Париж-5. Званый обед. Первые итоги

Тина Гай 2
Итак, третья неделя обучения, три недели в Париже. Можно делать первые выводы и подводить итоги. Франция оказалась, в отличие от России, очень формальной и забюрократизированной.


Россия, значительно больше ориентирована на содержание при очень малом присутствии формы, французы – больше ориентированы на внешнее при очень малом присутствии содержания.


Всякая непринужденность и импровизация - неприличны. Безукоризненная одежда, вежливость, внешняя благопристойность.


Словом, отточенная и не подлежащая никакому сомнению форма: она должна соблюдаться в любом месте, в любой компании, при любом раскладе, всегда и во всем. Она – защитный покров для француза, который очень раним и закрыт.


Интровертная нация. Но, к сожалению, открылось это после многих событий, случившихся со мной. В том числе и на первом званом обеде.


Одежда поражает четкой социальной дифференциацией и качеством. Индивидуальность проявляется через форму, цветовую гамму, стиль, детали, лейблы, аксессуары.


Россия - приглушенная, хмурая, серая. Франция – яркая, цветная, солнечная, русскому глазу непривычная и странная. Очень насыщенные ярко зеленые, красные, синие, фиолетовые и бросающиеся в глаза цвета.


Что особенно удивительно, в основном  это цвета одежды мужчин. Француз - яркий и цветной, русский – черный и серый. Словом, поняла, почему французов называют "галльским петухом". Женщины в ярком – скорее исключение, чем правило.


Среди них преобладают серо-черные или пастельные тона. Женщина-француженка на улице: без макияжа, с простыми, естественными волосами, никакого лака, естественна как сама природа. Она – серая уточка, он – яркий селезень. 


Сначала на селезня сказала, что это утка, а на утку – селезень. Сработал российский менталитет. Женщина в России, прежде всего, объект сексуального притяжения, она борется за мужчину, во Франции – наоборот.


Итак. Первый званый обед. Он предвещал скорый конец первого модуля. Пришло высокое начальство. Решило познакомиться и узнать наши впечатления. Так же все непривычно и особенно. Перед обедом - обязательный аперитив, для  аппетита. Что это такое, узнала только здесь. На отдельном столе стоят напитки крепкие и не очень, много разных орешек: фундук, арахис, миндаль. В России нет такой традиции и я решилась попробовать...



Выбрала самую оригинальную бутылку, с непонятно каким напитком. Оказалась – анисовая водка. Но это узнала потом, когда эффект выпитого превзошел все мои ожидания. Тогда подумала, что это лимонад. Для интереса и с энтузиазмом выпила, да не просто выпила, а выпила в неприлично большой дозе, как обычно пьем лимонад.


За столом опять оказалась рядом с французами, да не просто с французами, а с начальством. Много говорила и даже смешила, что получалось забавно, неожиданно и случайно даже для себя, т.к. это совершенно на меня не похоже. Работала анисовая водка.


Начальник наш опять остался мной недоволен. Слишком много на себя обращала внимания иностранцев. После обеда грозил отправить обратно в Россию. Но французский начальник меня запомнил, и потом, на заключительном выпускном ужине, постоянно приглашал танцевать.


А пока нам все подносили и подносили разные блюда, было очень сытно, много и по-французски вкусно. На столах, как и обычно, обязательно стояла вода, простая, к которой мы только-только начинаем привыкать, и красное вино.


Оно было всегда, во всех столовых и кафе, где обедали. И это тоже поражало. С непривычки после двухчасового перерыва и сытного обеда группа откровенно спала на послеобеденных занятиях. Поражало обилие сыров, которые подавались  в конце обеда, на десерт. Один из преподавателей, мэр какого-то небольшого городка, шутил: "Франция славится двумя вещами: сырами и женщинами. Больше нам гордиться нечем".


И действительно, так сытно, много и разнообразно я никогда  не ела: ни до, ни после. К концу стажировки неприлично растолстела. Поэтому часто задавала вопрос нашему Жаку: "Почему женщины-француженки при такой обильной еде такие худые?". В ответ получала уклончивое "У нас есть свой секрет".


На обеде обсуждали семинар, которым заканчивался первый цикл обучения. Он должен был пройти в пригороде Парижа, в Менюльском замке - центре повышения квалификации топ-менеджеров фирмы «Томсон», ответственной за наше обучение. О нем нам стали говорить с самого первого дня. И вот кое-что стало проясняться. Мое небольшое сообщение будет посвящено рефлексии их методологии образования.


Тема звучит так: «Инжиниринговый подход к образованию». Образование по-французски: максимальная технологизированность, максимальная свобода выбора обучающегося, формирующего самостоятельно собственную корзину предметов обучения. Время творцов- преподавателей  давно прошло. На первом месте технология и процедуры, а у студентов - самостоятельность и свобода.


Преподаватели-французы очень интересны, особенно молодые. От старшего поколения они очень сильно отличаются. В России такой разницы нет, по крайней мере, тогда её не было: все шаблонно и более или менее одинаково.


Здесь молодые отличаются умением выстраивать доверительные, равные отношения, культурой, поведением, раскованностью: если не хватает роста для доски, встают на стул, если хотят более непринужденного контакта и общения - садятся на стол, если хотят дополнить материал - делают много отступлений, фактически вся лекция - сплошное отступление.


Наверное, это новые веяния, связанные с теорией человеческих отношений и коммуникацией, с общей культурой. Наш переводчик на недоумения по этому поводу говорит, что все студенты имеют на руках курсы лекций, поэтому повторять им то же самое, просто неразумно.


Лекция используется для дополнительной информации, общения и ответов на вопросы. Мне с моим не таким маленьким стажем даже в голову не придет так себя вести на занятиях. Поэтому смотрю с любопытством, чисто профессиональным интересом, впитываю и удивляюсь. И есть чему.


Но по-прежнему мое настроение "цветаевское":

Марина Цветаева "Лучина"

До Эйфелевой - рукою
Подать! Подавай и лезь.
Но каждый из нас - такое
Зрел, зрит, говорю, и днесь,
Что скушным и некрасивым
Нам кажется <ваш> Париж.
"Россия моя, Россия,
Зачем так ярко горишь?"
(Июнь 1931)


Автор публикуется в болге:
http://sotvori-sebia-sam.ru/parizhskij-dnevnik-zvanyj-obed/