Дина Рубина

Майя Уздина
В современной русской литературе не так много фигур, которые вызывали бы настолько полярные оценки. Одни числят ее по разряду «массовой словесности», отказывая в праве на сколько-нибудь серьезное отношение со стороны критики, другие полагают, что по мастерству сюжетостроения, колоритности персонажей, точности и сочности описаний у Рубиной сейчас мало соперников в отечественной прозе.

Знакомство произошло давно.  Оно началось с романа «Синдикат». Меня так заинтриговала эта книга, я восторгалась ею,   не  обращая внимания,  на некоторую затянутость, невнятность композиции. Меня поразил стиль автора. Ироничность,  колоритный язык, грубоватое чувство юмора, яркие персонажи. Плюс к тому авантюрные сюжеты и умение доступно говорить о сложных вещах, остроумие, гротеск. Это было новое, не известное мне восприятие жизни. «Синдикат»-это роман о сахнуте, где  реальность вместе с автобиографичностью  превращают  роман в   пасквиль. Книга произвела настолько сильное впечатление, что почтой я отправила её в Москву подругам.


С тех пор я стала читать Дину Рубину. Прошло много лет. Она много работала. Книги появлялись на прилавках. Автор иногда выступала на телевидение. Я уверена, что главная книга её впереди, но и о том, что  уже вышло из под пера   можно коротко поговорить.
Лучше всего Дине Рубиной удается то, что она знает и любит, то, что ей интересно. А интересны ей старый Ташкент, местечковая Винница, вечный Израиль. Интересны ей люди, те, кто ее окружает (неважно – художники, писатели, старые евреи, освободившиеся зэки, пьяницы, беспризорники).


Для меня романы Рубиной – это, прежде всего, рассказ о среде, времени и пути. Мне они интересны, потому что я вижу в ее героях моих друзей и мое окружение. Наиболее интересными для меня стали книги: «На солнечной стороне  улицы».Этот роман перекликается с  другими ее произведениями  в  малой прозе, как  «Вот идет Мессия!».  Рубиной  великолепно удались не только автобиографический советский Ташкент («На солнечной стороне»), но и советские Киев («Почерк Леонардо») и Винница («Голубка») , и  израильские зарисовки.


Дина Рубина - популярная писательница,  она профессиональна, современна. Ей присуща  старательная проработка профессионального контекста (  живопись и фальсификации в «Белой голубке Кордовы, в «Почерке Леонардо» – цирк); толика мистики и другие.
Остросюжетность, а этим приёмом  Рубина владеет виртуозно,  не является самоцелью для автора.  Но почему-то, когда я читала «Белую голубку Кордовы»,  обращали на себя внимание не только культурно-исторические детали  а невольно вспоминались хорошо написанные детективы. Куда отнести, скажем, тексты Переса-Реверте, к чьей «Фламандской доске» напрямую апеллирует «Голубка»?  «Не прожитые» Испания и Америка у Рубиной издают узнаваемый запах глянцевого путеводителя. Главного героя романа «Белая голубка Кордовы» сравнивают с «великим комбинатором», но это не совсем так. Бендер – человек без прошлого и будущего, и в этом большая часть его загадки, а история художника, создающего копии великих, дана на протяжении пяти веков, детство и юность Захара выписаны с тщательной филигранностью. Гордый, одаренный, неординарный главный герой, симпатичный автору; его специфическое отношение к общечеловеческой морали, оправдываемое автором; жизнь в эмиграции.

 
 Главный герой – это герой трагическо-романтический, эдакий Печорин наших дней: умный, действующий в одиночку, давший обет добровольного отказа от творчества, страдающий от потери матери и лучшего друга, всю жизнь ищущий свою единственную и неповторимую. Но в отличие от классического героя такого типа он практически не рефлексирует. Не сделав никому ничего плохого, он погибает в тот момент, когда наконец написал «свою» картину и нашел одновременно мать/сестру и любимую\


«И здесь  творчество Рубиной находится на границе очень достойной беллетристики и «высокой» литературы. Но благодаря хорошей литературной выучке и опыту произведения Дины Рубиной  не являются  чисто детективами.  Да, Как только Рубина касается чего-то, что не чувствует или не знает столь хорошо, сюжет получается провальным. «Внешние» линии у нее, несмотря на всю их мастеровитость, достаточно шаблонны. Однако именно «внешние», выдуманные герои позволяют держать массового читателя в напряжении.» Давид Гарт.


