На армянской свадьбе не воруют невесту

Сергей Марфин
Прихожу утром на работу, а мне с порога выдают задание: Нужно написать об армянской свадьбе, приходил отец жениха, заказал газете статью. Так я и попал на незабываемый армянский праздник вдвоем с нашим фотографом.

Времени до свадьбы оставалось мало, и я срочно обратился за помощью к интернету. Встретился и подробно расспросил родственников о традициях на армянских свадьбах. Пока читал и слушал, стало интересно увидеть торжество в реальной жизни. 

Как только Арсен Африкян впервые увидел Кристину, приехавшую в Старый Оскол из Еревана в гости к дяде, он понял: любовь с первого взгляда - это не сказка для безусых юношей и не красивые слова. Ему, младшему сыну Ерванта Грантовича Африкяна, давно уже пора было обзаводиться семьей, и он сделал девушке предложение. Дальше все шло своим чередом: венчание, поездка в ЗАГС и застолье, на котором собралось более 200 гостей.

Армяне, независимо от места проживания, стараются придерживаться национальных традиций. Кристина и Арсен Африкян решили сыграть свадьбу, строго соблюдая все обряды. Были там и кавор и каворкин, и ишхан, и шабаш. В результате получилась нормальная армянская свадьба.

Шумный и многолюдный, веселый свадебный пир проходил в зеркальном зале старооскольского механического завода. Песни о любви пели артисты армянского оркестра, специально приглашенного из Воронежа. Музыканты по древней традиции за работу получали "шабаш" - деньги.

На столах не было свободного места - салаты, копченые куры, зелень, красная и черная икра, лаваш, шашлык и, конечно же, блюда национальной кухни. Они составляли примерно половину праздничного меню.

Вот бастурма - копченое мясо с перцем, хашлама - вареное говяжье мясо на пару, а кюфта напоминает известные нам фрикадельки. Как большой деликатес подается ишхан - форель, которая водится только в озере Севан. Ее специально для торжества привезли из Еревана. Армяне говорят: «С ишхан хоровац, жареной на вертеле, ничто не сравнится».
            
Отец жениха, Ерванд Грантович Африкян, открыл застолье, предложил наполнить бокалы и выпить за здоровье молодых. Несмотря на многочисленные тосты (за родителей, многочисленных живых и умерших родственников, за Родину и тех, кого нет рядом), никто не пьянел. Напиться до бесчувствия у армян считается бесчестьем и великим позором, после которого навсегда теряется уважение родственников, друзей, знакомых. «Ереван - единственный город Советского Союза, который не имел и до сих пор не имеет вытрезвителей», - с гордостью говорит Арман, зять Африкяна.

Поэтому традиционно и очень серьезно родственники подходят к выбору спиртного. Коньяк на столах - из Армении, водка - только высшего качества, вино - элитное.

В отличие от русской, на армянской свадьбе не принято воровать невесту. Зато Кристине пришлось пройти через весьма забавный ритуал. Невеста берет на руки младенца - мальчика или девочку, в зависимости от того, кого хочет она и ее муж. А так как Арсен очень любит свою мать, Кристина «заказывает» девочку, и кладет ей в кармашек деньги, чтобы желание сбылось.

Примечательно, что за молоды¬ми на протяжении всего вечера внимательно следят крестные отец и мать - считается плохой приметой, если кто-то хотя бы раз пройдет между ними.

Танцуют все, кроме жениха и невесты. Рассказать о танце невозможно, его надо видеть. Оркестр с каждой минутой увеличивает темп. Из круга выходят по одному, по двое танцоров, вытирая пот. Большей частью это мужчины. Остаются только женщины, и между ними идет соревнование, кто останется единственной. Ноги мелькают так, что за ними не уследить, а ритм все нарастает и нарастает. Зрелище, доложу вам увлекательнейшее. Наконец осталась одна девушка и, глядя на нее, не было заметно, что она сильно устала. Не знаю, кому как, но мне зрелище понравилось до такой степени, что я не выдержал, подошел к ней,  и наговорил приятных слов.

