Людмила Олехнович. Боречка и Ирочка. Внуки

Борис Олехнович
 Боречка и Ирочка.
                Картинки  из детства.
                (Записки бабы Люды)
                Моим  внукам- с любовью

        Август,1993 года, 29-е
Смотрим с Боречкой  фильм о Христофоре Колумбе. Перед  этим  шел сериал о рабыне Изауре, где она непрерывно прыгала в окно.
Рассказываю ему об открытии Америки. В это время на экране невеста Колумба для свидания с женихом прыгает в окно.
Боря(3,5 года): «Так это что, Изаура что ли?»

Ирочка (2года)  после передачи «Спокойной ночи, малыши!»
поет:  «Одеяла и КАдушки ждут ребят….».

Боря(5,5лет): «Люда, сколько  я прожил?»
Ира (4,5 года): «Как ты не понимаешь, сколько тебе лет, столько ты и прожил!»

Ира (4,5 года): «Люда, купи мне шоколад, который тает во рту, а не в руках» (из рекламы).

Валя Балала –моя сваха, Танина мама, с которой у меня удивительные отношения: мы абсолютно родные,- рассказывает. Ира ударилась об шифоньер: «Валя, я ударилась об шкаф!... Не могла убрать!»

Боря и Ира (хором)- Маше (кузине): «Московская недвижимость всегда в цене!» (из рекламы).

 Ира: «Люда, мы сегодня будем  разБиваться?» ( Я обычно зову их к себе на занятия –развиваться).

Боря (занятый своим делом-лежащей бабе Муре): «Отстань!»
Ира: «Боря, когда ты будешь старенький дедушка и будешь лежать, тебе приятно будет, если твои дети буду тебе грубить!?».

Ира разбила чашку возле бабы Муры  и ждет, что я буду ее ругать.
Я (спокойно): «Ирочка, ничего, посуда бьется к счастью. Теперь мы все будем очень счастливы».

Боря: « Люда, а знаешь, какая Тоня (жена деда Ирочки и Боречки  Жени Олехновича)  счастливая,  я ей столько чашек перебил!»

Ира (которую разбудили идти в садик): « Дайте скорей темные очки, а то мне окно прямо в глаза лезет!».

                Сентябрь,1993 года,2-е
Мама Таня полезла под швейную машину что-то починить. Ира (заходит): « Мама, мама, ты куда залезла, ты же не папа, а мама!».

Ходили 1 сентября в церковь во дворе. Там только крестик, а комната разрушена, еще ничего не создано. Священник опаздывал. Мы подождали час, дети замерзли, и я увела их домой. Ира упала, немного сбила локоть. А дома  сказала, что упала у Машиной школы. ( Она слышала, что Маша пошла в школу и, увидев Машу около помещения церкви решила, что это Машина школа).
               
                Сентябрь,1993 года,18-е
Ира (с трудом сдерживая обиду): « Боря, ты почему закрыл дверь? Ты что, не видел, что я за тобой иду?!»

Ира: « Люда, тебе читали  в детстве, а почему ты нам не читаешь?»

Октябрь,1993года, 17-е
Читаем «Денискины рассказы», « Что я люблю и что я не люблю».
Я: «Ира, а ты что не любишь?»
Ира (немного подумав): «Я не люблю, когда надо становиться на стул и читать стихи, которые плохо помнишь».
- А что любишь?
- Я люблю, когда приходят крестные к маме на День Рождения.

Водила внуков к врачу на УЗИ сердца.  Вечером, когда шла за ними на танцы  в РИИЖТ, то  было уже темно, а я с ними разминулась. Потом папа Боря нашел меня с ними в клубе. Я спросила: «Как же вы шли, ведь было страшно?»
Ира (4,9 лет, грассируя «р») ответила серьезно: «Было темно, мы с Борей были вдвоем, и Боря держал меня за руку».


                Октябрь,1993года, 30-е
Боря(5лет , 11мес., берет глобус): «Люда, давай выбирать, куда мы поедем, когда ты нам в следующий раз купишь билеты».

Баба Люда (смотрит КВН) – Ире и Боре: « Тихо! А то когда вы будете смотреть мультики, я тоже буду разговаривать».
Ира (через какое-то время) бабе Муре: « Тихо! А то когда вы с Людой буде смотреть КВН, мы тоже будем разговаривать».

                Декабрь, 1993года, 9-е    
На днях Боречка (6лет) сказал: «Я не люблю врачей. И не люблю, когда из пальца выбирают кровь. Я не люблю врачей, кроме Рубена. Потому,что я МНОГО ЛЕТ его знаю. (Рубен  Матвеевич – хирург в поликлинике РИИЖТа, чуть чего, мы к нему.)

                Март,1994года
Ира (5лет, 11мес., поет): «А я люблю военных,
    Красивых, здоровенных.
                Еще люблю крутых,
    Красивых, деловых!»

Ира (5лет, 11мес., падает артистично): «Ух, лаку нанюхалась!»

Еще из высказываний Иры:
- Я ног перед собой не чувствую….
- Знаешь, Люда, Оля из моего садика хочет влюбиться в Борьку...(хитро смотрит).               

 Ира поцеловала бабу  Муру.  Мура попросила еще. Ира спросила:
«Долго мы будем целоваться?»
Апрель,1994года
Ира  и Боря стоят на  балконе.
Боря: «Люда, я ходил в школу, там была другая Люда (подруга мамы Тани), у нее сын Максим (7лет), только она не старая».
Ира: «Ну, а у тебя другие дети (имеется  в виду  взрослые), да, Люда?»