За 30 лет работы Д. Рубиной ,  многое в литературе и восприятии литературы изменилось.
Очень хочется, чтоб главная книга Дины Рубиной ждала читателей впереди. И чтоб ради массового читателя, талантливый мастер не терял того лучшего, что  нам  уже известно.

Послесловие:

Несколько дней назад начала читать новую книгу Дины Рубиной "Русский кенор Желтухин". Наслаждаюсь красотой и образностью русского языка. Сочно, ярко, колоритно ведётся рассказ о семействе. И за  героями книги дышит история, которую мы ощущали долгие годы. Перед читателем проходят разные города,такие
живые:Алма-Ата, Одесса... Очень советую прочитать.



Литературные награды

Премия Министерства культуры Узбекистана за пьесу «Чудесная дойра» для театра музыкальной комедии, написанную ею совместно с поэтом Рудольфом Баринским в конце 70-х годов XX века в Ташкенте, по мотивам узбекских народных сказок.
Премия им. Арье Дульчина (Израиль) за книгу «Один интеллигент уселся на дороге».
Премия Союза писателей Израиля за роман «Вот идёт Мессия!».
Российская премия «Большая книга» за 2007 год[ за роман «На солнечной стороне улицы».
март 2008 — премии  Благотворительного фонда Олега Табакова за рассказ «Адам и Мирьям», опубликованный в журнале «Дружба народов», № 7, 2007 год.
апрель 2009 — премия «Портал», лучшее фантастическое произведение (крупная форма) за роман «Почерк Леонардо».

 Произведения
 Романы
 
1996 — «Вот идёт Мессия!» ИЗД Ретро СПб
1998 — «Последний кабан из лесов Понтеведра»
2004 — «Синдикат», роман-комикс
2006 — «На солнечной стороне улицы»
2008 — «Почерк Леонардо» Серия: Собрание романов Д. Рубиной. Издательство: Эксмо, твёрдый переплёт, 464 с., тираж 75100 экз., ISBN 978-5-699-27962-3, 978-5-699-27369-0
o 2008 г. Серия: Большая литература. Издательство: Эксмо, твёрдый переплёт, 464 с., тираж 75100 экз., ISBN 978-5-699-27369-0
o 2009 г. Серия: Большая литература. Издательство: Эксмо, мягкая обложка, 576 с., тираж 25000 экз., ISBN 978-5-699-32916-8
o 2010 г. Издательство: Эксмо, твёрдый переплёт, 464 с., тираж 4000 экз., ISBN 978-5-699-41815-2
2009 — «Белая голубка Кордовы» Издательство: Эксмо, твёрдый переплёт, 544 с., тираж 80000 экз., ISBN 978-5-699-37343-7
o 2010 г. Издательство: Эксмо, мягкая обложка, 704 с., тираж 80000 экз., ISBN 978-5-699-40684-5
o 2010 г. Серия: Большая литература. Издательство: Эксмо, мягкая обложка, 704 с., тираж 20100 экз., ISBN 978-5-699-44056-6
2010 — «Синдром Петрушки». Издательство: Эксмо, твёрдый переплёт, 432 с., тираж 100000 экз., ISBN 978-5-699-45611-6


