Встреча...

Валерий Хистной
               
   ...Ты  любовь  материнскую  нам  отдала,  словно  птица  от  бед,  укрывала  крылом...
   
  Встреча  эта  не  планировалась,  не  назначалась  и  произошла совершенно  случайно...просто,  два  очень  родных  человека,  в  утро  9  июня  1966  года...вышли,  каждый  из  своей  точки. Но направлялись в одну общую точку... и их  пути  пересеклись раньше,  видимо  так  Богу  было  угодно...
      
  Первый  отпуск,  сроком  на  10  суток,  без  дороги,  рядовой  Хистной  В.И.  получил,  как  отличник  боевой  и  политической  подготовки,  в  праздник  9  мая...прослужив всего-то девять  месяцев! Народ  шутил,  завидуя  однако  несомненно:  « Не  зря  Хиса (армейский  «позывной»)  так  напрягался по службе – отпуск  «родил»,  поздравляем!»  Должен  Вам  заметить  друзья  мои,  когда  зачитали  приказ,  от  радости  «...в  зобу  дыханье  спёрло...»  так,  что  чуть  было  в  обморок  не  грохнулся   солдатик,  но  выстоял,  дослушав  весь  приказ.  Ещё  один  земеля  отпуском  был  награждён  по  имени  Евгений   Зинченко.  Но,  постойка...брат  солдат...Вы  помните  наверное,  что  документы  на  выезд  оформлялись  в  течении  месяца...а  за  это  время...всё  случиться  может.  « Нэ  кажи  гоп,  доки  нэ  пэреидэшь  Чоп.» - очень  верную  поговорку  сложил  народ,  служивший  в  ЮГВ,  по  простому  в  Венгрии.  Бывало  что  отменяли  ребятам  отпуск  по  разным  обстоятельствам,  к  глубокому  сожалению,   но  не  помню  случая  чтобы,  кто-либо  отказался  от  отпуска  сам.

  Выехали  мы  с  Женей  6  июня,  маршрутом:  Хаймашкер – Будапешт – Чоп – Львов –Днепропетровск.  Домой  родным  своим  я  не  писал  об  отпуске,  сначала  чтоб  не  «сглазить»,  а  опосля  вошёл  в  интерес,  внезапно  нагрянуть  и  всех  удивить – так  впечатляет!  Но  мой  интерес,  как  оказалось,  был  эгоистичен:  за  две  недели  до  моего  приезда...умерла  бабуля  Тося... Когда  меня  провожали  на  службу  в  армию,  мы  с  бабулей  оказались  на  кухне,  только  вдвоём...она  поцеловала  меня...перекрестила  и  тихо  молвила: «Не  свидимся  мы  внучик  больше  в  этой  жизни...».  Я  конечно  не  придал  этим  словам  значения  и  весело  пропев: «Через  три,  через  три  зимы,  через  три,  через  три  весны...солдат  вернётся...ты  только  жди,  бабуленька  моя!»...удалился  к  друзьям...Как  человек  мог  предчувствовать...как?!...и  ведь  случилось?!  Не  увиделись...До  сих  пор  гнетёт  мысль:  «Если  бы  бабуля  знала,  что  я  еду  домой,  в  отпуск...возможно  и  перенёс  бы  Бог  её  кончину.»   Болела  она  сильно,  тринадцать  лет  колола  сама  себе  в  живот  инсулин,  ослепла  перед  смертью,  не  могла  вставать...а  было  ей  всего  60  лет.
       
  Поезд  Львов – Днепропетровск,  подкатил  к  Днепрдзержинску,  выдохнул  из  себя  пассажиров,  прибывших  по  месту  назначения,  меня  в  том  числе,  за  две  минуты  остановки.  Глубоко  вздохнув,  что – то  буркнув  гудком  своим,  покатил  дальше  к  Днепропетровску,  с  Женей  мы  расстались,  пожелав  друг  другу  счастливых  10  дней,  вокзальные  часы  показывали  7  утра.  Подхватил  чемоданчик  с  подарками,  без  подарков  никак,  не  положено,  из  загранки  тем  более,  хоть  сувенирчик,  самый  маленький,  но  всем  родным!  Кто  помнит  ручки,  уже  шариковые,  «перевёртыши»,  перевернул – девушка  разоблачается,  до  пояса...перевернул – одевается,  открытки,  значки  всяко – разные,  импортные.  Денег  у  солдата  не  много,  да  и  не  скопишь  много  в  первые  месяцы – очень  кушать  хочется,  режим  с  непривычки  сказывается.  Но  в  нашем  взводе  было  правило:   отпускникам  скидывались  по  братски – солдатски,  кто  сколько  может,  без  обид,  взамен  отпускник  привозит  своим  земелям  посылки  от  родителей,  по  возможности  и,  если  таможня  даёт  добро.  Кстати  о  таможне,  к  солдатам  и  сержантам  относилась  лояльно,  а  вот  «кусков»,  так  в  те  времена  именновались  сверхсрочники,  «пощипывали»,  типа  делиться  с  ближними  надо,  так  велит  Всевышний. 