Ира одна дома, смотрит в глазок: «Людочка, мамочка мне не
разрешила никому открывать, а сказала, что Люда откроет сама.
Ты, если хочешь, открой и посиди со мной».
                Май,1994 года
Ира(5,5лет, перед сном): « Боря, сколько раз ты поцеловал Люду?»

                Май,1994 года
Был концерт выпускного музыкального класса в клубе РИИЖТа. Ира открывала, играла на пианино. Затем играл Боря, а потом с Ирой в четыре руки - вальс. Маша Кузьменко – Квакина (кузина) играла в четыре руки с мамой. Затем группа детей пела, а другие играли на ксилофоне, барабане и т.д. (ансамбль «Мажорики»). Затем Боречка играл на барабане, а другие дети пели. Замечательный классический концерт! Молодец Татьяна Юрьевна! (Машина, Борина и Ирина учительница музыки).

                Июнь,1994года,3-е
Был «выпускной вечер»- «утренник» в детском саду. Малыш   
 ( Боречка) идет в школу! Воспитательница сделала на сцене пароход, который шел в школу, в жизнь. Дети сходили на «берег» и участвовали в концерте. Пели, танцевали под песню «Фаина-на».
Малыш был «боцманом» в верху корабля, у штурвала. Затем был «факиром»- выполнил просьбу «досточтимой публики»: был накрыт стол яствами (бананы, клубника, черешня, масса тортов).
«Крутые» мамы снимали  все это на видеокамеру «Panasonic» и поляроиды.  А потом девочки- выпускницы (малышня) под музыку «Упала шляпа» танцевали в костюмах, как взрослые барышни, а мальчики-выпускники в это время ели (все как во взрослых компаниях). Уговорила немного потанцевать Боречку.
 Малыш (Боречка), взрослый, 6 лет, 7 месяцев…..


                Август, 1994года
Ира (4,6лет, после рекламы Лени Голубкова: «Я не халявщик, брат, я- партнер , брат»): «Люда, прочитай мне, что меня ждет  завтра».
Я: «У водолеев улучшение отношений с партнерами».
Ира (радостно): «Люда, Я не халявщик! Я – партнер!»

Реклама: «Папа умный, папа акции купит».
Ира (увидев папу, копирует рекламу): « Папа умный, папа акции купил и Ирочке платье купит».


                Май,1995года,11-е
Накрыла стол в честь своего Дня Рождения. Говорю: «Поздравьте Люду». Ирочка(6лет,4мес.): «Желаю тебе хорошо учить и хорошо учиться».
                Май,1995года,27-е
Боречка закончил 1-й класс.

   Июль, 1995года

Ирочка  с Борей приехали из «Радуги». Ездили сами, были в 8-м отряде. Начальником лагеря была преподаватель физкультуры с моей кафедры  Таня Поддубная, она присматривала за ними. Наталья Викторовна Соковнина (декан) звонила в «Радугу»,  узнавала, как внуки  Людмилы  Борисовны Олехнович?
Ответили: «Самостоятельные, все делают сами, никаких проблем»
Все-таки молодцы  Боря и Таня, у них все нормально с воспитанием детей!
Ира(6,5лет, после приезда из лагеря):
- У меня такое впечатление, что все дети во дворе – дети из лагеря.
 - Можно я пойду погуляю около корпуса (дома)?
-Люда, когда ты была маленькая, ты знала, что мы родимся?
-Люда, а ты бы хотела быть маленькой, тогда бы и мамочка твоя Мура была. (Моя мама, прабабушка Ирочки и Боречки, профессор медицины, первая женщина- профессор города Ростова-на Дону  Мария Александровна Уколова  умерла 26 декабря 1994года).
- Люда, ты запишешь, а моя мамочка будет читать, когда будет старенькая, какая я была в детстве.

                Октябрь,1995года
Я- Боре (8 лет) говорю: « Пойду  вниз, посмотрю, чем вас кормить».
Ира, Боря: «Не надо, мы ели!»
Я: «А днем?»
Они: « А днем мы потерпим!» (  Я смеюсь сама себе: «Дети подземелья!»)
                Осень 1995 года
Ирочка в День Учителя (5 октября1995года) получила свою первую в жизни оценку - «пять»  по математике.               

Боречка впервые  16 октября 1995 года прочитал текст  по английскому языку и получил «пять»  в День Рождения моей и  папы Бориной учительницы английского языка Марии Артемовны Лепиховой. Такое вот совпадение.
На вопрос: «Как в школе?», Ира отвечает: «Кайфово».

Ира учится в первом классе - учитель Николай Валентинович.
Боря учится во втором классе - учительница Нина Михайловна.
Она уже не очень молодая, кажется, пенсионного возраста, но замечательная. Среди ее учеников есть профессора, которые в начальную школу ходили с куклами и сидели с ними на уроках. «Ну и хорошо, я не возражала, может,куклы им помогали»,- говорит Нина Михайловна.

                Ноябрь,1995года,20-е
Боречке исполнилось  8 лет. Были Олехновичи с внуком Женечкой Линенко. Ему 2 месяца без десяти дней. Копия Боря-маленький.
Что я и сказала. Назвали в четь деда Жени. Ирочка с Машей
танцевали профессионально, как взрослые.