 Сборники повестей и рассказов


1980 — «Когда же пойдёт снег…?»
1982 — «Дом за зелёной калиткой»
1987 — «Отворите окно!»
1990 — «Двойная фамилия»
1994 — «Один интеллигент уселся на дороге»
1996 — «Уроки музыки»
1997 — «Ангел конвойный»
1999 — «Высокая вода венецианцев»
1999 — «Астральный полёт души на уроке физики»
2002 — «Глаза героя крупным планом»
2002 — «Воскресная месса в Толедо»
2002 — «Во вратах твоих»
2003 — «Несколько торопливых слов любви»
2004 — «Наш китайский бизнес»
2008 — «Астральный полёт души на уроке физики»
2008 — «Итак, продолжаем!..»
2008 — «Мастер-тарабука»
2008 — «Чужие подъезды»
2008 — «Холодная весна в Провансе»
2008 — «Камера наезжает!..» повесть
2009 — «Любка»
2010 — «Миф сокровенный…». Издательство: Эксмо, твёрдый переплёт, 432 с., тираж 4000 экз., ISBN 978-5-699-41269-3
2010 — «Больно только когда смеюсь». Издательство: Эксмо, ISBN 978-5-699-43666-8; 2010 г.
2010 — «Адам и Мирьям». Авторский сборник. Издательство: Эксмо, твёрдый переплёт, 416 с., тираж: 4000 экз., ISBN 978-5-699-39797-6
2010 — «Фарфоровые затеи»
2011 — «Душегубица»
2012 — «Окна», Эксмо
 Эссе
1999 — «Под знаком карнавала»
2001 — «Чем бы заняться?»
«Я — офеня»
«Я не любовник макарон, или кое-что из иврита»
«Под знаком карнавала»
«Позвони мне, позвони!»
«Дети»
«А не здесь вы не можете не ходить?!»
«Чем бы заняться?»
«Майн пиджак ин вайсе клетка…»
«Иерусалимский автобус»
«Послесловие к сюжету»


 Интересные факты

Дину Рубину назвали в честь Дины Дурбин — американской киноактрисы, звезды Голливуда 1940-х годов.
Сюжет и жизнь героев её романа «На солнечной стороне улицы» тесно связаны с Ташкентом 40-х — 60-х годов XX века.
Рассказ «Цыганка» основан на реальной семейной истории писательницы.
Дина Рубина стала автором трех вариантов «Тотального диктанта», который прошел в 2013 году[.


 Фильмы по произведениям Дины Рубиной


2004 — На Верхней Масловке
2006 — Двойная фамилия
2009 — Любка
2011 — На солнечной стороне улицы[
«Наш внук работает в милиции». Производство киностудии «Ўзбекфильм»

 Примечания

Рубина Дина Ильинична
Музыкальная школа имени В. А. Успенского.
Первый рассказ шестнадцатилетней писательницы, напечатанный в журнале «Юность», назывался «Беспокойная натура» и был опубликован в 1971 году в разделе журнала «Зелёный портфель».
Научная библиотека УлГТУ: Дина Рубина


 Дина Рубина: моя карьера началась с трёх слов
Сайт Дины Рубиной: биография
Дина Рубина: «Любовь — это годы, прожитые вместе» МК № 62, 1 сентября 2008 г.
Дина Рубина — лауреат премии «Большая книга» 2007 г.
Сайт Дины Рубиной ::: Новости
Премия присуждается деятелям театра — актёрам, режиссёрам, педагогам, театроведам — за значительные успехи в педагогике и науке.
Михаил Крутиков Дина Рубина. Синдикат журнал «Народ Книги в мире книг», № 52 Август 2004
Александр Френкель Спасибо, Дина, за правду!; Евгений Мороз О бедном «Синдикате» замолвите слово…; журнал «Народ Книги в мире книг», № 54 Декабрь 2004
Анна Шварц На солнечной стороне памяти booknik.ru, 26 июля 2006
Дина Рубина в гостях у Лены Батиновой и Вадима Тихомирова, Радио Маяк (18 октября 2010). .
Евгения Квитко. Дина Рубина: Смотришь на полки со своими книгами, и хочется повеситься, MIGnews.com.ua (29 ноября 2007). .
Тотальный диктант | Тексты диктантов..
«На солнечной стороне улицы». О фильме на портале компании KoBura Film Production


 Ссылки

В Викицитатнике есть страница по теме
Дина Рубина
Официальный сайт Дины Рубиной
Дина Рубина. Автобиография
Интервью с Диной Рубиной: «Израиль — это миф»
Интервью с Диной Рубиной для журнала «Истории», беседовал Константин Криницкий
Интервью с Диной Рубиной, беседовал Евгений Кудряц
Интервью с Диной Рубиной: «Моя карьера началась с трёх слов», беседовала Варвара Богданова
Дина Рубина в Журнальном зале