XXII. Рассказ о клерке и его любви

Роберт Рем Человеческая Трагедия
Роберт Рем
ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ
трилогия
© 2009 – 2012

Книга вторая
ВРЕМЯ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЯ,
или
Ночь могущества

роман

ЧАСТЬ III
ПОСЛЕДНИЕ ЗАПОВЕДИ




XXII
Рассказ о клерке и его любви

     Когда молодой человек живет в нужде и перебивается незначительными заработками, играя перед публикой на музыкальных инструментах, исполняя разные мелодии, он часто решает бросить это занятие и получить более жизненную профессию, которая приносила бы ему деньги. Вскоре он может познакомиться с девушкой, которая со временем может стать его женой: она может его полюбить с первого взгляда, все больше узнавать его как человека хорошего, возвышенного и благородного, и ее любовь к нему будет расти с каждым днем. Он может стать спокойным, счастливым, потому что все в жизни станет налаживаться, он получит работу клерка, заработок его тоже начнет расти. Но вскоре могут настать перемены. Судьба и люди могут вмешаться в ход его жизни и изменить ее кардинально. Одна женщина может поднять мужчину, другая женщина может его погубить…
___

     Жил как-то один клерк. Каждое утро он собирался на работу, а субботу и воскресенье проводил дома с женой. Жили они, жили, иногда мирно, иногда в ссорах, но любили друг друга. Жили они в доме родителей клерка. И между женой клерка и его родителями сложилась неприязнь.
     Однажды он устроился на новую работу и увидел, что там практически одни молодые девушки. Стал он работать в этом учреждении. Так он ходил на работу, девушки ему уделяли внимание, и ему было приятно. И все же он грустил по тому поводу, что с женой у него жизнь дальше не развивается, а здесь сидят такие красавицы.
     Жена его то работала, то увольнялась и подолгу сидела дома. Детей у них не было, хотя прожили они вместе несколько лет. Отдельной квартиры у них также не было, работа опостылела и от этого грусть съедала клерка.
     И вот однажды случились торжества по случаю праздника и все работники отмечали его в специальном месте. Там были кушанья и питье, играла музыка, были танцы, в общем, было весело.
     А на тот момент жена клерка в очередной раз бросила работу, и теперь сидела дома и смотрела телевизор. Она была в мрачном настроении – наверное, оттого что оказалась в таком положении, – «дулась» на своего мужа, и ей было подозрительно отпускать его на вечеринку. А муж видел ее злое выражение лица и говорил: «Я иду на такую вечеринку своей компании впервые, а ты не раз ходила на подобные вечеринки в тех местах, где работала раньше, так что же плохого в том, что теперь и я схожу?»
     Жена перед его уходом захотела с ним близости, причем заявила об этом таким тоном, что у мужа это вызвало протест и нежелание (хотя они были верны друг другу). Он подумал, что она хочет этого намеренно, чтобы у него этого не случилось на празднестве или после него, и зло осек ее. Он подумал, что она не рожает детей, сидит дома, они испортили отношения с родителями, он несчастен, и неужели он не может развеяться – и ушел в злобе на жену, окружающую обстановку и улыбнулся в душе предстоящему празднику.
     Там было весело, все ели, пили, гуляли, танцевали, общались. Девушки уделяли ему внимание, а он им. Он танцевал с ними и даже просил включать больше медленной музыки, чтобы танцевать с девушками. Воздух разгорячился, голова тоже – от выпитого. И все было, как казалось ему, великолепно.
     И вот, сидя за столом и разговаривая с одной девушкой – сотрудницей в его фирме, при грохоте музыки, он узнал от нее, что она его любит: она была в сильном подпитии и рассказала ему, как это случилось: как только он вошел к ним – всем девушкам он очень понравился, а она его сразу полюбила.
     А он вспоминал ее глаза, когда она общалась с ним по рабочим делам и понял, что все это так и есть. И вдруг ему показалось, что эта милая девушка так нежна, что ему захотелось ее обнять: он пригласил ее потанцевать, и она мигом согласилась.