                Ноябрь,1995года,22-е
Сегодня  Ирочка пришла из школы и визжала от восторга: «Люда, я получила в дневнике 15! (3 пятерки). По русскому, математике и чтению! Николай Валентинович сказал, что ему нравится, как я занимаюсь. А стишок «Хорек» (мы учили поздно вечером, а Ира  плакала, спать хотела, устала, но стишок повторила 5 раз). Николай Валентинович сказал, что я буду читать на концерте! А я  сказала: «Я  поражена!»
 Я говорю Боречке: «Догоняй Ирочку, у нее уже и по прописям пять!»
А Боречка мне: «Подожди, это у них еще контрольных не было!»


       Декабрь,1995,12-е
Ирочка(6лет,11месяцев) реагирует на мою реплику, что у меня грипп, мне плохо, я умираю…
-А когда ты нас учила, тебе же не было плохо? Нет! Учи нас и живи!

Ирочке новая  учительница по английскому сказала привести пример слова на окончание «нг».
Ира: «sing»
Учительница: «А теперь фразу!»
Ира: «Рarrot can sing»
Учительница: «Откуда ты все это знаешь?»
Ира: «Меня  бабушка учит!»

Ира: «Людочка, извини, что я тебе сегодня не принесла вкусненького, мамочка еще не испекла».

                Декабрь,1995 года,29-е-  Январь,1996 года, 1-е               
Ирочка и Боречка выступали на моей новогодней елке в ДГТУ
29.12.1995. Боречка был Буратино, Ирочка - Мальвина, с голубыми волосами. Они заработали обед. Там был холодец. Ирочке досталось мало. Она спросила: «Почему так мало ЛЕДЕНЦА?»
Принесли подарки Боре и Ире от Деда Мороза. Боря спросил: «Почему Дед Мороз пишет Людиным почерком?»
Елка имела грандиозный успех, и было много народу, несмотря на грипп в городе. Родители звонили друг другу и говорили:
« Пойдите, посмотрите, вы такого не видели!»
Сваха Валя сказала: «Лучше этой елки уже не будет. В школе была убогая». Потрясающе играли  Галя Басилаева и Валя Кирюшичева.
Молодой баянист Сережа восклицал: «Я таких женщин еще не видел! А эту, эту, как зовут?» (о Кирюшичевой). Я: « Валентина Андреевна».
Он: «Валя, Валя, какая талия! Я от нее тащусь!» Согласился работать с нами бесплатно («только за общение»). Я вспоминаю и улыбаюсь.
Александр Сергеевич Егоров (зав. кафедрой химии РГМУ, который занимался с большим Борей при поступлении в вуз, мой коллега, которого я «держу» за доброго друга), принес моим  внукам шикарную коробку конфет.
Михаил Ефимович Ниворожкин  (директор комплекса кафе и столовых ДГТУ) сказал: «То, что вы делаете, это  фантастика! Это должен видеть Бог!»
      Сын нашего декана Наталии Викторовны Соковниной (12лет): «Я был в цирке, но цирк ничто в сравнении с этой елкой».
  Люди говорили: «Откуда эти артисты? Где они еще играют?
Как? С подготовительного отделения? С факультета? Все с одного?
А с какой кафедры? С кафедры  Поддубной?» (на то время я заведовала кафедрой, но Татьяну Федоровну Поддубную – преподавателя физкультуры, начальника детской смены спортивно- оздоровительного лагеря «Радуга»- знал весь институт, так как многие  у нее  учились. Татьяну знали взрослые и дети). Я часто спрашивала Борю   и Иру: «Как я могла отпустить вас одних в 5 и 6 лет в лагерь? Без взрослых?» Они отвечали: «А мы были не одни, а с тетей Таней Поддубной!» (Это с начальником-то лагеря! Таня тоже знала всех детей и взрослых.)
Кристина-внучка моей подруги Лары Бабаковой- преподавателя французского языка  нашего факультета, когда все зрители кричали, обращаясь ко мне: «Зима!», то она кричала: « Люда!»
 Игорь с ТСО снимал все на видео. Попрошу пленку! (И попросила,эта пленка есть). Для детей и всех!
 Сергей Васильевич Левицкий (председатель профкома ДГТУ) сразу заплатил нам за елку и всех накормил. Я получила 150 тысяч, а надеялась на 20! Сижу без денег давно! Здорово! Я счастлива! Сегодня! И особенно счастлива, что Боречка и Ирочка  на сцене чувствуют себя как рыбы в воде. А ведь когда-то, когда я их привела маленькими на танцы в РИИЖТ, они жались ко мне и даже стеснялись танцевать в общем кругу.

                Январь,1996 года,6-е
Вчера объясняла внукам  «тонкую семерку» по А.Подводному, что внутри человека живут разные сущности, они определяют его поведение. Черный Человек отвечает за агрессию, Дракон - за самоутверждение и гордыню, Желтый Человек за обман и самообман, Свинка - за эгоизм, Серый Человек - за  уныние, депрессию, Торопыжка- за ритм внутренней и внешней жизни человека,  Змей –циник и комик. Растут  сущности, и растут соответствующие качества. У разных людей и в разное время эти сущности могут быть разных размеров. И качества проявляться больше или меньше.
 Свинка, в частности, отвечает за лень: чем больше Свинка, тем больше лени.               
Ира (комментирует понимающе): « Когда мы учимся,  Свинка болеет, а когда мы ленимся, она перестает болеть и растет».

