати и попытался заслонить собой лемурку. - Учтите, что если он бросится на мою Рикити... Я не смогу ее остановить, это может плохо для него закончиться!
Яворг глумливо ухмыльнулся и процедил сквозь зубы что-то вроде “не боись”. Даяк заворчал во сне. Хамоватый подросток поднялся с места и вышел прочь, не закрыв за собой дверь. По ногам прошелся стылый сквозняк, а в носу защекотало от запаха дождя и сырой земли. Потоптавшись еще минуту на полу, Руан зябко поежился и вернулся на кровать. Ему хотелось рассказать о том, что напало на них в дороге возле Моста Некроманта. Но сейчас, в теплой комнате, он уже не чувствовал уверенности, что это было на самом деле. Слишком быстро, слишком странно...
- А что с моими вещами? - спросил, наконец, он. - И с лошадью?
Светловолосый наемник только развел руками, дескать – а я знаю?
- У меня там все имущество, деньги в кошеле на козлах, а главное, библиотека...
- Радуйтесь, что живы остались. Места здесь неспокойные, за месяц неизвестные твари сожрали пятерых человек, - Яворг ногой отодвинул от грязного стола табуретку и сел. - Причем необычно так сожрали. Внутренности вытащили, кости разломали в крошево. Человек как мешок с костяной крошкой...
Наемник взял в руки вилку, воткнул ее в буханку хлеба и повернул, наматывая мякиш на зубцы, как пряжу на веретено.
- И вот тут становится вопрос, господин ученый... Как это можно сделать?
- Не надо подробностей, - скривился Руан, - ради всех богов. Я больше оккультист, знаток ритуалов.
Яворг искоса, с подозрением посмотрел на него.
- Забавно, господин знаток ритуалов. Меня ведь как раз наняли мага искать. Лича местного – древнего и мстительного, как полагается. Не знакомы с таким, а?
Шутки шутками, но эта насмешливая подозрительность незнакомого мужлана начала здорово раздражать оккультиста Руана. Всю жизнь мизантропия и постоянная депрессия заставляли его держаться подальше от любых живых существ, кроме одной-единственной лемурки. Да, конечно, Руан постоянно помнил о своей великой и светлой цели, но это не мешало ему вздрагивать от панибратских прикосновений и избегать любых проявлений человеческих отношений.
- Нет, не знаком. Ни с личами, ни с феями, ни с духом волшебной млехнасской травки, - нервно ответил он. - Вы не знаете, о чем говорите. Объединение сидеральной и элементальной духовных сущностей. Это, на самом деле, тема сложная, слишком сложная даже для ученых Университета, и если вы не умеете писать собственное имя, то я, пожалуй, не буду обсуждать с вами...
Лязгнула сталь – наемник вытащил свой меч из ножен. Раун застыл с открытым ртом. Огромный даяк, мирно проспавший их разговоры, тотчас проснулся и вопросительно взглянул на хозяина. “Все, сейчас прирежут”, - с ужасом подумал оккультист. Но Яворг дал своему рабу какой-то знак, и выскользнул наружу. Даяк остался ждать, не обращая никакого внимания на истеричное шипение Рикити под кроватью.
Через несколько минут Яворг вернулся.
- Странное дело, господин ученый. Парнишка куда-то опять пропал.
- Что тут странного? - пробормотал Руан, с тоской глядя на запертые ставни: даже не поймешь, которое время суток.
- Рассвет уже, - подсказал наемник, - дождь и темень... Что странного, спрашиваете? Да тут много чего странного. Я бы сказал, что видел что-то. Я не фанатик и млехнасской травкой не балуюсь. Уж если я что-то видел, значит, так оно и было, - Яворг пронзительно взглянул на оккультиста. - Я бы взял в долю третьего компаньона. Такого, чтоб разбирался во всей этой бесовщине. Понимаете? Местные собрали достаточно золота, нам обоим хватит.
До Руана не сразу дошло, а когда дошло, он даже засмеялся.
- Да что вы, господин воин. Я – человек мирный, совсем не искатель приключений. Мне надо найти свои вещи, лошадь и проводника, чтобы продолжить путь. Если вы не можете мне помочь, то я поспрашиваю местных.
- А, это пожалуйста, - разочаровано протянул Яворг.
Он поднялся из-за стола и демонстративно распахнул дверь.
- Что ж я вас задерживаю? За хату я плачу, это не гостиница и не приют для ученых господ. А местные - они рано встают. Идите, спрашивайте. Да только не удивляйтесь ничему, господин оккультист. Здесь весело, право слово.