Праздники детства

Геннадий Ростовых
     Во время войны  в деревне мало было праздников. Не до них было. Только справляли под доклады и концерты местной самодеятельности советские  даты: 1 Мая, 7 Ноября, 8 Марта и Новый год. В эти дни вечерами в школе собирался народ. Нередко из района приезжали с докладами «представители».  После доклада «ставили» спектакли  или  «давали»   концерты.

   Но наряду с этим традиционно помнили ( и  кто как могли) отмечали  религиозные праздники - Пасху, Рождество, Троицу, Крещение.   Детвора любила весёлую Масленицу. На Святки по домам ходили ряженые. Это были своего рода «игрища».

   Затруднения встречались  с определением точных дат проведения   старинных религиозных праздников, которые были «не в числе». Таких, как Пасха, Родительский день, Троица и еще какие-то. Календарей  даже настенных не было, не говоря о церковных. Но, тем не менее, как-то «докапывались до истины», высчитывали, определяли по воспоминаниям. И справляли кто как могли.

   Наиболее радостной, оживлённой и праздничной  по настрою души была пасха. К «светлому воскресению» готовились заранее. Даже при той бедности, что была в войну, в этот праздник на столах появлялись  «изысканные» кушанья : крашеные яйца, творог, а то и сметана, у кого-то мясные блюда, жареная на сковороде картошка, молоко, калачик хлеба. Как это удавалось сберечь матерям и бабушкам - только им известно.

  Ещё за неделю до пасхи, в «вербное воскресенье» меня бабушка отправляла в лес за пихтовыми ветками и вербой. Мать накануне с дресвой мыла пол, прибиралась в избе, расстилала под порогом пихту,  пихтовыми лапками украшала угол, где стояла единственная икона. Из бумаги, окрашенной вместе с яйцами в луковом пере и просушенной над печкой, делали всей семьёй  цветы,  привязывали их к веточкам вербы и  приколачивали в «переднем углу» к стене. Изба сразу оживала и становилась «нарядной» и праздничной. На душе  зарождалась какая-то необъяснимая радость, торжественность.  Понятия  религиозности  мы не испытывали.  Я, помню, в детстве всегда смеялся над тем, как по понуждению бабушки, в первый пасхальный день, неумело и торопливо молилась  перед иконой  наша мать. Смеялся оттого, что  весь год до этого не видел её молящейся. Бабушка иногда шёпотом читала какую-то молитву перед сном, а иногда и по утрам, и это воспринималось как должное. Я привык видеть, как,  тоже изредка, садясь за стол, и выходя из-за стола, крестились дед  Федот и бабушка Анна. Вот, собственно, и весь наш «курс» приобщения к  религии.

   Но пасха была для детворы самым радостным праздником. Наступала долгожданная весна. Появлялись просохшие под солнцем первые проталины. На них и под крышами во дворах  мальчишки и не редко заядлые  старики  «резались» в бабки. Над деревней звенели  песенные голоса молодёжи. Это  девчёнки и мальчишки «зыбались» на качелях. Нередко за компанию к ним садились на качели матери и даже бабушки – «вспомнить молодость». Была радость на душе от всеобщего хорошего настроения.

  В пасху, по давнему обычаю, люди при встрече вместо повседневного приветствия  «Здорово!» говорили друг другу: «Христос воскрес!», и как пароль отвечали: «Воистину воскрес».        Женщины при этом ещё и целовались. И мужики были не прочь целоваться с ними, особенно с «молодками». А те  сквозь смех шутили: «Гляди-ко, старый хрыч не забыл ещё как это делается».  «А я ишшо и не то помню !» - бахвалился  «старый        хрыч».
  Разве такое забудется?

    И был в ту пору ещё один большой всеобщий праздник. На трудодни давали зерно.  Хоть и называли то зерно «злыднями», «охвостьем», но как бы не называли, а был это - хлеб. Долгожданный  и    потому,  как праздник – желанный.

   Изголодавшиеся за весну и лето  на пучках да «подбойках»  колхозники быстро сушили зерно на печах, несли его на мельницу, а на утро  из труб  домов уже расстилался над деревней ароматный дух свежеиспечёного хлеба.