 Ира (читает вслух про Хому, где он обманывает): «У Хомы  Желтый Человечек вырос!» А немного погодя спрашивает:
«А  что, все эти  семь человечков только злые, плохие, а хороших нет?» Пришлось ей объяснять, что если есть Бог в душе, то он все видит и помогает человеку справляться и  с эгоизмом (Свинка), и с хвастовством (Дракончик), даже если несколько злых человечков вырастают выше человека и начинают как-то себя проявлять.

Боречка починил мне пульт ТВ!!!
 Я: ??               
Боря (небрежно): «Техника!»
Ира (комментирует): « До чего техника дошла, даже дети ее чинят!»

                Январь, 1996года, 13-е
    Рождество встретили чудесно. Валя- сваха, моя самая близкая подруга (дружим около 40 лет) Галя Шегурова  и я привезли на санках Борю и Иру в  наш  сад. А там посидели в сказочном, засыпанном снегом  саду. Боречка кричал: «Кто- нибудь из бабушек! Подвезите!» Дети - чудо! И погода - тоже!
                Январь, 1996года,14-е- 19-е
У Квакиных. Маша с родителями приехали из Москвы  от Подводного.  Играли у Маши. Маша делала концерта и поставил угощение- импортные сухарики-крестики. Боря и Ира их беспорядочно грызли. Маша  шумно сделала замечание Боре: «Хватит, итак все съели, мало осталось. Вот  глупый, концерт смотри!»
 И вдруг Боря (очень спокойно): « Маша, извини, пожалуйста. Ты позвала в  гости и ты же кричишь. Кто глупый?»
Я целый вечер держала Боречку на руках. А Ирочка стояла сзади, положив подбородок мне на плечо. Как только Боря слез, Ира заняла его место в его же позе.               
                Февраль, 1996 года, 1-е
Дня два назад Боря читает английский. Я его «ругаю».
Ира комментирует: «Боря, английский требует жертв».
Она слышала, как я объясняла кому-то на елке: «Искусство требует жертв».

 Ира: « Люда, у тебя давно нет цветов».
Я: «Зима, они дорогие».
Ира: «У Машиной же мамы они есть».
Я: « У нее День Рождения».
Ира (деловито): « Ну, жди своего».

                Февраль, 1996 года, 21-е
Вчера  Боречка прочитал мне изумительный рассказ из «Родной речи» «Наши соседи» на 11страницах, сам.
А накануне Ирочка принесла помаду: «Мама подарила». Я говорю:
« Ой, какая чудная помада, она мне очень подходит». Ирочка (7,5лет): «Я дам тебе на время попользоваться, дней на шесть, а потом
забуду взять, ладно?»

Ира как-то не выучила стихотворение и говорит: «Я сегодня выучу!» И выучила. «Он (учитель Николай Валентинович) мне все равно вчера двойку не поставил, я у него любимица!»
Ира была сегодня в «Авроре» в кукольном театре. Там вызывали
« Кто пойдет на сцену?» Сидела в первом ряду и, конечно, пошла  Ира: «Подержала за хвост слона и обошла вокруг дерева. Больше никто не пошел».

Ира: «Надо уже елку разбирать, а то летом стыдно будет ее выносить».

Учим английский. Отвечаем на вопросы. Дети невозможно балуются. Я прогоняю Борю и остаюсь с Ирой.  Боря раз пять возвращается, а потом, выглядывая из-за двери на пятый раз, хитро так смотрит и заявляет: «Извините, что я вас побеспокоил…».
               
                Апрель,1996 года, 14-е
Таня Кузьменко (Квакина, Машина мама) организовала группу людей и ведет гимнастику по Подводному «Капля». Курс стоит 95 тысяч. Взяли с собой Ирочку Машу и Борю (маленького). Все делали упражнения по парам. Таня с кем - то в паре руководила процессом и показывала гимнастические упражнения. В конце занятия взрослые расплачиваются. Ира подходит и протягивает Тане  6 тысяч (осталось от покупки хлеба – папа Боря разрешает собирать): «Возьмите». Таня: «Что это?» Ира: «Возьмите, передача понравилась». Таня: «Какая передача?».
Ира: « Ну, эта, которую вы вели…».

Ирочка каждый раз приносит мне что-нибудь понемножку покушать в своей детской сумочке, видя, что я вкусненькое стараюсь отдать им. Один раз принесла сыру, колбаски по кусочку, а сегодня яйцо и пасху. Я очень радуюсь и называю ее «кормилица моя».
               
                Май, 1996года,9-е
Были на кладбище у мамы и папы с детьми и внуками. Отвозили сирень. Вспоминали….

Людочка Кальченко (внучка моей няни Чени) пришла в старенькой одежде. Я ей отложила кое-какие вещи. Ирочка услышала, что есть бедная девочка и принесла все свои сбережения по 100 рублей и в  «туесочке» много мелочи (по 50 и 10 копеек). Она думала, что «бедная» девочка маленькая и ей нечего кушать.

       Июнь,1996года,2-е
Валя (сваха) рассказывает. Боря и Ира играют, а Саша (сват) комментирует: «Ира, не лезь к Боре, женщины в вагоне всегда внизу». Ира: « Я не женщина, не женщина! Я даже курицу варить не умею!»

Ирочка (радуется): «Люда! Я умею сама двери открывать!»


       Июль,1996года,15-е
Детки приехали из лагеря 6-го июля. Похудели, загорели. Там ходили на дискотеку. Боречку приглашали на белый танец девочки.
 Он наутюживался, наглаживался и шел на танцы.  Это уже мои внуки! Жизнь летит!               

