Шанхайский дневник. День четвертый

Дина Мильнер
А какой он, настоящий-то Шанхай? - спросите вы. В смысле, как обычные люди живут?
Обычные люди живут на окраине и в пригородах и ездят в метро, которое переполнено, хотя в нём 350 станций – в Шанхае 25 миллионов жителей, но сдается мне, что их может быть больше, поскольку слышала о приезжающих из провинции «незарегистрированных», прямо как у нас в Москве…

Средняя зарплата, что средняя температура по больнице, конечно, но нам была озвучена цифра в 1000 долларов, что для Китая, конечно, очень круто. Квадратный метр жилья в центральном Шанхае стоит от 10 000 долларов за метр. Вообще  цены тут «московские», образно выражаясь.

Владимир говорит, что все коренные шанхайцы живут в пригородах. Но их очень мало осталось, потому что в основном все «понаехавшие».

Проезжали мы и мимо трущоб. Трущобы или «старый Шанхай» представляют собой ветхие двухэтажки, с облупленной штукатуркой, рядом висит бельё, какие-то мешки валяются, покосившиеся вывески… Похожи на трущобы в Пекине. Или лучше так – все трущобы примерно одинаковы. Их потихоньку сносят и, зачастую, рядом высятся красивые, новые многоэтажки.  Но надо отметить, что местные трущобы сильно замаскированы близлежащими небоскребами или просто нас по не сильно трущобным местам возили…

Автомобилистам здесь нужно платить за номер авто, и стоит это удовольствие около 12 000 американских денег. Таким образом,власти пытаются регулировать поток машин, но, якобы, эта мера не сильно работает  - всё равно покупают номера, либо ездят в другой город и платят там, меньше.

Про номера Владимир нам выдал шутку. Цифра четыре в Китае несчастливая, потому что совпадает с иероглифом «смерть». Цифра восемь – наоборот, поэтому те, у кого есть деньги, покупают номера с цифрой «восемь»,очень богатые – с двумя цифрами «восемь», а с тремя цифрами  «восемь» номера покупают уже дураки, - сказал Владимир. Видимо, стоят ну очень больших денег.

Я не увидела ни одной пробки за всё время пребывания там, на что Тина мне заметила « Они есть-есть, просто вы не проезжали по городу в самый час-пик». Любой мегаполис этим страдает. Но так как устроены здесь магистрали и само качество дорог– несравнимо, если говорить о том же  в отношении Москвы. Москву вообще уже какое-то время накрыл транспортный коллапс и понятие «стоять в пробке» там значит именно «стоять, не двигаясь». В любом случае, и меня, и делегатов, поразило качество дорог в Шанхае и за его пределами.

Еще новостью для меня стало, что китайцам платят пенсию. До этого, слышала, что здесь вообще такого понятия не существует и дети ответственны за обеспечение своих родителей. Ну вот, оказываются, что платят и в Шанхае вполне себе пристойную – минимум 400 долларов, а так бывает и 700-800… Мужчины выходят на пенсию в 60 лет.

Прозвучала и еще одна шутка на предмет возраста и цен. Когда у кого-то из пожилых людей спросили, когда же они отдадут Богу душу, те ответили, что нескоро: им проще и  дешевле дом новый построить, чем место на кладбище купить – больно дорогие у них там места…
 
Немного про нашего гида. Ему 46, но дашь от силы 35. Его родители приехали в Шанхай из деревни, но он родился уже здесь, поэтому считает себя коренным Шанхайцем. Сейчас родители живут в пригороде, а он, с их помощью, 10 лет назад купил себе квартиру в самом центре, четырехкомнатную, 165 квадратов. Наших строителей потрясла эта цифра. Меня, если честно, тоже. Вообще-то, это  -хоромы, по самым разным меркам. Жена у него работает в налоговой. Наши начали дружно отпускать шуточки по поводу связи между покупкой квартиры и работой жены, но он, улыбнувшись, сказал, что это заслуга родителей…

Вернемся назад. Мы едем в конгресс центр, который  в районе небоскребов Пудунг. Он находится в отеле, где останавливался Путин во время своего шанхайского визита. Красные ковры, живопись современная на стенах. Все китайцы в сборе. В будке сидит напомаженный переводчик в костюме с ноутбуком. Я просила поменять переводчика вчера. И с этим я тоже разговаривала по телефону. Он очень бойкий и деловой. Но… Увы и ах. Переводчик также лепил горбатого всю конференцию. Я вжалась в стул. Огляделась. Бедные делегаты усердно пытались вслушиваться и понимать перевод. Потом сохранять серьезное выражение лица было невозможно, и я начала ржать. Ровно как и все остальные. Он странно говорил по-русски, путал ударения, и всё это звучало безудержно комично. Из записанных перлов:

-Через ремонт они уютно там живут (о старых отремонтированных зданиях)
-Строитель там строИл (ударение на последний слог)
-Вы надеть защитные шапки (это о касках на стройке)
-Вы должны приехать к нам. У нас очень большая пирожнаЯ (о привлекательности инвестиций в китайское строительство)
-Они очень четко сосчитают вас (о строительной смете)
- Поэтому это большая трудА (о количестве трудозатрат)
- Если это жильё люди не могут там живут (Если в этом жилье люди не могут жить…)
Финальная фраза, вдавившая меня в стул, была: мы должны урегулировать урегулировАние. Учитывая, что букву «р» китайцы в принципе не выговаривают, то это была личная победа переводчика: он её вышептал. Но что значит сия фраза?

