Страна читалия, пьеса-сказка

Надежда Кудашкина
 Библиотечный урок для младших школьников.

Действующие лица:
Муза Харлампьевна – МуХа-Читатуха – библиотекарь
Виталий Нечиталий – мальчик
Тётя Соня – уборщица в библиотеке
Тора и Тара – девочки-близнецы 7 лет
Паук-крестовик – стражник в библиотеке
Дюймовочка
Маша и Медведь
Козлёночек
Колобок
Алёнушка
Иван

Сышна песня:

Идём мы не в Италию,
Не в Индию идём:
Идём в страну Читалию
И песенку поём:
Читалия, Читалия –
Чудесная страна,
И вовсе не в Австралии
Находится она.

/Появляются МуХа-Читатуха и Виталий Нечиталий/

МуХа: Вот здесь она и есть! Читай вывеску!
Виталий: Биб-ли-оте-ка. Фи, какая же эта страна? Обыкновенный дом.
МуХа: Обыкновенный, да не совсем, – здесь книги живут.
Виталий: Ну и пусть живут! Я читать не люблю. Лучше телек посмотреть или в компьютер поиграть. А книги стоят да молчат.
МуХа: Ну, не скажи! Книги – это радость! Я вот сегодня целый день счастливая хожу: книжку нашла, которую давно прочитать хотела.
Виталий: Вы не переубеждите меня, книги – скукота, телек лучше
МуХа: Эх, ты, грамотей – «не переубеждите». По-русски так не говорят.
Виталий: А все слова запомнить невозможно.
МуХа: А все и не надо запоминать, для этого словари русского языка существуют: Ожегова, Даля и другие  ( показывает книги).

Слышится песня

Приходите к нам в Читалию
Познакомиться с героями,
Кати, Маши и Виталии,
Целый мир для вас откроем мы,
Вам расскажем сказки дивные,
Приключенья интересные,
И истории старинные,
И Загадки неизвестные.

Виталий: Ну, давайте зайдём, поглядим.

/Входят в библиотеку, где тётя Соня протирает полки/

МуХа: Здравствуйте, тётя Соня, хозяюшка наша. А я нового читателя привела.
Тётя Соня: Здравствуй, Мушенька. А что это наш читатель не здоровается?
Виталий (спохватившись): Здравствуйте.
Тетя Соня: Вот так-то лучше. Пришёл книгу выбрать? Минуточку подожди, я сейчас закончу борьбу с Чудой-Юдой и тебя пропущу.
Виталий: Что за Чуда-Юда? А она страшная?
Тетя Соня: Очень страшная, Чудушка Поганая, особенно для книг.
Виталий: А она нас не съест?
Тётя Соня: Не бойся, видишь у меня оружие. Я сейчас его применю! (включает пылесос)
Виталий: Это же пылесос! А Чуда-Юда в него влезет?
Тётя Соня: Ещё как влезет! (показывает чистые полки) Видишь?
Виталий: Так это – пыль?
Тётя Соня: А ты думал, что? Пыль – враг номер 1 для книг.
Виталий: А враг номер два – кто?
Тётя Соня: Тараканище! Вон он, злодей, на полке стоит и всем грозит. Да ты, наверное, про него читал у дедушки Корнея Чуковского?

Паучок-Крестовичок (надевает плащ крестоносца, поднимает меч над головой):
- А ну, Тараканище, выходи на честный бой, Я ведь – не козявочка, не букашечка, которых ты запугал. Ты читал про него, Виталя?

МуХа: Он не любит читать. Пока!
Тётя Соня: Ну, это – дело поправимое. Сейчас пообщаешься с книжными героями, и за уши тебя от книжек не оторвёшь.

Действие второе.

По сцене катится Колобок, у которого один бок откусила Лиса, он причитает:

Колобок я Колобок,
Съела мне Лисичка бок:
Слишком я доверчив был,
На обед к ней угодил.
Подскажи, Крестовичок,
Кто починит мне бочок?

Паук-крестовик:

Я – стражник отважный в Читалии,
Люблю я порядок во всём,
Лису я отправлю в Австралию,
А ты, Колобок, ни причём.
И рана твоя – не смертельная,
Ты к Машеньке в гости катись,
Она тебя, бедного, вылечит,
С поклоном ты к ней обратись:
У Машеньки тесто отличное,
Как раз к пирогам подошло…

Колобок: А где мне искать Машеньку, ведь она в лес пошла и заблудилась.
Крестовик: Да ты что? Жалко девочку, добрая она. Постой, да ведь её Медведь-спасатель
должен в коробе принести
Колобок: Что-то долго он её несёт. Ой, мой бочок (стонет)

(Входит Медведь, за плечами у него короб, а в нём - Маша).