                Июль,1996года,21-е
Ирочка раскалывает лед в стакане ступкой и может разбить все.
Я: «Вот дура, Ира!»
Ира: «Дура, дура – не на век!
Дура- умный человек!
Дура учится на пять,
            Дуру надо уважать!»               


Июль,1996года,21-е   
День рождения Юлии Михайловны, бабы Юли – мамы  Стасика.
Ели торт-мороженое с бабой Юлей, Стасиком и детьми. А утром были  у «бабиси»- Тамары Александровны Затонской (Уколовой), сестры моей мамы. 5 дней назад (16-го) умер  ее старший сын, Алик Затонский. В четверг 25 июля, ему 9 дней. Это был мой последний брат. Павел Затонский, младший, погиб, Шурик Уколов умер от остановки сердца, Юра Ардашев утонул летом 1994  года, в год, когда умерла моя мама.
«Бабися» рассказала о моем прадедушке Терентии Ивановиче Уколове- крестнике Николая  II, который был в его свите, награжден Орденом Высшего Священного Синода за строительство школ и церквей.

               
                Июль,1996года,22-е               
У папы Бори на Дне Рождения (31год) Ира пролезает под столом,
искренне восклицает: «Ой! Сколько ног!»

                Август, 1996 года, 20-е
Пытаемся с Ирочкой читать. Она говорит мне: «Люда, пойди на круглосуточную работу, тогда мне меньше  надо будет читать».

Декабрь,1996года,3-е
Ирочка ждет Машу в ноябре: «Я счастлива до слез! Моя сестра приезжает!»
Читает английский, не может прочитать слово.
Я: «Ну!»
Ира: « Если бы ты мне еще и букву сказала!»

Январь,1997года,30-е
Ира (после того как обокрали мою квартиру и унесли все деньги и драгоценности): «Люда, дай мне золотую бумагу, туфли кукле сделать».
Боря: «Не трогай Люду, у нее все золото кончилось».

                Март 1997года
У Иры за диктант «кол» и «отлично».
Я: Ира!!!?
Ира: (скороговоркой): «Эти диктанты, эти слова, колы, чего?»
Я: Ира!!!?
Ира (радостно улыбаясь, скороговоркой): «Все-все - все-все!»               
               
               

                Апрель 1997года
Женя Олехнович (дед) пришел на День Рождения мамы Тани 3апреля с внуком Женечкой. Внук - очаровательный маленький мужичок, полтора года. Похож на Тоню и Наташу (Женину жену и дочь).
Ира с ним возится с удовольствием.
Я: «Ира, хочешь я рожу тебе такого?»
Ира (8,5лет): «Не надо!  Как- нибудь сама управлюсь!»


                Май, 1997года, 30-е
Боря-сын(31год,10месяцев) закончил второй  вуз  (РГУ) и получил специальность « практикующий врач- психотерапевт» (с   отличием).
Я спросила, как ему это удалось. Он ответил: « Я их
(экзаменационную комиссию) гипнотизировал».
Ира (8,5лет): « Люда, папа получил пятерку, дай нам эклеров!»

   Август,1997 года
Ира (читает текст по- английски):… «with us»..
(поднимает брови): «Новый ас?» (из рекламы).

                Май ,1998года, 11-е
Мне 56 лет. Ирочка сказала, глядя исподлобья: «Люда, какая ты молодая, гляжу и не могу наглядеться».

                Май, 1998 года, 22-е
Вчера Ируля принесла 4/5 за экзамен по русскому языку. Очень рады я и она. Ждем папу, чтобы сказать, учим английский. Я говорю: «Повторяй за мной как за магнитофоном и говори красиво». Ира (бежит к зеркалу): « Давай, говори! А я буду губами повторять - никогда еще не говорила под фонограмму!»


                Июль 1998 года, 7-е
Приехали детки из лагеря.
Выросли, похорошели.
Я очень рада, что они участвовали во всех играх в лагере. Ирочка показала мне сценку, где она была кошечка.
Моя сваха Валентина  подружилась с Бункиной Людмилой Ивановной- воспитательницей детей.
А  Боря прислал изумительное письмо из лагеря про дискотеки, праздники: « У нас завтра будет праздник (!)- День памяти павших.
А в пионербол проиграли потому, что Галина Викторовна вместо лучших игроков поставила худших. Мама, папа, напишите письмо, а то все получают, а нам обидно».

Июль 1998 года, 8-е
Вместе с Ирой сочиняем стишок:
ЛЕТО
Лето - прекрасное время года,
Стоит хорошая погода,
Поют, заливаются птицы,
Скворцы, воробьи и синицы.
Летом хорошо, то жарко, то тепло.
Долго его ждали, и вот оно пришло.
Кто в лес пойдет грибы искать,
Кто ягоды найдет там,
Кто едет в «Радугу» опять,
А кто к любимой тете.
Как рады лету дети-
Прекрасно жить на свете!

Июль 1998 года, 11-е
Валя Балала (сваха)  рассказывала. Ирочка на дискотеке в «Радуге» подбегает к ней и говорит: « А Борька пригласил девчонку!»
А потом оборачивается к подружкам  и всплескивает руками: «Все! Я сказала!»