     Так они танцевали, прижимаясь друг к другу, ощущая гармонию своих тел, запах друг друга. И вдруг неожиданно девушка подняла к нему голову и стала его целовать в губы, а он ей стал отвечать, и оба так жадно, страстно и нежно это делали, что в голове клерка помутнело: от выпитого, от страсти и от нежности он перестал осознавать окружающее. У него было такое чувство, что есть только он и она – а вокруг пустота и никого нет. Сладость пробежала по его телу. Потом они разговаривали, опять танцевали и опять целовались. Затем он решил проводить ее, ибо боялся отпускать ее одну. Они сели в машину на заднее сиденье, сообщили водителю адрес, машина поехала, а они снова стали целоваться и обниматься. Это было счастьем. И в то же время его посещали сдерживающие мысли – о том, что будет дальше: как они будут работать в одной фирме, как ему быть со своей женой, что сейчас они пьяны и не следует это делать на нетрезвую голову, и он промолчал в ответ на ее предложение познать друг друга.
     А затем, после того, как она вышла из машины, окинув его, как ему показалось, холодным взглядом, он поехал домой, приехал уже под утро и уснул рядом с женой. На следующий день жена с ним не разговаривала, а смотрела телевизор. Он обращался к ней и заигрывал, словно спрашивая и умоляя: «Ну покажи мне свое отношение ко мне: любишь ты меня или нет?», но она холодно сторонилась и не отвечала на его мысленный вопрос, а лишь смотрела в голубой экран телевизора. И это предопределило все дальнейшее.
     Он лежал в другой комнате и вдыхал запах той девушки, который остался на его теле, и был счастлив в своих воспоминаниях и предвкушении будущего.
     А через несколько дней жена оттаяла и проявила ласку, они пошли вместе на торжество по случаю дня рождения ее брата, но он уже был далеко в мыслях и от этого торжества. Он начал притворяться, что весел, изображал радость на лице – но ему это опостылело. И он все решил. Решил разрубить этот узел одним махом и развестись.
     После, в один день – а было это как раз в канун Нового года – он все сказал жене: что не может с ней дальше жить и что им нужно расстаться.
     Она вдруг поняла всю необратимость того, что может случиться, и стала умолять его одуматься и подождать, не совершать необдуманных поступков, плакала и молила его, но теперь уже он был холоден и непреклонен.
     И оба встретили этот Новый год по отдельности: она в своем родительском доме, он – в своем; она – в ожидании худшего, он – в предвкушении лучшего, но с опаской, хотя и с надеждой. Но оба – в слезах.
     Так проходило время. Клерк общался с той девушкой на работе, провожал ее, они целовались, но дальше не заходили; жена его – жила в доме родителей и терпела притеснения брата и его подруги, а также безразличие своей матери. Клерк же жил один и предвкушал будущее счастье и новую жизнь, которая будет радостной и счастливой.
     Постепенно он задумался, а та ли эта девушка, что ему нужна в жизни дальше – взыграл страх того, что он может совершить, бросив жену. Он смотрел в ее глаза при вожделенном поцелуе, а она на него смотрела как-то по особенному, и ему вдруг показалось, что на него смотрят холодные глаза змеи, однако он отогнал эти мысли, ибо они мешали его наслаждению. Он вспомнил, что было в последнее время у него с женой и как это было скверно: не развивающиеся семейные отношения, отсутствие детей и отдельного жилья, и вспомнил, что ощутил с новой девушкой. Он сказал себе: «Да, это она и я ее хочу». И она говорила ему, что хочет его познать. Но он не торопился, ибо думал, что не сразу нужно познавать друг друга, поскольку трудно будет установить настоящее единение в любви. И эта девушка говорила ему, что не торопит его и не тянет, и от этого он испытывал к ней глубокое уважение, и его мысли летели к ней все быстрее и быстрее.
     Так они продолжали общаться, и время шло. Он ей раскрыл свою душу, свою ранимость, хотел, чтобы она приняла его всего, но она вдруг стала постепенно от него отдаляться. Он пребывал в раздумье, порывался к ней, писал любовные письма, говорил, что хочет ее и обожает. Но она как-то раз сказала ему, что приняла решение «нет» и укорила его отсутствии порыва, спонтанности.
     Он горевал от своей влюбленности и что так все сложилось. Но все сложилось именно так, как сложилось – ведь каждый вправе принимать решения за себя сам, а не надеяться, что за него это будут делать другие.