  Солдату  положен  был  бесплатный  проезд  в  вагоне  общем,  кто  ездил  знает.  что  это  есть  такое – общий  вагон,  ни  вздохнуть, ни пукнуть,  простите  за  откровенность.  А  вот в купе  у  проводницы...совсем  другое  дело...правда, пришлось подарить  девушке пару колготочек-"сеточек," ну очень модных в те времена. Она потом  шептала  в  моё  ухо...в  перерывах... «...да  ты  сам  подарок,  милый  мой...».  Так  "изголодался"  солдатик – то,  за  девять  месяцев  службы,  да  за  месяц  стресса  перед  отъездом  в  отпуск.   – Пятиминутка,  Босс  рассказывает  коллегам  как   прошла  воскресная  охота:  « Смотрю  кабан  бежит,  я  его  «бах»... лежит!  Но  зачем  мне  целый  кабан,  отрезаю  ляжку,  и  на  плечо...смотрю,  ещё  кабан  бежит,  «бах»...лежит,  отрезаю  ляжку  и  на  второе  плечо!»  Зазвонил  телефон,  Босс  ответил,  поговорил,  положил  трубку:     «Так  на  чём  я  остановился?»    « Вы  сказали:  одна  ляжка  на  левом    плече,  другая   на  правом ...»      « А,  ну  да...и  я  её  так  «вдул»,  что  с  неё   бедолаги, парик  слетел!» -  У  моей проводницы  были  натуральные  волосики,  везде...где  положено   быть  им,  волосикам...               

  Ну  и  я,  подхватив  чемоданчик  с  подарками,  кстати  по  чемоданчику  было  видно,  что  солдатик  служит  в  загранке,  наклейки  об  этом  рассказывали,  импортные,  пешком  по  утречку  заспешил  домой.   Благо  от  вокзала,  до  дома  ходьбы  было  минут  двадцать,  иду  значится,  предвкушаю  радость  встречи,  волнуюсь  конечно,   время  раннее,  спят  ещё  возможно,  родные  мои. Отец  уже  встал, он всегда рано просыпается...Вдруг  послышалось...имя  моё  произносят...как  бы  вопрошая...  «Валера?!...Валерочка?!...Сыночек!?..»....и  голос,  голос...знакомый,  родной,  очень  родной  голос,  очень  любимый  голос,...голос  МАМЫ  моей... Я  обернулся...да  это   МАМА!!!  моя  родненькая  Ненько...в  руках  у  неё  две  авоськи...заполненные  продуктами  с  базара...авоськи  выпадают  из  рук  Мамы...она  устремляется  ко  мне... «Сы-но-чек,  родненький...ты?!?»   Я  опускаю  чемодан  и  к  Маме...навстречу... «  Ма-му-ля!!!»,обнимаю  её...и  мы  минут  пять  стоим,  молча...пытаясь  осознать...что  это...как  это...мамуля  пытается  что-то  спрашивать,  рассказывать...я  тоже  вступаю  в  разговор.  Наконец -  то  мы  осознаём,  что  эта   встреча  явление  невероятное...но  я - это  я,  а  Мама – это  моя  Мама  и  это  явление,  хоть  и  явление,  но  очевидное.  Я  поднял  авоськи,  чемоданчик  и  мы,  счастливые,  Мать  и  сын,  отправились  домой.  Дома  Мама,  взяла  мою  фуражку,  и  войдя  в  комнату,  улыбаясь  спросила: «Догадайтесь,  кто  пришёл  в  этой  фуражке?!»   Голос  Отца: « Вася,  кто  ещё,  но  почему  так  рано?»   Я  вошёл  в  комнату:  « Валерка!?  Откуда  ты?! Почему  не  писал,  что  в  отпуск!?»  «Лерочка,  братик,  родненький!?»,  раздался  девичий  визг  и  на  мне  повисла  моя  любимая  сестричка  Светочка.

     В   то  лето,  как  и  всегда,  на  отдых  прибыла  семья майора, Василия  Ивановича  Хистного, брата Отца, и семью  сегодня,  в  день  моего  приезда,  ждали  в  гости  на  обед,  но  в  обед,  а  не  с  утра.  Отсюда  и  ранний  поход  Мамы  на  рынок,  надо  же  подготовиться  к  встрече  с  родными.  До  рынка  тоже  минут  двадцать,  Мама  решила  пройтись:   "Скупилась,  иду  себе  тихонько,  размышляю,  что  сварить  на  обед»,  поведала  мамуля  нам,  «вижу  впереди  солдатик  переходит  улицу,  с  чемоданчиком,  повезло  какой – то  маме, думаю, сыночек  на  побывку  приехал,  счастливая...пригляделась...очень  знакомая  походка  у  солдатика,  и  ножонки  с  кривизной,  как  у  Леры  моего...Господи,  так  это  же  он...вот  фуражечку  снял...жарко  стало...он,  конечно  он  сыночка  мой,  белоголовый...мой  сынок,  мой  родной...Валера!?...Валерочка!?...Сыночек!?»
Разве  такую  встречу  можно  забыть!?  Никогда!!!

 Твои ладони пахнущие домом, твоя улыбка, с грустью пополам и я, твой сын, прощенья просящий у Бога...и у тебя прошу прощенья Мам..
               
                В.Хистной

   Тамара Алексеевна Хистная-Ткаченко, ушла от нас 07.11.2002г. Мир праху её...