                Ноябрь 1998года,11-е
Пишем с Борей сочинение об Иоганне Себастьяне Бахе. Он уходит, а я его целую и говорю: «Будь умненьким!» А он спокойно: «Я и так умненький».
Я очень рада. Пусть развивает в себе это.

Ноябрь 1998года,11-е
Обсуждаем с детьми оценки. Говорю: «Боря, надо исправить тройки, тебе ведь семью кормить, когда вырастешь».
Боря: «У Иры тоже тройки, а ты ей не говоришь».
Я: «Ира выйдет замуж, и все! Правда, если выйдет за англичанина
и не будет знать английский…»- я хотела сказать: «то зачем она ему нужна». Ира мгновенно вставляет: « …то он меня научит!»

                Май, 1999года
Ирочка(10,5лет): « Знаешь, почему я так хорошо выгляжу? Говорят, будешь много знать, скоро состаришься. А я  еще мало знаю, поэтому я такая молодая».

Внуки учат по строфам «Евгения Онегина», по 10 рублей от меня  за строфу. Мне даже самой иногда трудны обороты русского языка, но они добросовестно и с выражением рассказывают наизусть. Я вспоминаю, когда Ирочка была совсем маленькая, где-то в возрасте
 3-х-4-х лет, мы с ней смотрели экранизацию «Евгения Онегина» по телевизору у бабы Муры на диване. Вдруг во время нравоучений Онегина Татьяне после написания ею письма Ирочка расплакалась.
Я спросила, что случилось. «Танечку жалко», - сказала Ирочка.

Ирочка(10,5лет): « Спроси меня о Пушкине - я  все скажу!»
Я: «Кто были его предки?»
Ира: «Не знаю».
Я: «Подскажу. А почему он кучерявый?»
Ира: «А-а-а.. Работали в парикмахерской!»
                Август, 1999года, 6-е
Отдала  Ирочку и Боречку заниматься русским языком к соседке Нелли Константиновне Стебаковой, много лет проработавшей доцентом в Ростовском Государственном Университете, специалисту в области русского языка и литературы. Ира очень боялась идти. Она сказала: «Я ничего не умею». Я с трудом ее уговорила. Нелли Константиновна  отметила, что Ира чувствует «ошибкоопасные» места и запоминает то, что ей сказали. В конце занятия Нелли Константиновна поставила  пластинку «Венгерский танец» Брамса, и Ирочка вприпрыжку под музыку «скатилась» с лестницы. А Боря вообще написал диктант на «четверку». А на уроке литературы целый урок рассказывал  «Песню о купце Калашникове», учительница только в конце урока дополнила. Еще Нелли Константиновна   рассказывает, что он очень наглядно и артистично показал, что означает выражение «спустя рукава».




                Июль, 2000,4-е
Хочу с детьми: Борей, Таней, Ирочкой, Боречкой, Наташей, Димой, Женечкой хорошо отдохнуть в «Радуге»!
                Июль, 2000года,8-е
Дети- внуки приехали 5.07.2000 из «Радуги». Загорелые, веселые.
 Боречка с меня ростом.
Счастливо прыгали по квартире, что они дома.
 Ирочка позвонила подружке Лене и от избытка чувств  нажала на кнопку телефона - разъединила  разговор.
Боречка подошел к компьютеру, обнял и поцеловал его.
Я вспомнила как Моцарт в шесть лет целовал рояль.
Как изменились времена!
Как изменились дети!

                Август, 2000года,3-е
Ира: « Люда, папа нам купил книжку – «репетитор» с ответами».
Я: «Ирочка, лучше думать самой, своей головкой».
Ира: «Люда, но должна же у нас быть запасная тетя Неля!»
( Нелли Константиновна – преподаватель русского языка).

Сентябрь, 2000года, 12-е
Когда- нибудь опишу, как я отдыхала  детьми (7 человек): Боречка, Ирочка, Таня, Боря, Наташа, Дима, Женечка в «Радуге» в  cентябре 2000 года с 1-го  по 16-е.
                Октябрь,2000 года,19-е
Я состроила Ирочке «рожу»: сложила губки бантиком и округлила «глазки».
Ира (10 лет): «Ой-ой-ой-ой! Сама невинность!»
А недавно Боречка ее  шлепнул и сказал что-то грубоватое.
Она (играючи, кокетливо, но не зло): «Хам!»   
               
                Январь ,2001года, 7-е
Водила детей и внуков в театр. Сначала в филармонию, на Штрауса.
Они (оркестранты) устроили нам Вену! Пели, стреляли (полька  «на охоте»), меняли шляпы в оркестре (почти как я на «капустниках», а оркестр- то симфонический!), шутили. Затем водила в Большой музыкальный театр на «Маэстро  Галанов приглашает». Всем понравилась «Ах, фортуна!» со световыми спецэффектами в такт музыке. Я водила всех: и детей, и внуков, и сваху Валентину и больше смотрела не на сцену, а на них. Счастлива была видеть удивленного и радостного большого Борю!