И только в конце вечера  в центр зала вышли молодые, исполнив единственный танец, во время которого мужчины дарили невесте шабаш. За этим процессом специально следил один из ближайших родственников. Когда деньги перестали умещаться в руке невесты, их клали на поднос. Обычно шабаш собирается очень большой, иногда подаренные деньги полностью покрывают расходы на свадьбу.

Теперь о традициях стоит рассказать подробнее.
Главную роль во всех свадебных церемониях играют кавор и каворкин - посаженые, или крестные отец и мать - наиболее уважаемые на свадьбе люди. Каворство в армянской семье считается наследственным и переходит из поколения в поколение. Исключения допускаются, если, например, молодая женщина рожает только девочек, ее дети умирают младенцами, или она остается бездетной. В этих случае считается правильным сменить кавора, который был главным на свадьбе такой неудачницы.

За несколько дней до свадьбы отец жениха вместе с тремя-четырьмя близкими родственниками идут к кавору, чтобы получить его согласие на организацию свадьбы. После этого они отправляются в дом невесты и решают с ее отцом организационные вопросы: уточняют число и состав гостей, обсуждают меню.

Утром, в день венчания, отец жениха и братья едут за крестным. С ними могут ехать и женщины, но только не мать жениха. В доме крестных накрыт стол, играет оркестр (аккордеон, барабан-дголь и флейта-зурна), сопровождающий свадебный поезд во время всех передвижений и остановок. Гости просят хозяина, чтобы он стал крестным отцом на свадьбе, и процессия возвращается в дом жениха, где их ждет небольшое застолье.

Ну, а пока мужчины пьют, едят и слушают музыку, крестная, родная мать и другие женщины помогают невесте одеться, поют восхваляющие ее песни. Подружки при этом шутят. Могут, например, объявить, что невеста не может идти, мол, подвернула ногу, или украли туфли. Кстати, если кому- то действительно удастся украсть обувь, то каворкин должна выкупить одну туфлю.

И вот торжественный момент - невесту выводят к жениху. Под тосты и пожелания «Чтоб вы состарились на одной подушке!» они целуются. На пороге молодых обычно поджидает младший брат невесты или другой родственник, и с кинжалом преграждает дорогу. Кавор откупается от него деньгами. А если денег не хватает ему помогают родственники.

Затем свадебный кортеж едет в церковь. Во время венчания кавор зажигает две свечи. Они потом некоторое время погорят на столе новобрачных, и вновь будут гореть при крещении детей, символизируя семейный очаг и жизнь. После венчания их дорога лежит в ЗАГС, оттуда - к дому жениха. Свидетеля¬ми при регистрации выступают крестные отец и мать.

У дома жениха при встрече молодых свекровь перекидывает через плечо каждого лаваш, дает им по ложке меда, или кусочку шоколада, чтобы жизнь была сладкой. На пороге она ставит под ноги две новые перевернутые тарелки, принесенные из дома невестки.

Согласно старинному обычаю, первым должен разбить тарелку муж (Арсен и Кристина сделали это одновременно, подчеркнув равенство в семье). Кусочки тарелок берут незамужние девушки и вечером кладут себе под подушку. Если ночью им приснится парень, значит, до свадьбы недалеко.

Что касается приданого невесты, то его могут привезти в дом жениха через неделю, месяц или даже ко дню рождения первого ребенка. Свекровь отмечает это событие золотыми подарками для хнами - матери жениха. Кстати, для армян неважно, каким будет приданое. Невестка может прийти в дом жениха, имея только постельные принадлежности и одежду. Главным в армянской девушке считается не достаток, а уважительность к семье новых родственников. Остальное - приложится!

Уставшие от всеобщего внимания, Арсен и Кристина уезжают домой. Впереди у них - долгая счастливая жизнь. Позади - прекрасная свадьба, которой предшествовали многочисленные национальные обряды.

P.S. У Арсена и Кристины растут двое детей. Старшей Рузанне - 10 лет, Ерванту – 6 и ожидается третий ребенок. По ним можно вычислить, как давно писалась статья.