Жесть, товарищи, это была жёсткая жесть, и  я совершенно не знаю, как решать проблему специализированного переводчика в Китае. Есть вариант – русский человек с китайским, но стоит это в два раза дороже (учитывая, что и китайцы недешёвые).

В какой-то момент между выступавшим китайским министром и пожилым инженером в отставке разгорелся жаркий диалог. Во всяком случае, мне так показалось. Министр дежурно оттарабанил какие-то цифры и статистику, и был готов уйти, как тут вступил  в дискуссию инженер. Мне показалось, что министрова теория и инженерова практика слегка не совпали. Как это обычно бывает. И, похоже, инженер, был рад представившейся возможности, прижать министра к стенке.

Тина тоже добавила свои пять копеек, сказав, что здесь куча налогов, и это ее больная тема, как владелицы бизнеса. Есть там у них налог на бизнес, который надо платить в любом случае, неважно, есть у тебя маржа или нет…

После конференции мы поехали в известный итальянский ресторан – Lavazzo. Он стоит на набережной, был чудный день, и радости моей не было предела. Европейская еда – это то, чего всегда так не хватает делегатам в Китае, поэтому мы стараемся выкручиваться каждый раз. Но она, в силу экзотичности, там дорогая и странная. В чем я лично и успела убедиться, съев  итальянско-китайский Цезарь и пасту. Кофе вообще подали в большой бадье и растворимый. Итальянцы бы умерли от горя. Но зато в ресторане сидели явно продвинутые шанхайцы и обедали в «итальянском ресторане», как москвичи в "японском":)
 Тина, фотограф и инженер, кстати, сели за отдельный столик, и им принесли коробочки с рисом и еще какой-то «нормальной» для них едой…
 
Потом наши ребята поехали на строящийся объект, а я решила, что мне там делать ну абсолютно нечего в своем черном платье и на каблуках и отправилась гулять по набережной –день стоял изумительный! Увидела знакомую стеллу и подумала, что дойду пешком до отеля.
В какой-то момент поняла, что иду куда-то не туда. Остановила двух молодых ребят. Они мне начали показывать в разные стороны, щебеча по-английски. Девушка посоветовала сесть на метро и доехать одну остановку или поймать такси, или доехать на пароме.
«Хочу пешком», - твердила  я.
«Тут на метро одна остановка», - уговаривала она
«Поймаю такси», - смалодушничала под конец я.
Метро, иероглифы, не, в другой раз…

Пекинский "такси-синдром" шевельнулся внутри, но всё обошлось благополучно: таксист легко нашелся, он  сказал пятьдесят, я сказала сорок, - и он меня повёз. Вёз он меня по-китайски: мне всё время казалось, что сейчас в мой бок кто-нибудь въедет, но почему-то я была совершенно спокойна и даже делала фотки по ходу движения. А теперь финальный аккорд: таксист меня наколол неимоверно. Эта поездка стоит чуть ли не 10 юаней на самом деле и еще: не садитесь в бордовое такси в Шанхае, на них работают обдиралы. Выбирайте любые другие цвета.

Вечером у нас китайский цирк. Сам зал расположен в пятизвездочном отеле. Как обычно, наслаждаюсь дорогой. Сама трасса, как я уже говорила, великолепная. По ходу, гид указывает на еще кучку объектов, представляющих туристический интерес – Народная площадь, оперный театр, выставочный центр, центр Дружбы Народов…

Нас привозят к месту. На шоу группами заводят исключительно иностранных туристов.
Само шоу представляло собой ряд акробатических и комических номеров. Видно было, сколько труда нужно для того, чтобы сделать под аплодисменты всё то, что делали эти гуттаперчевые   мальчики и девочки с прекрасной координацией. У одного парня не получился финал номера. Он влез опять на канат и всё-таки сделал его. У китайцев железная воля. Они большие - большие трудяги и молодцы!

Мы возвращаемся в отель. Хочу foot-massage, но в отеле он стоит неприлично больших денег. Решаю отложить этот вопрос на «потом».


Небоскребы и солнце (простите, крутила телефоном по неопытности):

http://www.youtube.com/watch?v=-PPUgOiTeYg

Набережная:

http://www.youtube.com/watch?v=-shy_E4Ofjg&feature=youtu.be