                Январь ,2001года,18-е
Мои внуки выросли и взрослые. Ируля не очень хочет заниматься.  У Боречки, кажется, ломается голос.
Июнь, 2001года, 2-е
Много воды утекло. Перед маем срочно прооперировали Ирочку -  аппендицит. Спасибо Богу! Все обошлось.
Ируля подружилась с девочкой Валей в больнице  (из 8-го класса городской школы), с которой они были вдвоем  в пустой многоместной палате. У них всегда был повод над чем-то посмеяться. Особенно они хохотали, что бабушка Люда, которая должна была за ними присматривать, пришла и сразу уснула и проспала почти сутки (видно я так устала перед этим). Теперь Валя к нам приезжает. Слышу между ними разговор.
 Валя: « Ира, а ты слышала о Зое Космодемьянской?»
Ира: «Нет».
Валя: «Она была партизанкой, ее немцы пытали, босиком, в одной рубашке выгоняли на мороз, а она ничего не сказала, никого не выдала».
Ира: «А я бы не смогла, я бы сказала: «Они-там!»
А я подумала: «Все бы наша дорогая девочка смогла, она – умница, не пикнула во время тяжелейшей операции, но не приведи Господь, чтобы на жизнь моих детей и внуков пришлась война».

20 апреля – год как нет моей сестры Лены (профессора, доктора биологических наук, академика РАЕН). Приезжала из Москвы Таня, моя родная племянница, Ленина дочка. Поминали, вспоминали….

11 мая мне было 59 лет.
Внуки закончили школу. У Ирочки две тройки, Боря - без троек.
В «Газете Дона» 24 мая вышла статья журналистки Юлии Быковой о нашей бабушке, моей маме, профессоре медицины Марии
Александровне Уколовой «Цветы для божественной». Хорошие
фото, хорошая статья. Грустно.

                Май, 2003года, 29-е
Ирочка поступила в  лицей Международного факультета, где я работаю. Пережили 24.05.  последний экзамен- обществоведение,
Ирочку зачислили.
Свои 60 лет и 61год встретила тихо.
Боречка  уже год как учится в техническом лицее ДГТУ. Информатика-4, физика-4, алгебра - ?(завтра).
Я прошла на 5 лет на кафедре на доцента.               

                Август, 2004 года, 21-е
Вчера моему Учителю  Председателю Северо-Кавказского Научного Центра Юрию  Андреевичу Жданову было 85лет. Он работает.
Я не сразу дозвонилась - у него в кабинете были министры. А потом секретарь соединила, и мне удалось его поздравить.
16.07.04. Боречка выдержал собеседование для поступления в ДГТУ и отказался сдавать аттестат. Он сам решил поступать на физический факультет в Ростовский Государственный Университет (РГУ), где он проходил «нулевой» курс.   27.07. нам стало известно, что Боречка стал студентом   РГУ. Он пошел на собрание и прислал папе Боре SMS -ку , что он восьмой по рэйтингу на специальность «Медицинская физика».
Так что это  пятый Олехнович в РГУ, который закончили дядя Лева Олехнович (мой деверь и дядя папы Бори), Рита Олехнович – его жена, Женя Олехнович (мой первый муж и отец  папы Бори, дедушка Боречки и Ирочки) и  я. Все-химики, а Лева – доктор наук, академик. Когда-то в  РГУ работал и наш общий прадедушка и дедушка- профессор химии Борис  Иванович Ардашев. И вот теперь Боречка. Знал бы он и баба Мура.
Когда Боречка заканчивал технический лицей ДГТУ, то его классная руководительница, преподавательница математики Инна Абрамовна сказала о нем и еще о двух мальчиках, что они  «мозг класса» и что без них не было бы ни физики, ни математики, ни химии. И что он завоевал все мыслимые и немыслимые призы  по дзю-до (несколько золотых медалей за первое место в  Ростовской области).
Ирочка ходила сначала на индивидуальные  занятия по математике, а затем на подкурсы к Тамаре Яковлевне Пападмитрий - моей подруге, долгие годы бывшей нашим уникальным заместителем декана, которую до сих пор помнят иностранные студенты, совершенно замечательном преподавателе математики. Тамара Яковлевна сказала добрые слова о ней («Ира всегда внимательна и сидит за первой партой»), но Ира до конца курс не дослушала - ждала Машу из Москвы. Перед поступлением в университет Тамара Яковлевна проверяла и Боречкины знания и комментировала (я слушала): «Молодец, Боря! Браво, Боря!» А Боречка пришел домой и только сказал: « Тетя Тома сказала, что я могу продолжать учиться дальше».
Вообще друзья выручают. Когда-то, когда Ирочке было чуть больше года, а Боречке за полтора, дети уехали на море ненадолго, а тут как раз внуки заболели. Никогда не забуду, как я пришла в садик за Боречкой, а у него температура 40.0 Он в бессознательном состоянии сначала отнес игрушку на место в шкаф, а потом уже пошел ко мне. А дома в это время тоже с температурой  Ирочка и лежащая баба Мура,  и нет воды! Так моя подруга- «француженка» Лара Бабакова со своим мужем доцентом Борисом Николаевичем Моренко привезли мне воду в трехлитровых баллонах с Северного! А сейчас вот  Наталия Ефимовна Драпкина - кандидат физико- математических наук, доцент, занималась с Боречкой   по физике.  Она рассказывает: «Он пришел перепуганный после подкурсов  в  ДГТУ, но уже на первых занятиях понял, что все не так трудно, и стал «щелкать» задачи». А Боречка сказал, что после занятий с тетей Наташей стал решать задачи по физике всем в классе.
 
Вчера папа Боря и Тоня (удивительная вторая жена мое первого мужа, с которой впервые Боречка побывал на Черном море) приехали из «Радуги».
                Июнь, 2005 года, 15-е
Еще один мой друг- Тамара Ивановна Абросимова, чуть ли не лучшая в Ростове  преподаватель русского языка, «чеховская» женщина по виду и культуре, которая обучала правильному русскому языку актрису театра Горького Татьяну Малиновскую и к которой обращаются русисты моего Международного факультета, когда не знают какого-либо правописания, готовила  Ирочку и Боречку к ЕГЭ по русскому
языку. В результате Боречка получил «5», а Ирочка «4».