Медведь: Ух! Кое-как добрались. Пока по лесу шли, всё хорошо было, а как в город вошли,
и началось: там нельзя направо, там – налево. Какие-то светофоры придумали. А я иду
и внимания на них не обращаю. Вдруг – свисток: нарушаете! А что я нарушаю?
Крестовик: Правила дорожного движения. Книжка такая есть в библиотеке, выучи, а то как домой пойдёшь. Ещё и оштрафуют. (Показывет книгу)

Медведь: Спасибо за совет. Обязательно выучу.
Иван: А мне что ли тоже правила учить надо?
Крестовик: А ты – кто?
Иван: Я – младший сын в сказе Ершова.
Крестовик: А как же! Ты ведь тоже на транспорте работаешь!
Виталий: А какой у него транспорт?
Иван (гордо): Конёк-Горбунок! Ни у кого
такого нет!

Маша (вылезает из короба): Колобочек,
Миленький, как тебя лиса покалечила! Иди скорее ко мне: я тебя вылечу.
(берёт горсть теста и залепляет рану)
Колобок: Спасибо, Машенька. Ура! Я снова могу путешествовать! А у вас книги про путешествия есть?
МуХа: Очень много, выбирай любую.

Действие третье.

(Слышится плач, все ищут плачущего. Наконец находят на полке крохотную девочку)
МуХа: Кто ты? Почему плачешь?
Девочка: Я – Дюймовочка из сказки Андерсена. А плачу, потому, что Ласточка обещала
унести меня в тёплые края. Я жду-жду, а её нет и нет (плачет)
МуХа: Не плачь, Дюймовочка, я сейчас дам тебе книгу, из неё ты узнаешь,
когда ласточки в тёплые края улетают, вот тогда и жди её.
Дюймовочка: Спасибо.

Действие четвёртое

Тётя Соня (ворчит): Вот напасть какая: повадился к нам в библиотеку Невидимка ходить, как побывает, - так какой-нибудь книжки нет.
МуХа: Что на сегодня пропало?
Тётя Соня: Сказки Пушкина.
МуХа: Не волнуйтесь, он вернёт.
Тётя Соня: Это так, но всё равно неприятно видеть вместо книги пустое место. Хоть бы раз показался.
МуХа: Не может он показаться: он же – НЕВИДИМКА. А что он брал в прошлую неделю?
Тётя Соня: Про Незнайку, видно, решил в Знайку превратить. А вчера смотрю: книга на месте стоит, а в ней листок со стихами. Давайте прочтём.
Виталий: Давайте!
МуХа (читает):

Есть девчонки и мальчишки
По прозванью – «коротышки»,
Повстречались мне оне
На загадочной Луне.
Сколько разных приключений,
Всевозможных развлечений
Повстречалось на пути.
Книжку ты возьми, прочти!

Виталий: Можно мне взять эту книгу?
МуХа: Конечно! Я тебе так завидую: ты откроешь новый мир для себя.

Действие пятое.

В библиотеку входят две девочки-близняшки, Тара и Тора и, перебивая друг друга, говорят:
Тара, Тора: Здравствуйте! Здравствуйте! А романы для девочек у вас есть? А Гарри Поттер? А Волшебник Изумрудного города?
МуХа: Тихо, Тора! Тихо, Тара! Что вы тараторите? В библиотеке нельзя шуметь, - другим мешаете.

Паучок-Крестовичок поднял меч над головой: Кто это тут дисциплину нарушает?
Тара и Тора (тихо): Мы поняли. А детективы есть?
МуХа: Конечно! Вон видите, девочка сидит грустная, плачет, братца зовёт. А братца нигде нет. Только козлёночек бегает. Люди говорят, что этот козлёночек и есть её братец Иванушка. Возьмитесь расследовать это дело.
Тара и Тора: Что расследовать надо?
МуХа: Во-первых, почему братец козлёночком стал?
Во-вторых, кто это сделал?
В-третьих, почему?
В-четвёртых, как вывести преступника на чистую воду?
Тара и Тора: Мы берёмся за это дело!
Виталий: А можно и я подключусь?
МуХа: Пожалуйста! Книг у нас много, приключений достаточно, на всех хватит. Читайте, путешествуйте, расследуйте!

Звучит песня:

На свете есть чудесная страна,
Наполнена секретами она,
В ней книжки очень умные живут
И в странствия далёкие зовут.
Из них узнаешь ты о небесах,
О реках, о полях и о лесах,
О звёздах и о тайнах бытия
И как прекрасна Родина твоя!


© Copyright: Надежда Кудашкина, 2012
Свидетельство о публикации №112062401690