     Он стал жить один – стал ходить в кино один, вдруг закурил, слушал печальную музыку и размышлял, почему его отвергли, и часто слезы струились из его глаз.
     Случилось так, что он как-то помог своей жене. Потом они разговорились – а прошло уже больше двух месяцев со дня их разрыва. Они оба стали переосмыслять свою жизнь, многое стали понимать. И они сошлись. Стала она к нему приезжать украдкой от его матери, которая уже вернулась из поездки. И он почувствовал свободу своих новых отношений с нею, хотя теперь она была его бывшей женой.
     Он ходил в магазины, покупал себе одежду, размышлял, делился своими размышлениями с женой (не будем здесь ее называть бывшей) во время их встреч – когда заходил к ней на работу, а она выходила к нему, и они стояли на улице или шли в парк, – всячески помогал ей в нужде.
     И как-то он подумал, что, может быть, новый уровень их отношений поможет им начать все заново. Так они жили – каждый сам по себе – но встречались и познавали друг друга, и были очень радостны и довольны. И понял он, что любит ее, что она – единственный человек на земле, который принял его таким, какой он есть, со всеми изъянами и недостатками, оттого и любовь к ней была большой. Но в то же время он задумывался, как сделать так, чтобы жить отдельно от всех, вдвоем с нею – а на это у него не хватало денег, но можно было что-нибудь придумать. А было уже лето, и он съездил вместе с нею смотреть и выбирать жилье. Можно было взять кредит, и расплачиваться с ним он мог себе позволить. И ходили они в кафе, и были новые ощущения, как будто не было разрыва. Но что-то было тревожно.
     А та девушка, на работе у клерка, его, как ему казалось, возненавидела (хотя ничего не знала о его новых отношениях с женой), наверное, из-за своих страхов перед возможным счастьем с ним или оттого, что он отступился от нее – а он это сделал спустя несколько месяцев после своих бесплодных попыток и усилий. Он подумал, что если он ей безразличен (а она говорила ему, что он ей нравится внешне и как одевается, но ее к нему «не тянет»), то хоть и питает к ней чувства, нужно оставить все как есть. И оставил… И она порой приходила в бешенство. Но это уже ее проблемы, ибо каждый делает свой выбор, а не предоставляет делать его другим за себя. Он сделал выбор в ее пользу, а она его не выбрала, о чем ему и сказала.
     Так вот и складывалась жизнь у клерка: новая девушка его отвергла, старая и проверенная жена – приняла и простила. Но что-то все равно было не так.
     И жена ему однажды сообщила, что хочет с ним поговорить о них обоих. При встрече она сказала, что делает выбор в пользу другого мужчины, которого она узнала недавно. Она думала, что тот ей поможет в ее душевных исканиях, найти себя, даст новую жизнь и ощущения.
     Так они – клерк и его жена – и расстались окончательно, хотя и продолжали общаться, но уже как друзья.
     Клерк очень переживал, проливал слезы и катался в истерике три дня, не выходя из дома, а потом в течение многих месяцев плакал, но никто этого не видел. Много слез было им пролито и много горестей испытано. И он стал мудрым, что это заметила его бывшая жена и как-то сказала ему об этом. Постепенно он стал привыкать к сложившемуся положению. Ведь нужно было продолжать свою жизнь. И жизнь продолжалась… Но он уже был один. Он стал другим. С работы его уволили, и он потерял возможность взять кредит на квартиру. Он гневался, злился, раскаивался, проливал слезы, и жизненная сила его постепенно угасала…
     И можно высказать следующее: все проходит, счастье – постоянно; горе у супругов тоже пройдет, его нужно только переждать, а не бежать друг от друга, как крысам с корабля. Супругам всегда нужно быть внимательными друг к другу. Женщина может поднять, женщина может и погубить. Мужчина может раскаяться. А женщина должна его принять и простить. Оттого и мудрость: не все то любовь, что кажется, не все хорошо, о чем думается как о хорошем, и не все то плохо, о чем думается как о плохом. Все, что совершается – предопределено. Однако каждый может сделать свой выбор и изменить предопределенность… И получать следствие своих поступков и дел – как хороших, так и дурных.

Продолжение: http://www.proza.ru/2013/04/13/1849

Вернуться к предыдущей главе: http://www.proza.ru/2013/04/13/1818