Август,2005 года
Ирочка – студентка ДГТУ! Она, как и Боречка, сама выбрала себе профессию. Родители ждали ее решения. И вот наша Иришка- студентка гуманитарного факультета ДГТУ, специальность «психология». Она еще весной написала тестирование и стала студенткой на коммерческих началах (прыгала от радости в коридоре факультета), а после летних экзаменов была переведена на бюджет, собирается играть в университетском КВН.
   Боречка перешел на второй курс РГУ. Вот теперь уже внуки действительно взрослые и самостоятельные, и вся жизнь впереди….

ПЕРВОЕ ПОСЛЕСЛОВИЕ
   На этом  нерегулярные записки- картинки с 1993 по 2005 год  бабы Люды заканчиваются. Я убрала из «дневничка» события и переживания, касающиеся меня лично, а оставила только то, что относится к бабе Люде и ее внукам.
    Многое с тех пор изменилось. Ушли из жизни родные и знакомые из  упоминавшегося здесь старшего поколения: дедушка Женя Олехнович, его брат Лева, его жена Рита, Тамара Алексардровна Затонская (Уколова- сестра моей мамы), Юлия Михайловна Квакина- прабабушка Маши, Юрий Андреевич Жданов, Сергей Васильевич Левицкий. Вечная им память! Но на этих страницах они еще живы, пусть так и останется.
     Боречка учится на 5-м курсе ЮФУ (Южный Федеральный университет, бывший РГУ), заканчил первый год магистратуры, работает МНС (на полставки) в НИИ кибернетики при ЮФУ. Недавно, делая доклад по теме своего диплома бакалавра, он занял первое место на конференции физиков. Ходит «качаться» в спортзал, играет в футбол. Ирочка переходит на пятый курс ДГТУ.  Она наигралась в КВН и теперь увлекается восточными танцами, делает красивые поделки своими руками - это у нее в маму Таню. Маша (кузина) заканчивает Новый  Московский Университет тоже по специальности «Психология». Сфера ее увлечений самая разная: от философии, психологии, театра, музыки, рисования и английского до тенниса и профессионального  владения компьютером. Впрочем, хорошо учатся (сами выбирали профессию)  и компьютером  владеют все внуки.

 Внуки уже по парам. Вот уже два года у Боречки- Юлечка, а у Ириши- Андрюша. У Маши - Коля.


ЗДОРОВЬЯ ИМ, СЧАСТЬЯ  И ЛЮБВИ! БЛАГОПОЛУЧИЯ И УДАЧИ!
                Баба Люда
 
ВТОРОЕ ПОСЛЕСЛОВИЕ
Пока я делала генеалогическое дерево рода Ардашевых и Уколовых (родных прадедушки и прабабушки  Боречки и Ирочки) моя сестра Ирида Алексеевна Елохина (Ардашева) прислала мне из Екатеринбурга книгу о фамилии Ардашевых: «Двоюродные братья В.И.Ленина (Ульянова) Ардашевы и их родословная» и более подробную нашу родословную с 1700 года. Теперь буду разбираться. Мне писали из  Екатеринбурга и Ирбита, что моего папу Бориса Ивановича Ардашева исключали из Уральского Университета за родство с Лениным, а я не могла понять, почему. Казалось бы должно быть наоборот, ведь папа рос в революцию.  Оказывается, Ленин преследовал свою ближайшую родню - двоюродных братьев Ардашевых, так как они, мягко говоря, не поддерживали его коммунистические взгляды. Книга содержит много документов и фотографий, подтверждающих это. Это  видно и  из содержания книги. На приведенных  в альбоме страницах можно прочитать об очень интересных предках фамилии Ардашевых, в том числе, Томасе Манне и Генрихе Манне,  видных исторических фигурах: генерал-фельдмаршале Германии В.Моделе, генерале  Х.Э. фон Мантейффеле, Р.К. фон Вайцзеккере-бургомистре Западного Берлина в годы разделения города, президенте ФРГ до 1994 года и т.д.  Теперь я буду «докапываться», какое отношение имеют живущие ныне Ардашевы и в том числе их потомки Боречка и Ирочка Олехновичи к родословной Ульяновых- Ардашевых, тем более, что  дороги Ульяновых- Ардашевых перекрещиваются в небольшом сибирском городе Ирбите, откуда родом мой отец и их прадедушка Борис Иванович Ардашев. Папа Боря вообще стимулирует меня на связи с родными. К нам приезжали мой племянник Алеша и Лена- невестка одной из двух моих сестер Уколовых Наташи и Ирины, живущих в Клайпеде (Литва), а летом ждем в гости семью моего племянника из Амурской области Володи Ардашева. А ведь еще есть родные по линии мамы Тани Балала и Олехновичей. Так что Ирочке и Боречке будет не скучно на земном шаре. И слава Богу!

Л.Б.Олехнович (Ардашева) - Баба Люда

Июнь 2009 года
               




                ЛЮДМИЛА ОЛЕХНОВИЧ






ИРОЧКА и БОРЕЧКА
КАРТИНКИ ИЗ ДЕТСТВА
(записки бабы Люды)
       




 


Ростов – на- Дону
2009 год